На южном побережье России органная музыка не умолкает, здесь звучание Короля всех инструментов — уже не диковинка. Не успел завершиться ежегодный сентябрьский фестиваль органа в Сочи, как двери Зала имени Алисы Дебольской распахнулись для музыкантов первой Академии Vox Organum. Руководителем проекта выступила директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова.

Благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, около двадцати участников, среди которых были как студенты российских консерваторий, аспиранты, так и уже действующие преподаватели, получили возможность совершенствовать навыки игры под руководством лучших мастеров своего дела. Мастер-классы дали: завкафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории и обладатель весомой премии «Органист года» 2020 г. — Даниэль Зарецкий, доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории, профессор Высшей школы музыки и театра в Сирии (Дамаск, 2000−2005 г.), а также член Союза композиторов — Алексей Шмитов. Еще один Мастер Академии Vox Organum — Титулярный органист Кафедрального собора Калининграда и лауреат многочисленных престижных конкурсов — Евгений Авраменко также поделился своим опытом с участниками Академии. Все четыре теплых осенних дня (с 29 сентября по 2 октября) прошли в дружеской атмосфере вдохновенного созидания, любви к музыке и пытливого самосовершенствования. Бодрое настроение Академии на концерте открытия под названием «Орган/рок» задал Владимир Королевский, сочинский органист, лауреат международных конкурсов. Наравне с серьезной музыкой, Прелюдией и фугой ля-минор И. С. Баха, а также хоральной прелюдией «Взываю к тебе, Господи», были исполнены современные рок-хиты. В сопровождении Павла Пономарева (ударные) и вокального ансамбля «Сочи Соло» (хормейстер — Лариса Ерохина), Королевский исполнил знаменитые шлягеры группы «Abba», «Scorpions», «Queen». В необычной трактовке прозвучала вторая часть Второго концерта Шостаковича для фортепиано, а точнее её органная транскрипция. Подбор репертуара в Сочинской филармонии обусловлен курортной спецификой города, его всегда стараются разбавлять популярными хитами, дабы угодить расслабленному южному слушателю, не перегружая его серьезной музыкой. Для Сочинского органа — это не проблема, он готов показать себя во всей красе, в репертуаре любого стиля и эпохи. Однако в программе Академии были исполнены и довольно редкие сочинения, а организаторы сознательно старались уйти от так называемых «органных шлягеров», коим является Ре-минорная Токката И. С. Баха. О тонкостях подбора программы для Органной Академии рассказал Алексей Шмитов: «Дело в том, что в нашей стране ситуация с органами специфически российская. В Европе, с её обилием органов разных стилей, в двух церквях одного города, (например, в Северной Германии), могут стоять разные органы: барочный и симфонический, или романтический. И конечно органист никогда не пойдет играть симфонию Макса Регера на старинном инструменте. В России же на целую область или край, зачастую, всего один орган, и мы стараемся не ограничивать слушателя, произведениями только одной эпохи. А напротив, стремимся познакомить публику с самым разнообразными стилями. Если говорить о Сочинском органе, то это чешский инструмент (фирма Rieger-Kloss, прим. автора), такие органы стали делать во второй половине XX века, они по своему назначению универсальны. В этом инструменте есть то, что требуется для старинной музыки, романтизма, а также для современного репертуара. Поэтому программа Академии в Сочи охватывает большое количество стилей: французское и немецкое барокко, французский симфонизм, немецкую романтику, русско-советскую музыку.»

Разумеется, для того чтобы подготовить слушателя к незнакомым сочинениям, требуется грамотный проводник. С этой задачей прекрасно справился музыкальный журналист, ведущий органных концертов в Сочи, лауреат всероссийского конкурса «Интеграция» — Геннадий Шляхов, который щедро приправил свой рассказ любопытными фактами из жизни композиторов и тонким интеллектуальным юмором.

В программе концерта второго дня Академии «Органные столицы Европы: Париж-Лейпциг-Москва-Петербург» оказались удачными в плане восприятия очень неожиданные стилевые сочетания. Даниэль Зарецкий представил обширную программу: утонченный «Grand dialogue» Луи Маршана, «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна, — возвышенная музыка Нотр-Дам-де-Пари, оптимистичное Андантино Сезара Франка, «Взрыв радости» Мессиана, а также «Пассакалья» Христофора Кушнарёва.

