1 июня 2021 скончался Александр Евгеньевич Майкапар  клавесинист, органист, пианист, искусствовед, переводчик, педагог, профессор кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных, заслуженный артист России.

Представитель знаменитой музыкальной династии, он вписал свое имя в отечественную музыкальную культуру как пропагандист европейской и русской старинной музыки, И. С. Баха и его современников.

Александр Майкапар родился в Москве 4 декабря 1946. Окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс фортепиано проф. Теодора Гутмана) и Московскую консерваторию (класс органа проф. Леонида Ройзмана).

С 1970 выступал как солист-клавесинист, органист и пианист в городах России и за рубежом (Польша, Германия, Австрия, Бельгия). Принимал участие в музыкальных фестивалях в Германии, Австрии, Польше, Бельгии, Венгрии и многих других странах. Исполнил в концертах и записал на радио Полное собрание клавесинных произведений И. С. Баха (15 концертных программ). Также исполнял циклы из всех клавесинных сочинений Франсуа Куперена, фортепианных сонат Гайдна.

Под художественным руководством Александра Майкапара в Москве проведены несколько музыкальных фестивалей, в частности, «Музыка старой Вены» (под эгидой посольства Австрии), «Собрание сочинений Франсуа Куперена» (под эгидой посольства Франции, Французского культурного центра), юбилейный фестиваль к 150-летию со дня рождения Эдварда Грига (совместно с посольством Норвегии). В Оружейной палате Московского Кремля Майкапар организовал фестиваль, приуроченный к визиту в Россию королевы Великобритании Елизаветы II в 1994 (при участии посольства Великобритании, Британского Совета и при патронаже посла Великобритании г-на Брайана Фолла), и фестиваль «Шедевры музыки среди шедевров Кремля».

Английской фирмой Olympia выпущено пять CD Александра Майкапара с записями старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и старинном клавире из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.

С 1998 выступал в качестве музыкального комментатора BBC (Лондон).

Александр Майкапар – автор более 300 опубликованных работ по истории музыки, исполнительскому искусству, музыкальной иконографии. Наиболее фундаментальный его труд – «Грани классической музыки» в двух томах – представляет собой собрание очерков и эссе разных лет на темы, связанные с музыкальной классикой. Оригинальное художественное мышление музыканта отразилось в его книгах последних лет: «42 048 000» – автобиографическом романе, повествующем о музыке в жизни и жизни в музыке, о встречах и общении с выдающимися музыкантами, актерами, писателями; «Новый Завет и христианские святые в искусстве старых мастеров»; романе «Vita contemplativa: жизнь созерцательная (Звездочет)», составная часть которого – пьеса о Рафаэле, написанная к 500-летию смерти великого художника; «Моя жизнь (и смерть) в искусстве. Дневник эпохи коронавируса».

​В переводе, а также с концептуальными вступительными статьями и послесловиями Александра Майкапара были изданы книги Ванды Ландовской «О музыке» (М., 1991), Эрвина Бодки «Интерпретация клавирных произведений Баха» (М., 1993), Уолтера Эмери «Орнаментика Баха» (М., 1996), Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве» (М., 1996; неоднократно переиздавался), Генри В. Саймона «100 великих опер» с дополнением А. Майкапара «Шедевры русской оперы» (М., 1999), Ральфа Кёркпатрика «Доменико Скарлатти» (М., 2016).

Огромное внимание Александр Майкапар уделял популяризации творчества своего деда – выдающегося композитора, пианиста и педагога Самуила Моисеевича Майкапара. Благодаря его усилиям опубликованы возрождены и опубликованы многочисленные материалы о жизни и творчестве С. М. Майкапрара, издавалась Антология его сочинений в авторской версии.

«К настоящему времени издано десять выпусков Антологии, – рассказывал А. Е. Майкапар в эксклюзивном интервью «Музыкальному обозрению» в 2017, в год 150-летия со дня рождения С. М. Майкапара. – Мне хотелось – так это и получилось – открыть ее именно неизвестным сочинением Самуила Майкапара. Это большая Соната до минор ор. 19 для фортепиано. Она была издана в 1914 году издательством Беляева в Лейпциге. Расскажу забавный эпизод, отражающий особенности этого произведения. Когда я еще учился в Музыкальном училище при консерватории, я готовил эту сонату для факультетского концерта в Малом зале. Я любил приходить в Консерваторию вечером, брать класс и заниматься. И вот, я учу Сонату. Она очень большая (56 страниц), одночастная, но с четырьмя разделами, с разнообразными по фактуре эпизодами, порой очень драматичная, порой с яркими лирическими излияниями, охватывающая крайние регистры рояля, словом, очень эффектное в пианистическом плане сочинение, со шквалистыми октавными эпизодами, стремительными арпеджио. И все это употреблено для выражения глубоких музыкальных образов. Играю. Вдруг открывается дверь в класс. Стоит Яков Владимирович Флиер. Смотрит на меня с удивлением. За ним просачиваются студенты его класса. Он говорит:

– Молодой человек! Мне казалось, что я знаю всю фортепианную литературу. Но вот уже сорок минут мы не можем заниматься в соседнем классе, потому что не можем определить, что вы играете?

– Это соната моего деда, – отвечаю я. При этом понимаю, что поскольку он не знает, кто я, он не может понять, кто мой дед. В его глазах недоумение.

– Майкапара, – наконец, сообщаю я.

– ??? – такого он не ожидал, зная деда по его всем известному репертуару.

Необычайно заинтересованный он подошел к инструменту, сместил меня и сам стал играть, чтобы ближе познакомиться с произведением. Он выражал восторги по поводу этой музыки. Позже, на концерте, соната была очень горячо принята слушателями».

Памяти Александра Майкапара

www.principal.su

 

Comments are closed.