- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Хуан де ла Рубиа (орган) Интервью
Хуан де ла Рубиа – органист из Барселоны, преподаватель Высшей школы музыки в Каталонии, главный органиста базилики Саграда Фамилия (Барселона).
Хуан, Вы не первый раз в России. Какой этот визит по счету и в каких городах Вы бывали?
— Это мой восьмой приезд в Россию.
Я играл несколько раз в Москве, в Петербурге. Не только в Таврическом дворце, но и в Мариинском концертном зале, в Нижнем Новгороде и Калининграде.
В Калининграде в Соборе или в Филармонии?
— В Соборе.
Какой орган Вам понравился больше?
— Все органы разные, у каждого своя душа. Понравился орган в католическом соборе Москвы – он очень большой, с огромными возможностями, со многими регистрами. Очень большой орган в Калининграде. Орган Таврического дворца более скромный по размерам, но для меня он более совершенный, как по звучанию, так и по своим эстетическим качествам. И конечно, мне нравится его отличное состояние, на нем очень приятно играть. Также для меня особенное удовольствие играть в концертных залах, а не в церквях. Как в случае с Таврическим дворцом, так и с Мариинским концертным залом.
А почему Вам нравятся именно концертные залы? Ведь в церквях всегда лучше акустика?
— Гораздо чаще я играю в церквях, поэтому для меня особенно ценны выступления именно в концертных залах. Конечно, игра в концертом зале имеет свои недостатки, например акустика. Но есть и преимущества: в концертном зале люди не только слышат музыку, но и видят исполнителя.
То есть слушатели рассматривают молодого симпатичного органиста, а не слушают музыку?
-Нет, нет, я не об этом! Здесь есть возможность дополнительного самовыражения. Многим людям нравится не только слушать, но и смотреть, как играет исполнитель, как держится во время игры. Разумеется, это не главное, но в целом помогает ощутить и почувствовать музыку.
Нижний Новгород, Москва, Калининград, Петербург – очень разные города. Какие ощущения в целом от России? Были какие-то особенные впечатления?
— Когда я первый раз приехал в Россию, для меня это было настоящим приключением. Первые впечатления были превосходными, в первую очередь благодаря теплому приему российских организаторов. Самые первые мои выступления в Католическом соборе в Москве и в Мариинском концертном зале Петербурга прошли в зимний период, и для меня, южного жителя, это было тяжело климатически. Безусловно, я был поражен колоссальным историческим наследием – церквей, музеев, дворцов. У меня осталось впечатление, что я увидел только самую малую часть. Москва — настолько огромный город, что его просто невозможно охватить. Петербург – город более европейский, с огромным культурным наследием.
Расскажите о Барселоне… В представлении российских туристов Испания – страна, где много органов. Какова ситуация в Барселоне с этими инструментами?
-Сегодня я гулял по городу, около Эрмитажа, видел объявления о концертах. Сравнивал с Барселоной. Мне жаль, что кризис в Испании охватил не только экономику, но и культуру. Петербург не создает такого впечатления, здесь культурная жизнь заметно активней — много концертов, спектаклей и других культурных мероприятий.
В Барселоне, как и в других областях Испании большой вред причинила Гражданская война 30-г.г. Тогда практически все средиземноморские области – от границы с Францией до Гибралтара были опустошены, не могли не пострадать и церкви. В Каталонии было огромное органное наследие, сейчас остались и действуют всего порядка десяти инструментов. Но строятся и новые органы, в частности в Барселоне — в церкви Санта-Хема, в зале в стиле модерн Губерниста, орган монастыря Монсеррат. Все эти органы возрождают настоящий интерес и вкус к этому прекрасному инструменту.
Насколько обширна концертная органная деятельность в Барселоне? Как часто проходят концерты?
-Один концерт в месяц в базилике Саграда Фамилия, во Дворце музыки тоже есть свой музыкальный цикл – три-четыре концерта в год. Кроме того в городе есть и другие органы – например в приходской церкви Ремей. Также в концертном зале Метрополитен Ария выступают студенты Высшей школы музыки Каталонии.
Есть ли в Высшей школе музыки Каталонии кафедра органа или только отдельно класс? Сколько студентов обучается игре на этом замечательном инструменте?
