Светлана ТЕНЕТКО

Органные концерты собирают в Саратове полные залы. Что привлекает горожан на концерты? Орган? Но что мы знаем об этом инструменте, заменяющем собой целый оркестр? Имея собственный концертный орган, есть у Саратова свой концертирующий органист? Оказывается, что в нашем городе такой человек есть – очаровательная, красивая органистка Наталья Гольфарб.

В одном из прошлых номеров «Богатей» обещал познакомить читателей с концертирующим органистом Саратова Натальей Гольфарб. Предупреждая резонный вопрос о концертах, скажем сразу: следите за афишей Саратовской консерватории. Есть еще одно место, где можно услышать Наталью Гольфарб – часовня Иоанна Богослова,что на Кирова, 12; не слишком приметная, но поклонники органной музыки знают ее очень хорошо.

Не так давно в Большом зале консерватории сыграли концерт две выпускницы Натальи Владимировны – Дина Ихина и Антонина Воронина. И хотя вход на концерт был свободный, к сожалению, аншлага не случилось. Подумалось: неужели наших горожане привлекают только «звездные» имена, и любовь к тому или иному инструменту и композитору всего лишь видимость? Иначе как объяснить полупустые залы на консерваторских сольниках… Может быть, пора обратить внимание на своих, местных исполнителей.

Путь к органу

У меня давно была не то чтобы мечта, а скорее, предрасположенность к этому инструменту. Может, это уже в детстве сложилось. Дома, у родителей, были органные записи, звучала органная музыка. Помню, как родители с восторгом рассказывали об органе в Риге, в Домском соборе. На меня большое впечатление произвели рассказы и горящие глаза родителей. Может быть, любовь к барочной музыке – свой могучий расцвет орган приобрел именно в эпоху барокко.

Первые шаги от фортепьяно к органу были довольно интересными. Я закончила консерваторию как пианистка у профессора Валентина Евгеньевича Ханецкого, а затем появилась возможность продолжить обучение в Казанской консерватории у профессора Рубина Абдуллина, Народного артиста России, пожалуй, самого маститого и известного органиста в России. Меня попросили подготовить программу для прослушивания. К органу я подошла, имея весьма общие представления об этом инструменте, особенностях органной игры, органной специфике. Но орган пошел мне навстречу, откликнулся, я самостоятельно выучила достаточно сложную программу, показала профессору, и он сказал: «У нас с Вами получится. Приезжайте, поступайте!».

На поступлении играла Прелюдию и фугу h-moll И.С. Баха, трио-сонату И.С. Баха, Прелюдию и фугу fis-moll Д. Букстехуде, Первую сонату Мендельсона. Программа достаточно серьезная получилась.

В марте 2001 года я уже играла в концерте в Большом зале консерватории. Сейчас, имея некоторый концертный (в этом году 10 лет концертной деятельности) и педагогический опыт, оглядываясь назад, понимаю, что предприятие было даже несколько авантюрным! Конечно, авантюрным в хорошем смысле этого слова: я взялась вначале за то, что нравилось, но чего до конца, может быть, и не знала, не понимала. Но на интуитивном уровне у меня получилось. Потом уже на интуицию накладывались знания, складывался профессионализм, благодаря педагогам, как в Казани, так и в Саратове; считаю, что без фортепианных основ научиться играть на органе достаточно сложно.

О концертах

У нас как-то принято, что, в основном, органные концерты проходят в рамках Органного фестиваля, на котором играют приглашенные органисты. Но вот уже второй сезон мы Еленой Владимировной Пономаревой открыли свой Органный абонемент, состоящий из нескольких разноплановых концертов в сезоне (до этого проекта проводились отдельные органные концерты). В этом сезоне прошел концерт из произведений Великого Мастера (к 325-летию со дня рождения И.С. Баха), был отмечен Год Франции в России (концерт, в который вошли произведения только французских композиторов); 27 марта этого года состоится концерт «В ансамбле с органом», уже определился круг участников – вокалисты из Санкт-Петербурга и Саратова, флейта (Саратов). Надеюсь, это будет весенний праздничный концерт на радость самой широкой публике.

Помимо Абонемента, уже не первый год взяла за правило проводить детские концерты два-три раза в сезон – осенью и весной, на зимние каникулы – обязательно Рождественский. Детская аудитория предполагает определенную программу, мы не можем предугадать, насколько подготовленный слушатель придет к нам. Порой приходится по ходу программы менять произведения: если дети более подготовлены, например, из музыкальных школ, старшие классы – мы можем дать им более сложные произведения. Для детей играем практически тех же композиторов, что и для взрослых: романтики, барокко, классики и даже современную музыку, только произведения другие, и обязательно фрагменты мировых шедевров органной музыки.

