Первый Всероссийский Марафон «Орган Таврида» продолжает свой бег по городам страны. 29 января в столице Алтайского края г.Барнауле впервые прозвучали произведения финалистов Первого международного конкурса молодых композиторов органной музыки «Новые классики — Орган Таврида». Мы пообщались с солисткой, автором концертной программы «В поисках шедевров», лауреатом международных конкурсов, доцентом Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Натальей БАГИНСКОЙ.

Наталья Багинская — признанный мастер органного искусства, замечательный виртуоз, победитель многочисленных конкурсов и участник творческих международных проектов, опытный педагог и популяризатор органной музыки. Родившись в Латвии, Наталья с детства впитала красоту звучания органа знаменитого Домского собора в Риге, одного из старейших органов Европы. Однако сесть за кафедру органа Собора ей удалось гораздо позже, уже обучаясь в аспирантуре. Наталья приезжала в Ригу из Новосибирска за 4000 км. на мастер-классы одного из лучших латвийских органистов Ларисы Булавы. Кстати, в детстве Наташа до дыр заслушала пластинки с записями концертов в Домском соборе: Наташина мама была большой поклонницей органной музыки и, уезжая из Латвии, взяла с собой всю коллекцию пластинок. Так эти рижские записи решили музыкальную судьбу Натальи Багинской — она осуществила свою мечту и стала органистом.

— Наталья, мы очень рады, что Вы теперь — участник международного музыкального просветительского проекта Марафона «Орган Таврида». Расскажите, пожалуйста, как Вы отбирали работы финалистов нашего конкурса молодых композиторов органной музыки для концерта в Барнауле?

 И я тоже очень рада стать частью этого проекта, такого масштабного и очень важного для музыкальной культуры, для просвещения публики. Мы начали вести переговоры с организаторами проекта в конце ноября. Но информацию о конкурсе и будущем Марафоне я встречала и раньше, в музыкальных сообществах в соцсетях, и меня все это крайне заинтересовало. Когда мне прислали ноты 10-ти произведений финалистов конкурса, мне захотелось сыграть их буквально все — настолько высок оказался уровень! Надо сказать, что я очень люблю и много исполняю произведения современных авторов органной музыки. В них отражается пульс нашей жизни — таким, каким его услышат, быть может, спустя столетия наши потомки. Услышат и скажут — вот это классики, вот это да! Но ведь и Бах, и Бакстехуде когда-то были просто «начинающими композиторами», и их критиковали, с чем-то не соглашались, даже ругали. Вот что самое интересное — разглядеть музыкальную преемственность, отражение традиции в произведениях молодежи, ее новое развитие, новую интерпретацию. И все эти, такие дорогие мне моменты, я обнаружила в работах финалистов конкурса «Новые классики — Орган Таврида».

— Однако выбрать три пьесы было труднее всего. Работы российских финалистов — Дмитрия Бородаева, Анастасии Черновой, Моше Ариэля Ганелина — мне очень понравились, но их я оставила «на потом». Для этой программы я выбрала 3 произведения , которые, как пазлы, сложились для меня в единый цикл. Начала я с «Токкаты» Александэра Яна Шопы (Польша). По моему мнению, это ещё один прекрасный образец в длинном списке органных «посвящений». И, даже если автор не указывает адресата, мы с первых нот понимаем, что произведение посвящено великому И.-С. Баху, точнее, его знаменитой «Токкате ре минор».

— Вы сыграли «Токкату» Шопы совсем не так, как другие испонители. Наверное, многое зависит от органа?

— Конечно! Вот органист Володя Скоморохов, он, кстати, большой молодец, я прослушала его записи с Гала-концерта и концертов Марафона, которые вы публикуете в соцсетях проекта, так он играл Шопу в Московской консерватории на знаменитом симфоническом органе Кавайе-Коля, это одна интерпретация. Я сделала другой тип регистровки, и в Барнауле сыграла «Токкату» иначе — там другой инструмент, с другими возможностями, но тоже с очень богатым звучанием.

