- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Памяти Александра Майкапара
1 июня 2021 скончался Александр Евгеньевич Майкапар – клавесинист, органист, пианист, искусствовед, переводчик, педагог, профессор кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных, заслуженный артист России.
Представитель знаменитой музыкальной династии, он вписал свое имя в отечественную музыкальную культуру как пропагандист европейской и русской старинной музыки, И. С. Баха и его современников.
Александр Майкапар родился в Москве 4 декабря 1946. Окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс фортепиано проф. Теодора Гутмана) и Московскую консерваторию (класс органа проф. Леонида Ройзмана).
С 1970 выступал как солист-клавесинист, органист и пианист в городах России и за рубежом (Польша, Германия, Австрия, Бельгия). Принимал участие в музыкальных фестивалях в Германии, Австрии, Польше, Бельгии, Венгрии и многих других странах. Исполнил в концертах и записал на радио Полное собрание клавесинных произведений И. С. Баха (15 концертных программ). Также исполнял циклы из всех клавесинных сочинений Франсуа Куперена, фортепианных сонат Гайдна.
Под художественным руководством Александра Майкапара в Москве проведены несколько музыкальных фестивалей, в частности, «Музыка старой Вены» (под эгидой посольства Австрии), «Собрание сочинений Франсуа Куперена» (под эгидой посольства Франции, Французского культурного центра), юбилейный фестиваль к 150-летию со дня рождения Эдварда Грига (совместно с посольством Норвегии). В Оружейной палате Московского Кремля Майкапар организовал фестиваль, приуроченный к визиту в Россию королевы Великобритании Елизаветы II в 1994 (при участии посольства Великобритании, Британского Совета и при патронаже посла Великобритании г-на Брайана Фолла), и фестиваль «Шедевры музыки среди шедевров Кремля».
Английской фирмой Olympia выпущено пять CD Александра Майкапара с записями старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и старинном клавире из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.
С 1998 выступал в качестве музыкального комментатора BBC (Лондон).
Александр Майкапар – автор более 300 опубликованных работ по истории музыки, исполнительскому искусству, музыкальной иконографии. Наиболее фундаментальный его труд – «Грани классической музыки» в двух томах – представляет собой собрание очерков и эссе разных лет на темы, связанные с музыкальной классикой. Оригинальное художественное мышление музыканта отразилось в его книгах последних лет: «42 048 000» – автобиографическом романе, повествующем о музыке в жизни и жизни в музыке, о встречах и общении с выдающимися музыкантами, актерами, писателями; «Новый Завет и христианские святые в искусстве старых мастеров»; романе «Vita contemplativa: жизнь созерцательная (Звездочет)», составная часть которого – пьеса о Рафаэле, написанная к 500-летию смерти великого художника; «Моя жизнь (и смерть) в искусстве. Дневник эпохи коронавируса».
В переводе, а также с концептуальными вступительными статьями и послесловиями Александра Майкапара были изданы книги Ванды Ландовской «О музыке» (М., 1991), Эрвина Бодки «Интерпретация клавирных произведений Баха» (М., 1993), Уолтера Эмери «Орнаментика Баха» (М., 1996), Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве» (М., 1996; неоднократно переиздавался), Генри В. Саймона «100 великих опер» с дополнением А. Майкапара «Шедевры русской оперы» (М., 1999), Ральфа Кёркпатрика «Доменико Скарлатти» (М., 2016).
Огромное внимание Александр Майкапар уделял популяризации творчества своего деда – выдающегося композитора, пианиста и педагога Самуила Моисеевича Майкапара. Благодаря его усилиям опубликованы возрождены и опубликованы многочисленные материалы о жизни и творчестве С. М. Майкапрара, издавалась Антология его сочинений в авторской версии.
«К настоящему времени издано десять выпусков Антологии, – рассказывал А. Е. Майкапар в эксклюзивном интервью «Музыкальному обозрению» в 2017, в год 150-летия со дня рождения С. М. Майкапара. – Мне хотелось – так это и получилось – открыть ее именно неизвестным сочинением Самуила Майкапара. Это большая Соната до минор ор. 19 для фортепиано. Она была издана в 1914 году издательством Беляева в Лейпциге. Расскажу забавный эпизод, отражающий особенности этого произведения. Когда я еще учился в Музыкальном училище при консерватории, я готовил эту сонату для факультетского концерта в Малом зале. Я любил приходить в Консерваторию вечером, брать класс и заниматься. И вот, я учу Сонату. Она очень большая (56 страниц), одночастная, но с четырьмя разделами, с разнообразными по фактуре эпизодами, порой очень драматичная, порой с яркими лирическими излияниями, охватывающая крайние регистры рояля, словом, очень эффектное в пианистическом плане сочинение, со шквалистыми октавными эпизодами, стремительными арпеджио. И все это употреблено для выражения глубоких музыкальных образов. Играю. Вдруг открывается дверь в класс. Стоит Яков Владимирович Флиер. Смотрит на меня с удивлением. За ним просачиваются студенты его класса. Он говорит:
– Молодой человек! Мне казалось, что я знаю всю фортепианную литературу. Но вот уже сорок минут мы не можем заниматься в соседнем классе, потому что не можем определить, что вы играете?
– Это соната моего деда, – отвечаю я. При этом понимаю, что поскольку он не знает, кто я, он не может понять, кто мой дед. В его глазах недоумение.
– Майкапара, – наконец, сообщаю я.
– ??? – такого он не ожидал, зная деда по его всем известному репертуару.
Необычайно заинтересованный он подошел к инструменту, сместил меня и сам стал играть, чтобы ближе познакомиться с произведением. Он выражал восторги по поводу этой музыки. Позже, на концерте, соната была очень горячо принята слушателями».
Памяти Александра Майкапара
www.principal.su
Связанные посты:
- Мастер-класс Александра Майкапара Александр Майкапар приехал в Тамбов, несмотря на плотный рабочий...
- Музыкальные истории Александра Майкапара Музыкальные истории от комментатора радио BBC, музыковеда, органиста Александра Майкапара...
- Александр Майкапар. Концерт в Перми 6 мая. 19-00 Абонемент № 2 «Органисты России». Шедевры музыки...
- ДУЭТ ГИТАРЫ И ОРГАНА. Концерт памяти Александра Фраучи Исполнители: Дмитрий МУРИН (гитара) Маргарита ЕСЬКИНА (орган) Программа: Концерт посвящен...
- «Музыкальные образы Царицыно» Из цикла «Музыка оперного дома» к 30-летию музея-заповедника «Царицыно». 22...
Календарь публикаций
Декабрь 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012