28 января 2022 года уникальный международный музыкальный проект «Марафон Орган Таврида» примет Республика Беларусь. Мы поговорили с автором концертной программы, солисткой Витебской областной филармонии Вероникой БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКОЙ.

— Вероника, приветствуем Вас в нашем Марафоне органной музыки. Как Вы стали участником проекта?

— Осенью со мной связались организаторы Марафона «Орган Таврида» и предложили провести концерт в Витебске зимой нынешнего года. Для меня это стало приятной неожиданностью. Я, конечно, следила в музыкальных соцсетях за событиями Первого международного конкурса молодых композиторов органной музыки «Новые классики- Орган Таврида» (продолжением которого стал концертный Марафон «Орган Таврида» — прим.авт.). Мне нравилось, как подается проект, было много интересных ярких публикаций, выразительных фото, а также видео отдельных композиций. Особенно было любопытно сравнить, как другие органисты до тебя уже сыграли произведения победителей и финалистов конкурса «Новые классики-Орган Таврида» — которые мне еще только предстояло выучить. А завтра — сыграть.

По правилам Марафона, на его концертах (а их по России прошло уже несколько десятков) исполняются композиции как победителей, так и финалистов Конкурса (всего их 10). Скажите, как Вы отбирали то, что будете завтра играть? Есть какой-то принцип? Ведь эти наши «новые классики» и их вещи — все такие разные по манере, жанру, художественным особенностям.

— Конечно, и это понятно! Что касается выбора концертных номеров…Я по характеру человек жизнерадостный. Мне нравится музыка энергичная, звонкая. Поэтому я выбрала праздничную токкату «Фестива» хорвата Бруно Влахека. Он создал ее по мотивам русской классической оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).

— Но Вы сыграете и «Красную нить» датчанина с далеких Фарерских островов Эли Таусена а Лавы. А ее «звонкой» не назовешь, она, мне кажется, написана в чисто скандинавском духе — протяжная, сумрачная, лирическая. И очень «цепляющая».

— Да, меня еще удивило, что композитор, рассказывая в конкурсном проморолике о своем произведении, высказал мысль, что «понятия «Красная нить» в русском языке, возможно, нет». Но у нас как раз такое выражение есть, и мне стало интересно. И я решила разобраться с «Красной нитью».

— Удалось?

-Завтра увидите (смеется)!

— А как Ваш выбор пал на FINALE немецкого композитора Матиаса Рефельдта (обладатель 3-й премии Конкурса — прим.авт.)?

— Эта пьеса сразу привлекла мое внимание. Когда я ее играла, представляла себе звездное небо, бескрайний космос. Я решила, что это будет хорошая завершающей точкой моей концертной программs «Марафона Орган Таврида» — этой пьесой я закончу вечер. Зрителю, думаю, будет интересно сравнить FINALE, написанную молодым композитором из Германии, моим сверстником, с например, переложением для органа оркестровой сюиты «Планеты» («Марс», «Венера», «Юпитер») английского композитора XIX-XX вв. Густава Хольста. Завтра я тоже ее сыграю. Мне она очень нравится, это самая популярная вещь у Хольста. Между этими двумя композициями — дистанция в столетие, представляете?

Еще бы! Тема космоса в музыке, в искусстве поистине неисчерпаема. Да и сам по себе орган дает просто космические, невероятные возможности для авторов и исполнителей. Вероника, а как Вы открыли для себя орган? Когда впервые поняли, что хотите его освоить?

— Я родилась в городе Несвиже, это старинный белорусский город с красивым древним замком. Я католичка, и бабушка с детства водила меня в костел, где я впервые услышала орган. Меня поразил его «голос». Затем родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. После школы я поступила в музыкальный колледж, а оттуда уже — в Белорусскую государственную академию музыки в Минске. Но в Академии орган был моей второй дисциплиной, первой было фортепиано. По распределению я оказалась в Витебске, где начала работать концертмейстером (фортепиано). И обучать школьников игре на органе. Постепенно орган стал интересовать меня все больше и больше. Меня позвали в Витебскую филармонию, где предложили составить концертную органную программу для… будущих мам. Я решила включить в нее умиротворяющие, нежные по звучанию вещи, чтобы не напугать своих самых крошечных слушателей. Программа имела успех — так я стала солисткой филармонии. Мне очень нравится заниматься творчеством. Нравится, что я все делаю сама — собираю программу, придумываю название. Наш орган — уникальный, как, впрочем, все органы мира, одинаковых нет. Его создали и установили 15 лет назад специалисты фирмы «Глаттер-Гетц» (Германия). Наш орган прекрасно звучит, он дает максимум красивого звука по акустическим возможностям зала.

— Я видела ролик о создании витебского органа и записи Ваших предыдущих концертов. Там кафедра стоит в самом центре сцены — прямо как капитанский мостик в бушующем море звуков. То есть органист находится в эпицентре музыки, словно «внутри» нее. А трубы органа где-то там, по краям. А что вы ощущаете при такой позиции кафедры?

— Да, именно все так и есть. Ты плывешь в море звуков, сливаешься с ними. Наверное, этим мне и нравится орган, ты словно чувствуешь Бога, это трудно передать.

— А Вы сами музыку сочиняете? Наш конкурс  проводился впервые, но мы не собираемся останавливаться. Это я с намеком на будущее спрашиваю…

— Вы знаете, такой масштабный проект, как Ваш, очень мотивирует как авторов, так и исполнителей. В нашей филармонии я участвую

в разных программах, одна из них — интерактивная. У детей есть возможность прикоснуться к органу — «королю инструментов» (программа так и называется — «Королевское путешествие») и сочинить небольшую пьесу. Теперь, изучив произведения моих сверстников-финалистов и победителей Конкурса «Новые классики-Орган Таврида» из разных стран, я, возможно, тоже займусь композицией. А почему бы и нет?

— Верно, дорогу осилит идущий! Тем более, что от Беларуси у нас финалистов и победителей еще не было:) Желаю успеха и удачи!

— Спасибо! И я желаю успеха и удачи проекту «Марафон Орган Таврида» и благодарю за приглашение стать его участником! Для меня это большая честь.

Беседовала Наталия ЗАВЬЯЛОВА

Пресс-секретарь Конкурса “Новые Классики – Organ Taurida

YouTube канал

28.01.2022 Вероника Богданович-Язвинская (Витебск, Беларусь) Bruno Vlahek / Eli Tausen á Lava

28.01.2022 Вероника Богданович-Язвинская (Витебск, Беларусь) Mathias Rehfeldt (Finale)

www.principal.su

 

Comments are closed.