О фестивале органной музыки рассказала Заряна Скульская.

В 2010 году исполнилось 50 лет со дня установки органа в Большом зале Нижегородской консерватории. Этому событию посвящено много мероприятий, в которых принимают участие представители музыкального и культурного сообщества Нижнего Новгорода, а также гости из-за рубежа. Главным из этих мероприятий стал Международный органный фестиваль Vox humana, который начался в конце сентября 2010 года и завершится в конце апреля 2011го. В гостях у радио «Образ» побывала организатор этого фестиваля профессор Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, органистка, лауреат премии Нижнего Новгорода, заслуженная артистка России Заряна Скульская. Представляем нашим читателям печатную версию интервью.

— Заряна Александровна, орган, установленный в Горьковской консерватории 50 лет назад, наверное, не первый в нашем городе?

— Конечно, органы в Нижнем Новгороде были до Октябрьской революции, хотя и не в таком количестве, как в Москве и Санкт-Петербурге. Если обратиться к истории музыкального искусства, то орган в концертном зале оказался не сразу. По церковным канонам он долгие годы находился в храмах, и наш город в этом отношении не исключение. В частности, двухмануальный орган в Нижнем Новгороде был установлен в лютеранской церкви, которая находилась на Большой Покровской улице. В католической церкви в Холодном переулке тоже стоял двухмануальный орган. Это были немецкие инструменты, и если бы они сохранились, это, несомненно, обогатило бы нашу жизнь.

— Много ли сегодня органов в Нижнем Новгороде?

— Общеизвестно, что в советские годы в первую очередь органами обеспечивалась Москва. Сейчас во всех московских музыкальных школах, училищах и колледжах есть эти инструменты, и учащиеся получают по классу органа нормальное системное образование, как и по остальным дисциплинам. В Нижнем Новгороде ситуация другая: в школах органов практически нет. Только в 18-й школе Автозаводского района бывший выпускник нашей консерватории Юрий Патушев, органный мастер, сделал орган и учит малышей играть на этом инструменте. Есть орган и в музыкальном колледже имени Балакирева. При том огромном количестве электрических органов, которые сейчас производятся, наши музыкальные школы могли бы приобретать эти инструменты для учащихся. Общаясь с детьми на концертах филармонического абонемента «Органная азбука», я вижу, каким счастьем лучатся их глаза, когда они видят орган и пытаются играть на нем.

— Как в нашем городе оказался тот орган, который сейчас находится в консерватории?

— В 60-е годы ректором Горьковской консерватории был Георгий Дамбаев, человек с филармонической закваской. Однажды ему позвонил друг из Министерства культуры и сообщил, что Гнесинский институт отказался от органа. Дамбаев моментально собрался и поехал в Москву. Вопрос решился быстро, и орган привезли в концертный зал нашей консерватории. Вместе с ним к нам приехала выпускница Московской консерватории Галина Козлова, которая впоследствии оказала огромное влияние на музыкальную жизнь Горького. Летом 1960 года я, студентка третьего курса Горьковской консерватории по классу фортепиано, уезжала отдыхать и по приезде прочитала в новостных сводках о том, что в нашем концертном зале заканчивается установка органа. Это была моя давняя мечта ― научиться на нем играть. Дело в том, что в детстве я много раз смотрела фильм «Прелюдия славы», где маленький мальчик играл на органе, а главным действующим лицом была ре-минорная токката с фугой Иоганна Себастьяна Баха.

— Как появилась идея провести органный фестиваль в Нижнем Новгороде?

— Главным поводом конечно же послужило 50-летие нашего органа. Мы пригласили открыть фестиваль Матиаса Шуке, генерального директора фирмы «Александр Шуке», где когда-то был изготовлен наш орган. Для немецких производителей это тоже большой праздник. Участие в нашем фестивале принял органист из Дрездена Хольгер Геринг, лауреат международных конкурсов. Вообще концертная программа очень насыщена как знаменитыми произведениями, составляющими сокровищницу классической музыки, так и громкими именами исполнителей.

— Ваш фестиваль называется Vox humana…

— Это старинное название органов, которые производили в прежние века. На некоторых современных органах так называются отдельные регистры, которые передают звучание человеческого голоса. У органа ведь очень много сходства с человеком. Он во многом испытал на себе судьбу человека с ее трагедиями и триумфами. Когда профессор Московской консерватории Ройзман, благодаря которому мы получили орган, приезжал к нам, он всегда подходил к инструменту, гладил его и говорил с любовью: «Ну, как ты тут, старик, живешь? У тебя морщинок еще нет?»

Елена Третьякова

http://www.nne.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.