- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Михаил Мищенко дал интервью перед отъездом из Кисловодска
6 февраля, на сцене органного зала Кисловодска с сольным концертом «Органные гимны» выступил санкт-петербургский музыкант Михаил Мищенко.
Михаил Мищенко – органист и музыковед, обучался игре на органе у известного музыканта и педагога Ю. Семенова, стажировался у Х. Давидссона в Швеции, окончил Петербургскую консерваторию по специальностям «Музыковедение» и «Орган», а позже – аспирантуру.
Наибольшее внимание органист уделяет музыке 19-20 веков, и особенно – малоизвестным сочинениям.
Интересен факт, что наш гость играет не только на современных инструментах, но и на старинных.
В напряженном концертном графике органиста находится место для научной и преподавательской деятельности. Так, с 1997 года он читает курс истории музыки в Петербургской консерватории.
Перед концертом Михаил любезно согласился ответить на несколько вопросов.
— Михаил, в своей программе вы смело сочетаете органных «классиков» — Баха и Франка с произведениями Глазунова и Ланггора. Такие сочетания для Вас обычное построение программы, или эти композиторы выражают тематику «Органных гимнов»?
— В сегодняшней программе есть как гимны, так и вполне светская музыка, например, композиции Джона Айрленда. Несмотря на то, что он был церковным органистом и писал церковную музыку, среди его произведений есть и яркие концертные пьесы.
Что касается сочетания классиков и композиторов, может быть, второго плана, к которым можно отнести и Руда Ланггора, и Джона Айрленда – программа должна быть разнообразной, на мой взгляд. Невозможно весь вечер слушать только Баха, хотя я знаю многих коллег, которые готовы исполнять исключительно его произведения в одной программе, и публика с удовольствием придет на такой концерт.
Но классики нашего искусства учили: программы нужно составлять так, чтобы было разнообразие, композиторы разных эпох и разного значения. Конечно, рядом с великими, может быть, не очень выгодно выглядят композиторы второго и третьего плана, но так лучше понимаешь смысл музыкального искусства. Понимаешь, насколько это трудное дело, насколько это неблагодарный и титанический труд – сочинить хорошую, а потом уже гениальную и великую музыку. Так что, мне кажется, что программы, где Глазунов соседствует с Бахом, или Ланггор с Франком, имеют воспитательное значение для самого музыканта-исполнителя и для публики, конечно.
— Орган – инструмент довольно редкий для русской музыки. Почему именно он вас покорил?
— Знаете, можно очень по-простому ответить. Каждый музыкант в начале творческого пути питает немыслимые надежды, думает, что он может все или, по крайней мере, очень много. И, в общем, я не исключение (улыбается). Потом, с годами, понимаешь, как ты мал рядом с великими.
Однако без ложной скромности скажу: мне кажется, что я что-то понял в органном искусстве.
Говорят, что дирижирование – дело темное, эта фраза Римского-Корсакова стала крылатой. Про орган можно сказать примерно так же. Очень странный инструмент, непонятный, загадочный. Тем более, каждый орган – это «штучный товар», каждый совершенно уникален и неповторим. Органист приноравливается к характеру нового инструмента. В этом инструменте скрыта загадка звучания – откуда оно берется и куда уходит? Эти музыкально-экзистенциальные вопросы очень интересны мне как музыканту-ученому, музыковеду. Практически всю свою сознательную жизнь я сочетаю изучение музыки как ученый и исполнитель-практик.
— Большая часть ваших гастролей приходится на Россию или это Европа, Америка?
— Я вообще не очень много езжу. Меня можно назвать оседлым музыкантом. Гастролирую по случаю, обычно ближе к Петербургу. Были выступления в Москве, Белоруссии. В Кисловодске я впервые.
— Успели совершить прогулку по окрестностям?
— Да, было очень интересно. Даже нарзан попил, оздоровился (улыбается). Здесь замечательный климат, воздух. Вообще, мне кажется, человек здесь живет ближе к земле. Живописные горы вокруг, чудесный ландшафт, старинная архитектура, гармонично из него «вырастающая», которых не смогла испортить даже нелепая застройка последних лет, хотя она и бросается в глаза.
— В концертной программе, которую вы предлагаете вниманию кисловодской публики, переплелись произведения композиторов разных стран: России, Дании, Франции… Музыка какой страны вам ближе и какие страны, на ваш взгляд, более родственны России в плане национального духа и колорита, которые выражаются в музыкальном наследии?
— Вы знаете, мы – люди Севера, я говорю это как человек из Петербурга. И нам, конечно, северная музыка ближе. Неслучайно в сегодняшней программе оказался датчанин Руд Ланггор и англичанин Джон Айрленд. Область моих музыковедческих интересов – страны Скандинавии, шведская, норвежская, датская и английская музыкальная культура.
Но и Глазунов – можно сказать, уникальный случай в русской музыке. Это композитор, который регулярно обращался к органу. Подобных сочинений он написал не так много, но на протяжении всей жизни испытывал творческий интерес к этому инструменту. И сегодня прозвучит его первое органное сочинение, написанное в 1906 году.
— Каковы ваши планы на 2014-й год? Как известно, в России он объявлен Годом культуры – проявится ли это событие в вашем творчестве?
— Я не думаю, что произойдут какие-то заметные перемены, будем работать по плану, как обычно: играть разную музыку, стараться учить новое. В этом году планирую цикл швейцарской, австрийской и немецкой музыки в Витебске и Минске весной и летом. Стараюсь больше играть в ансамбле с органом – существует множество сочинений для камерного исполнения. Это не переложение, а оригинальная музыка, в основном, 20 века. Альт с органом, скрипка, виолончель, гобой…
— Михаил, вы часто выступаете с концертами не только на крупных сценических площадках, но и в соборах. Где орган звучит гармоничнее и лучше для восприятия?
— Зачастую в органных залах звучание инструментов не раскрывается до конца, так как помещения залов не строились именно под данный инструмент, это объективная данность. И, конечно, соборы, где есть сводчатые потолки и необходимое пространство, в котором органный звук смешивается, имеют огромное преимущество. Ведь половина прелести органа – это акустика. Он изначально был соборным, церковным инструментом.
— Расскажите о самом совершенном органе, на котором вам доводилось играть до сегодняшнего дня.
— Это очень субъективно для каждого органиста. У всех музыкантов есть любимые инструменты. Но если вспомнить недавнее прошлое, мне запомнился замечательный орган в кафедральном лютеранском соборе святых Петра и Павла в Москве. Там потрясающий «Зауэр» 1898 года, он стоит в большом помещении, что дает удивительное звучание.
Кроме того, мне очень нравится инструмент, на котором до недавнего времени я играл постоянно. Это орган в Мальтийской капелле Воронцовского дворца (территория нынешнего Суворовского училища). Пять сезонов мы проводили там концерты.
— Спасибо, что нашли время для интересной беседы, Михаил!
Пресс-служба Госфилармонии на Кавминводах
http://www.kirova33.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Константина Волостнов: «У органа больше преимуществ перед камерной или фортепианной музыкой» «Шедевры и раритеты органной музыки» собирают аншлаги. Для Константина Волостнова,...
- Интервью с Людгером Ломанном 3 марта 2009 С 18 по 30 марта 2009 года...
- Хуан де ла Рубиа (орган) Интервью Хуан де ла Рубиа – органист из Барселоны, преподаватель Высшей...
- Перед музыкой на коленях 2 декабря исполняется 30 лет со дня открытия органа в...
- «В каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог». Интервью с органистом Татьяной Пыжовой Женщина-органист. Еще недавно это в России было такой же...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012