— Здорово! Таким образом, зритель, который следит за нашим Марафоном, сможет сравнить, какое исполнение ему ближе, сейчас же все любят смотреть и сравнивать, интернет дает такую возможность.

— Совершенно верно! Но — идем дальше. Далее я исполнила «Красную нить» молодого датского композитора Эли Таусена а Лавы. Сочинение, как я его слышу, тоже прорисовывает связь с барокко, связь через века. Это слышно и по форме, и по композиционным приёмам, и по жанру — есть что-то от чаконы. Чакона — это полифонические вариации на повторяющуюся тему, которая, как «красная нить», проходи через все произведение. Вообще, «Красная нить», при своей внешней некоторой обманчивой простоте — сложное, многослойное произведение, и все это я постаралась показать. Итак, это — вторая вещь в моем списке…

— А третья? Наверное, «Отречение» Насти Черновой? Оно, мне кажется, сюда подходит.

— Нет, не угадали, «Отречение» прекрасно, и мне бы хотелось его в будущем исполнить, но оно из «русской серии», как я ее для себя условно назвала. А в этом мини-цикле, где так здорово выстраиваются связи между прошлым, настоящим и будущим, очень кстати пришлась пьеса FINALE Матиаса Рефельдта (Германия, 3-е место на Конкурсе). Здесь слышны ритмы современного нам мира, и, вместе с тем, есть что-то мощное, космическое, что-то из будущего.

 Наши молодые конкурсанты-композиторы — «гости из будущего». А что, так ведь и есть:)

— Верно! Повторюсь, я восхищена профессионализмом, глубиной, оригинальностью финалистов конкурса молодых композиторов органной музыки «Новые классики-Орган Таврида»! Надеюсь, буду исполнять их и дальше, включая мой Новосибирск. Сначала – 19 февраля на концерте в Католическом кафедральном соборе прозвучит весь этот «цикл», 13 марта – там же, но в рамках фестиваля «Дни Польской культуры в Новосибирске» исполню «Токкату» А.Шопы.

А через год, когда отреставрируют наш орган в Новосибирской консерватории, думаю, эти сочинения прозвучат и на нём, в Большом зале. И, конечно, буду рекомендовать исполнять произведения конкурсантов своим ученикам из разных городов России.

— Так что ваш проект, можно сказать, уже достиг своей цели — творения молодых талантливых авторов со всего мира становятся частью репертуара российских исполнителей. И это замечательно — «новые классики» потихоньку будут обживаться на нашей необъятной музыкальной отечественной «почве», обрастать интерпретациями, а, значит — жить! Ведь музыка жива, пока ее играют!

— Огромное спасибо Вам, Наталья, за интереснейший разговор! Благодарим за праздник музыки, который Вы подарили зрителям Марафона «Орган Таврида» в Барнауле. И до новых встреч на нашем проекте!

Беседовала Наталия ЗАВЬЯЛОВА

Фото: из личного архива Н.Багинской

YouTube канал Натальи Багинской:

Aleksander Szopa TOCCATA (performed by Natalia Baginskaya)

Eli Tausen á Lava — Reyði Tráðurin /Эли Таусен а ЛаваКрасная нить (performed by N.Baginskaya)

Mathias Rehfeldt — Finale (performed by Natalia Baginskaya)

Наталья Багинская В Контакте https://vk.com/id11829864

Наталья Багинская в Facebook https://www.facebook.com/natasha.baginskaya

Наталья Багинская в Instagram https://www.instagram.com/natbagins/

ВСЁ НОВОСТИ ПРОЕКТА МАРАФОНА «ОРГАН ТАВРИДА» НА ЮТУБ-КАНАЛЕ Organ Taurida

https://www.youtube.com/channel/UC_H_BtEQ5t_oF1To8NUfVTQ

www.principal.su

 

Comments are closed.