Об органном исполнительстве, музыке Баха и планах на будущее мы беседуем с солисткой Челябинской филармонии, лауреатом международного конкурса Ларисой Тимшиной. Беседу ведет Татьяна Максимова.

Т.М.: В этом году исполняется 25 лет нашему Челябинскому органу. Можете вспомнить Вашу первую встречу с ним?

Л.Т.: Интересно, во-первых, то, что я приехала в Челябинск именно в год создания здесь органа, в 1987 году. Я вышла замуж и приехала сюда за своим мужем, с ребенком. Именно в 1987 году у меня родился второй сын. И это интересное совпадение мне кажется не случайным.

Впервые я услышала орган примерно в 1990 году – тогда дети еще были маленькие, поэтому я по возможности «выбралась» в Органный зал. А в 1991 году я посещала международный фестиваль, который проводился по всей стране и, в частности, здесь тоже проходили концерты.

Timshina- podr.JPG

И, когда я услышала здесь, в Челябинске, орган, то, конечно, очень сильно была потрясена. В таком промышленном городе, который славится «рабочими» традициями, и вдруг – такой роскошный уникальный инструмент, который считается сейчас у нас одним из лучших в России. И орган, и зал наш в храме Александра Невского. В частности именно в сочетании с акустикой зала создается просто потрясающее впечатление, когда звучит инструмент. И мне, конечно, тогда захотелось стать самой органисткой.

В 1996 году я закончила вторую консерваторию – первую я окончила по классу фортепиано в Екатеринбурге. А в Нижнем Новгороде, на заочном отделении училась у прекрасного преподавателя, у Галины Ивановны Козловой. Сейчас, к сожалению, ее уже нет с нами. Но она сумела привить мне очень большую любовь к инструменту. Я сама, конечно, люблю орган и органную музыку. Но вот Галина Ивановна посвятила меня в большие глубины изучения этого инструмента.

А изучать органную музыку можно бесконечно. Поэтому я очень счастлива, что играю на этом инструменте и что могу нести людям радость, свет, встречи с этой музыкой и с этой культурой.

Т.М.: Кому принадлежит идея создания органных вечеров в Челябинске? Чья изначально это была инициатива?

Л.Т.: Вообще так называемые органные вечера проводятся по всему миру, это общепринятая форма концерта. В частности в Германии и в Австрии часто бывают концерты в храме: люди слушают музыку с программками, то есть без музыковеда.

В нашу творческую работу такую форму концертов привнес Володя Хомяков: час органной музыки по воскресеньям. Я тоже принимала участие в таких концертах. А сейчас мы с пианисткой Натальей Гущиной и саксофонисткой Татьяной Зайцевой предложили проект, под названием «Приближение чуда». Это тоже музыкальные встречи по воскресным дням, но только уже для тех, кто ожидает ребенка. Это час музыки, которая связана не только с органом, но также мы исполняем и фортепианную музыку, саксофонную в ансамбле.

Т.М.: Сегодня в программе концерта мы услышали произведения Иоганна Баха и Сезара Франка. А каким образом вообще формируется репертуар? Может быть, он приурочен к определенному событию?

Л.Т.: В конце года мы пишем творческие планы на следующий сезон, и, как правило, всегда хочется выстроить такие проекты, которые идут под какой-то единой идеей.

Я очень люблю музыку Иоганна Себастьяна Баха и на год распределяю концерты, в которых обязательно звучит музыка этого композитора. И, так скажем, в довесок к нему авторы-предшественники, либо современники немецкого композитора, его последователи. Таким образом, на год планируется определенный проект.

Также, я очень люблю играть в ансамбле. Сейчас у нас идет проект «Орган микс», когда вместе с органом звучат достаточно редкие инструменты – фагот (Рустэм Карманов), флейта (Марат Файрушин), скрипка (Ольга Смолянская), виолончель (Наталья Александрова), саксофон (Татьяна Зайцева) – которые прекрасно сочетаются с этим духовым инструментом.

podr.jpg

Также, мы придумали интересный проект под названием «Маримба». Это трио: орган, саксофон (Татьяна Зайцева) и флейта (Вадим Шишкин). Все ребята очень талантливы, все лауреаты международных конкурсов, все живут в Челябинске. Мы вместе, можно сказать, «горим» рядом с таким чудесным инструментом, рядом с органом, который звучит как целый оркестр, у которого неисчерпаемые возможности, на котором можно исполнять как музыку старинных мастеров, так и музыку романтиков, композиторов ХХ века, современных авторов. В частности Микаэла Таривердиева – с его произведениями у нас также есть интересная программа.

Т.М.: А Вы не считаете, что наш слушатель из всех композиторов, писавших для органа, знает только Баха? И почему наряду с другими авторами органной музыки Иоганн Себастьян Бах всегда в приоритете, а произведения, например, тех же самых современников немецкого композитора мы слышим очень редко?

Л.Т.: Я думаю, что произведения Баха – это просто гениально написанная музыка всех времен и всех народов. Можно даже сказать, что она «послана из космоса» и очень хорошо людей балансирует, вводит в состояние позитивного настроения, дает много энергии. И именно поэтому музыка этого композитора очень популярна.

Т.М: А кто сегодня слушает орган? Сегодняшний слушатель – он какой?

Л.Т: Вы знаете, что касается нашей челябинской публики, то, судя по отзывам органистов-гастролеров, которые к нам приезжают из-за рубежа, на концерты у нас ходит очень много молодежи. И для «заморских» исполнителей удивительно то, что подрастающее поколение у нас интересуется органной музыкой.

Возможно, это происходит благодаря тому, что у нас очень хорошо ведется просветительская работа среди школьников. В частности мы приглашаем всегда в общеобразовательные школы, где ведутся лектории для них, на которых подробно рассказывается об этом инструменте, исполняется характерная яркая музыка, которая понятна детям. Много лет эта работа ведется как Владимиром Хомяковым, который всегда играл для школьников и для студенчества, так и мной. Такие просветительские программы мы ведем с разными музыковедами: Лидией Заркиной, с Ларисой Желтиковой, с Татьяной Аверьяновой. И, мне кажется, наши молодые люди очень любят органную музыку.

Вот, например, вчера мне звонила одноклассница моего сына и сказала, что с большой радостью собирается сегодня прийти на концерт. Спрашивала, какие произведения будут, потому, как молодежь у нас уже разбирается в репертуаре, в частности знает музыку Франка. Токкату и фугу ре минор дорийскую, которую я сегодня исполняла во втором отделении, тоже меня попросил сыграть молодой человек.

Т.М.: Расскажите о Ваших творческих планах на будущее?

Л.Т.: Играть, играть и еще раз играть. Хотелось бы, конечно, по возможности именно в этом зале осуществить все проекты. Но мы надеемся, что в следующем году и в новом зале орган будет тоже звучать очень красиво. Поэтому мы полны надежд и позитивного настроения касательно нашего будущего.

В следующем сезоне появятся как новые проекты, так продолжатся многие из уже существующих: «Орган микс», «Орган-маримба», «Орган-вокал», «Орган-фортепиано-саксофон» и многие другие. Мы будем очень рады видеть слушателей на наших концертах.

 Татьяна Максимова,

пресс-центр www.cultureural.ru

www.principal.su

 

Comments are closed.