- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Орган – вечный инструмент
В Калининграде проходил I Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «орган». «ЛГ» побеседовала с композитором Валерием КИКТОЙ, который являлся членом жюри.
– Как часто судите конкурсы? Почему именно специальность «орган»? Связано ли это с тем, что в вашем творчестве – большое количество сочинений для органа?
– Я часто являюсь членом жюри разных конкурсов, в том числе и композиторских. К тому же имею собственный международный органный конкурс, который пройдёт в Москве в ноябре уже в пятый раз. Я застал ещё тот период, когда только начиналось, так скажем, органное движение. В начале 50-х слышал, как играл наш великий Александр Фёдорович Гедике. Потом, после его ухода, в консерватории преподавал Леонид Ройзман, потом был совершенно замечательный Сергей Дижур… Конечно, всё это послужило толчком к созданию многих моих органных сочинений и определило участие в I Всероссийском музыкальном конкурсе.
– Чем вы объясните увлечение органной музыкой многих современных композиторов?
– Я думаю, многие согласятся с тем, что орган является одним из таких инструментов, который может выразить самые сокровенные и самые невероятные мысли. Орган – это вечный инструмент.
– Какие расставлены акценты на I Всероссийском?
– Хотелось бы, чтобы участники как можно глубже постигали стилистику именно органных произведений наших отечественных композиторов. Тут очень важно, как конкурсант выстроит свою программу, что ему удобнее, а главное – эффектнее поставить по очерёдности, по стилистике. Нужно, чтобы исполнитель как можно глубже раскрылся.
– А ваш любимый орган?
– Все мы, конечно же, благоговеем перед органом Большого зала консерватории, который теперь, увы, молчит. Во время ремонта Большого зала во все трубы попала пыль. Сейчас ему требуется капитальный ремонт и на это нужны сумасшедшие деньги. Вроде как (я слышал на учёном совете) есть договорённость с господином Грефом о том, что будут средства на реконструкцию. Весь орган нужно вывозить на реставрацию во Францию.
– Конкурс проводится в Калининграде. Как вы считаете, чем полезно проведение конкурса не в Москве?
– В Москве проводятся тысячи всяких конкурсов. Мы всё время как бы замыкаемся в столице. Приведу такой пример: проводили в Архангельске II Международный органный конкурс. Ведь именно через архангельский порт пришёл первый орган в Россию по распоряжению Петра I! Когда проходил конкурс, – это было такое событие! Прослушивания шли при полных залах. А за билетами на заключительный концерт стояла очередь с раннего утра. Люди хотят слушать хорошую музыку!..
– Кто сейчас из молодых органистов подаёт большие надежды?
– Есть замечательный парень – Владимир Королевский, он – солист Волгоградской филармонии. Но, к сожалению, его на конкурсе не будет – у него сольные концерты в филармонии. Мы от конкурса ждём новых имён!
– Как вы думаете, чем больше всего может поразить исполнитель?
– На моём органном конкурсе был молодой исполнитель из Польши. Он просто всех поразил своей педальной техникой. Конечно, координация органиста всегда потрясает: как педальная техника сочетается с владением мануалами.
– В мире существует несколько школ органа. Каков уровень отечественной органной школы?
– Я думаю, в России сейчас подъём, мы развиваем то, что дали Гедике, Ройзман, Гуреева, Паршин. I Всероссийский очень важен ещё и для поддержания именно нашей исполнительской органной школы. Нужно хранить традиции, чтобы они закладывали фундамент для исполнителей XXI века.
– Вы сейчас работаете над органными сочинениями?
– Я орган не бросаю. Недавно написал концерт для мужского хора, органа, старинной арфы и ударных инструментов. А сейчас на «Московской осени» будет исполняться моё произведение «Возвращение Святой Цецилии». Это мозаичное панно, как вы знаете, восстановили в Большом зале консерватории. Я стал очевидцем всего процесса восстановления. Святая Цецилия сейчас нас всех, музыкантов, охраняет. Это тоже произведение для большого хора с органом, арфой и ударными инструментами.
Беседу вела
Татьяна ЭСАУЛОВА
http://old.lgz.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Наталья Гольфарб: «Орган – живой инструмент и требует к себе бережного отношения». Светлана ТЕНЕТКО Органные концерты собирают в Саратове полные залы. Что...
- Орган — музыкальный инструмент двадцати восьми веков Орган — музыкальный инструмент, который называют «королём музыки». Грандиозность его...
- Инструмент с человеческим голосом О фестивале органной музыки рассказала Заряна Скульская. В 2010 году...
- В алтайском музее появился уникальный музыкальный инструмент — переносной орган Уникальный переносной орган появился в музее литературы, искусства и культуры...
- Лариса Тимшина: «В таком промышленном городе я встретила этот роскошный уникальный инструмент» Об органном исполнительстве, музыке Баха и планах на будущее...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012