Алексей Шмитов исполнил монументальную Прелюдию и фугу ре-минор И. С. Баха, романтическую «Тему с вариациями ре-мажор» Феликса Мендельсона, «Торжественный гимн» Карла Пиути, а также «Хоральные вариации» Сергея Танеева. Кроме того, Шмитов познакомил публику со своими собственными сочинениями: пьесой «Ожидание», навеянной, по словам самого автора, времяпрепровождением на ковидном карантине, а также транскрипцию «Песни Пресвятой Богородицы», которую Шмитов исполнил на бис.

Для участников Академии была организованна культурная программа, — первого октября их ждала экскурсия в сочинский парк «Дендрарий», который является уникальным памятником садово-паркового искусства. Он был заложен в 1889 году, издателем «Петербургской газеты», меценатом и драматургом Сергеем Худековым. Прогулка стала приятным подарком к Международному Дню музыки. А в завершение праздника состоялся концерт солиста сочинской филармонии Сурена Вартаняна, где прозвучали сочинения И. С. Баха для фортепиано.

Мастер-классам и лекциям было отведено время каждого из четырех дней Академии: традиционно, первая половина дня — обучение, а вечером концерт. Музыканты оказались глубоко погружены в полифонический мир органного искусства: окунулись в историю, теорию исполнительства, а также отточили свои навыки на практике.

«Помимо проведенного мастер-класса по русской органной музыке, Евгений Авраменко ознакомил нас с собственной коллекцией старинных монет под названием „Орган в миниатюре“, которые он собирает много лет. Показ произвел особенно сильное впечатление на участников Академии. В собрание Авраменко вошли значки, серебряные и бронзовые монеты, старинные конкурсные медали и жетоны из Италии, Германии, Англии, Франции и многих других стран. Все они объединены редкой тематикой: это изображения органов, портреты композиторов-органистов, а также персон, связанных с органом. Феноменальная коллекция вызвала очень большой профессиональный интерес, поскольку там собран настоящий раритет.» — о выставке рассказала директор филармонии и организатор проекта Валерия Анфиногенова.

Исполнительство на органе требует высочайшего технического уровня. Особенно глубокой проработки требует мануальная выучка органиста, тонкая и филигранная работа проводится над исполнением барочной мелизматики, особое внимание уделяется цельности фразы. Конечно, в формате мастер-классов удается проработать далеко не все: «На мастер-классах мы видим определенную разницу подготовки исполнителей. Это естественно. Одни участники опытны, и много лет уже занимаются органом, другие только начинают свой путь. Конечно, на мастер-классах, у нас катастрофически мало времени. От участников требуется высокая степень активности и собственной инициативы, именно тогда есть возможность чему-то научиться. Но здесь наша задача — разобрать основные проблемы, указать пути их решения и подтолкнуть молодых музыкантов самих мыслить, заниматься, работать» — из интервью Алексея Шмитова сочинской культурно-просветительской газете «Платановая Аллея».

Программа заключительного Гала-Концерта, была изменена, в связи с тем, что один из Мастеров Академии — Евгений Авраменко не смог присутствовать на Закрытии. Вместо приглашенного солиста, на сцену вышел хорошо знакомый сочинским слушателям органист Владимир Королевский. На торжественном награждении присутствовал Генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Кузнецов, который вручил благодарственные письма всем причастным к событию. Дипломы и сертификаты участники мастер-классов получили из рук Даниэля Зарецкого и Алексея Шмитова. Специальный приз — возможность выступить с сольным концертом в Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской, получили две участницы Академии — Ольга Бестужева (Нижний Новгород) и Мария Коронова (Санкт-Петербург).

На Закрытии логика стилистического разнообразия программы была продолжена. Снова звучала музыка от Баха до Регера. Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана была исполнена Владимиром Королевским одухотворенно и полётно, ему удалось добиться достаточной степени строгого готического пафоса и масштаба. Звучали очень современно, и особенно тепло были приняты слушателями «Интродукция и пассакалья» Макса Регера, которую представила Виталия Котова (Санкт-Петербург).

Сентябрь не случайно стал месяцем органа в Сочи. Двадцать седьмого сентября этого года сочинскому органу исполнилось тридцать шесть лет.

Академия Vox Organum стала чудесным подарком городу, слушателям и всем любителям органа. Кроме того, она родилась в чрезвычайно непростой год для всех музыкантов. Vox Organum является подтверждением того, что несмотря на отсутствие зарубежных гастролей и приезжих мастеров из Европы и США, органное исполнительство в нашей стране живо и способно развиваться.

Валерия Орлова.

https://muzkarta.info/statya/organnaya-osen-na-chernom-more-v-sochi-1

www.principal.su

 

Comments are closed.