— У нас есть класс органа. Но очень много различных направлений: классические, старинные инструменты Каталонии, современная музыка, джаз, музыковедение, педагогика, звукология… Органный класс входит в состав кафедры классической музыки. Всего у нас 6-7- студентов – органистов, которых обучает один профессор.
Вы преподаете импровизацию. На последнем концерте Вы импровизировали на тему старинного лютеранского хорала в классическом стиле барокко. Прошлые Ваши импровизации были другими. Что для Вас импровизация – возможность встроиться в какой-то стиль – французский, немецкий? Или же это только Ваша собственная импровизация, импровизация души музыканта?
— Я импровизировал в Берлине с Вольфгангом Зайфеном. Его обязательно нужно пригласить выступить в Таврическом. Это музыкант-импровизатор самого высочайшего уровня, способный импровизировать в каждом музыкальном стиле.
Если говорить об импровизации в общем, её цель на концерте – безусловно, шоу. Показать публике, что ты способен сочинить что-то непосредственно в данный момент. В рамках концерта можно сделать стилистическую или свободную импровизацию. Здесь уже не будет такого жесткого языка – барочного или немецкого, просто творишь свой собственный стиль. Тембр органа, его звучание, настроение, собственные ощущения имеют огромное значение в выборе стиля импровизации. Например, на открытии органа в Таврическом дворце я играл импровизацию на тему песни «Вдоль по Питерской».
Вы являетесь главным органистом базилики Саграда Фамилия в Барселоне, которая играет важнейшую роль в европейском искусстве XX века. И, видимо после того, как будет окончено строительство, базилика будет самым большим католическим храмом Испании. В связи с этим интересно узнать, какова ситуация с органом и какие планы строительства?
-Сейчас в Базилике есть первый малый орган — алтарный орган в пресвитерии, практически такой же, как в Таврическом. Относительно маленький, конечно же. Сама базилика в двадцать раз больше зала Таврического дворца. При строительстве органа мы опираемся на два аспекта — слова Антонио Гауди и потребности нашего времени. Величайший архитектор очень ценил музыку, особенно хоровую, а она нуждается в органном сопровождении. Он задумывал орган или несколько органов в средокрестии, центральном месте храма, к которому обращено основное внимание прихожан. Место для хора в храме достаточно большое, хор может состоять из 800 человек. Мы думаем о строительстве большого органа, который бы гармонично сочетался с нынешним алтарным органом в пресвитерии. В то же время этот архитектурно-музыкальный комплекс должен быть созвучен колоколам базилики. Безусловно, совместить все это — почти то же самое, что заново построить Саграда Фамилия. Это очень большая и очень сложная работа. Но нас вдохновляет то, что идея Гауди не была воплощена до сих пор, и нам остается только догадываться, каков же будет результат после окончания строительства. Ведь у великого мастера было много порою необычных, и в то же время фантастически гениальных идей.
Вы учились в разных школах Европе, в Испании. Когда вы изучали историю и музыкальную литературу, что вы проходили из русской музыки и каких русских композиторов?
— В моем образовании пианиста я подвержен большому влиянию русской музыки — прежде всего Рахманинова и Чайковского. Очень жаль, что они не писали для органа. Поэтому я делаю свои транскрипции. Очень интересна для меня музыка Прокофьева.
Спасибо. Будем ждать новых концертов у нас в России.
До новых встреч!
Беседовал Анатолий Погодин
http://capellataurida.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Испанский органист Хуан де ла Рубиа в Таврическом дворце 13 февраля в Органном зале Таврического дворца выступит...
- Барнаул впервые посетил органист Хуан Мария Педреро Испанцы в представлении большинства людей, страстные танцовщики фламенко или авантюрно-брутальные...
- Интервью с Оливье Латри А это экспресс-интервью взял Артём Хачатуров (главный органист Калининградского Кафедрального...
- Интервью с органистом Людгером Ломанном. Людгер Ломанн: «Он подкупает благородством и теплотой звучания». Людгер Ломанн...
- Интервью с органистом Алексеем ШМИТОВЫМ январь 2006 «Органный калейдоскоп» — под таким названием прошел вечер...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012