Детям хорошо показывать орган в ансамбле с другими инструментами, участниками которых выступают их сверстники. Замечательно, когда на сцену выходят маленькие флейтисты, скрипачи, органисты. Такие концерты проходят всегда c большим успехом. Дети затихают (это же их ровесники на сцене Большого зала!), есть момент определенной торжественности, важности происходящего

После детских концертов бывает еще одно, «дополнительное» отделение. Слушатели поднимаются на сцену, и возникает живая беседа, мы отвечаем на на многочисленные вопросы. Что-то еще играю, кому-то разрешаю посидеть за инструментом, потрогать клавиши. После таких концертов некоторые дети идут в музыкальную школу, а те, которые уже учатся, серьезнее начинают относиться к занятиям. Если мы говорим, что органные концерты у нас аншлаговые, то детские практически все переаншлаговые.

Как уговорить орган,

или Некоторые особенности инструмента

Наш орган «самоиграющий», он легко поддается на все уговоры, идет на контакт, с ним можно, если правильно подойти, сделать почти все, что вам хочется, и он откликнется и вам поверит.

Самоиграющий – это весьма условное определение. Дело в том, что он удобен по механике, прикосновению, удобен по тем тембрам, регистрам, которыми располагает.

Орган – это уникальный инструмент. Среди органов нет ни одного похожего. В Германии, например, было трудно приспособиться к старинным органам: казалось, что клавиши уже, строй другой, где-то неудобно было сидеть, но моменты приспособления всегда есть. В Германии мы пересмотрели огромное количество инструментов – и современных, и тех, которым уже более трехсот лет, как например, в кирхах. Там много типичных инструментов, т. е. не концертных, а церковных. В данном случае имею в виду небольшие церкви, но есть ведь и огромные соборы, где и инструменты большие, и акустика сложная.

В Германии в большом соборе пока играть не довелось, но надеюсь, все же это произойдет. У нас в России был опыт исполнения в Московском Кафедральном лютеранском соборе святых Петра и Павла и во Французском храме Святого Людовика в Москве. Французский собор, конечно, поменьше, а вот лютеранский Кафедральный собор очень большой, с уникальным историческим романтическим пневматически органом. Особенность его устройства такова, что играешь, а звук идет с небольшим опозданием, задержкой, есть определенный момент неудобства, необходимо приспособиться к инструменту. Существующие правила игры барочной, романтической музыки там действуют по-другому. Конечно, все зависит от опыта и практики: если есть и то и другое, то играть будет легко. Удовольствие, конечно, колоссальное – акустика потрясающая, там буквально все звучит. Предупреждали, что будет сложно, но мне скорее наоборот было весьма удобно, комфортно, а наслаждение от игры – ни с чем не сравнимое.

К инструменту никогда нельзя подходить с агрессией, не стоит показывать ему, что ты здесь главный. Надо всегда к нему прислушиваться: необходимое он сам всегда подскажет. С инструментом надо, как с человеком: сначала познакомиться, выяснить, что он собой представляет, и уже налаживать взаимоотношения и контакты.

Любой орган требует к себе деликатного отношения. Как знакомлюсь с новым инструментом? Подхожу к нему, открываю, заранее, конечно, если есть такая возможность, смотрю диспозицию (перечисление регистров, которыми обладает инструмент, какие-то дополнительных функции, т. к. французские, немецкие или современные органы в этом плане различны). Затем пробую клавиатуры, педаль, насколько отвечает, какой атаки требует, какая акустика. Выясняю, на каких мануалах, что можно играть, что нельзя. Таким вот образом контакт налаживается.

Со своим инструментом даже разговариваю. К сожалению, в последнее время, в связи с большой загруженностью и своей, и зала, общаться получается не так часто, как хотелось бы, но после своих занятий всегда говорю ему «Спасибо!». Считаю, что орган – это большой, живой инструмент и требует к себе бережного отношения.

О музыке и любимых композиторах

Любимые композиторы? Это сложный вопрос. Органных композиторов люблю! Безусловно, Бах. Мендельсон. В свое время мой педагог Рубин Кабирович сказал: «Играть тебе Мендельсона и играть хорошо всю жизнь!». Большое ему спасибо за такие слова. Да, наверное, Мендельсон, Франк, Мессиан. Очень нравятся небольшие сочинения старых мастеров – Букстехуде, Бема, например, и, конечно же, Клерамбо.

К сожалению, у нас в консерватории нет практики преподавания барочной музыки. (Пожалуй, это происходит только на уроках в органном классе). Наверное, это связано с тем, что нет барочных инструментов. Безусловно, барочная музыка очень красивая, но это ведь еще и определенная культура другой эпохи. Неоднократно приходилось играть со струнниками, духовиками и рассказывать им о штрихах, правилах, свойственных именно этим инструментам.

Делаю органные переложения и безумно это люблю: фортепианные произведения, дуэты, оркестровые. Недавно был интересный опыт объединения двух сочинений в одно: Чайковского «Баба Яга» и Мусоргского «Избушка на курьих ножках» с добавлением чего-то своего и все это было вписано в детскую сказку.

Сама для органа не пишу, считаю, что существует много хороших композиторов, которые писали для органа и современных композиторов, которые профессионально это делают, а я с удовольствием это буду исполнять.

http://www.bogatej.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.