январь 2006

«Органный калейдоскоп» — под таким названием прошел вечер органной музыки 18 января. Музыкант из Москвы лауреат международных конкурсов Алексей ШМИТОВ блистательно исполнил свою программу, в которой звучали романтическая и современная музыка, произведения эпохи Ренессанса и барокко, величественный Иоганн Себастьян Бах.

— Алексей, вы первый органист, открывший в новом, 2006 году вечера органной музыки. В нашем городе вы тоже впервые. Для вас это добрый знак? 


— Уверен, что да. Кондопога поистине уникальна! Здесь два органа на сцене. Такому явлению в культуре России нет аналога. Очень, очень хорошие, качественные инструменты, великолепно звучат.
А в Кондопоге я не впервые. В 1974 году будучи подростком вместе с родителями путешествовал по Карелии. Мы побывали в Марциальных Водах, на водопаде Кивач, познакомились с Успенской церковью в Кондопоге. Представить себе не мог, что тридцать лет спустя приеду в Кондопогу на гастроли. Вот уж поистине в жизни не бывает случайностей.

— А чем порадовал год минувший? 


— В мае прошлого года вернулся из Сирии. Преподавал класс органа в Дамасской консерватории, открывал класс, потому что он первый в арабском мире. Инициатором этого события стал ректор консерватории, фанатично преданный европейской культуре, музыке. Он иранец, учился в Англии, женат на англичанке (она преподает фортепиано в консерватории). Вначале он организовал музыкальную школу в Дамаске, затем — консерваторию. Основал национальный симфонический оркестр. Очень высокого мнения о профессионализме российских музыкантов, поэтому пригласил на преподаватель-
скую работу в консерваторию более сорока специалистов из России.
В консерватории, в оперном зале, установлен орган. Его называют «парящий орган». Такое название он получил потому, что передвигается на воздушных подушках. Это эксклюзивный вариант в органостроении. Весит орган семнадцать тонн, его высота восемь метров.
В свободное от занятий время работал в католической церкви Святого Антония. Самостоятельно восстановил орган, хотя раньше никогда этим не занимался. Сыграл в церкви более двадцати пяти концертов. Случалось выезжать с концертами в Ливан, Египет. Впечатлений самых добрых осталось много.

— Вы известный музыкант, много концертируете по городам России и за рубежом. Как познакомились с органом? 


— С шести лет, видимо, заметив какие-то способности, родители определили меня в музыкальную школу при Московском музыкальном училище  (ныне Академический музыкальный колледж) по классу фортепиано. К этому времени в училище установили два
органа, и наш хор мальчиков (хоровое пение — одна из дисциплин школы) пел в сопровождении органа, участвовал в концертах.
Интерес к органу появился у меня буквально с первого класса. Этот божественно прекрасный инструмент казался недосягаемым. Но мечта сбылась. Я уже учился в пятом классе, и вот однажды после репетиции хора преподаватель предложила желающим остаться, чтобы познакомиться с органом. Домой летел как на крыльях! До сих пор в памяти то ощущение неземного счастья.
В седьмом и восьмом классах музыкальной школы серьезно стал изучать орган параллельно с фортепиано. В училище поступил как пианист и продолжил занятия в органном классе. Мой преподаватель по фортепиано Татьяна Петровна Николаева, которая очень хорошо ко мне относилась, считала меня предателем, так как моему сердцу ближе стал все-таки орган. Но позже получил ее благословение и как органист.
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классам органа и фортепиано. В аспирантуре совершенствовался как органист у профессора Ройзмана. Занимался в мастер-классах известных европейских органистов.

— Вы лауреат международных конкурсов. Звание сыграло какую-то роль в вашей карьере? 


— В международных конкурсах органистов участвовал дважды. В первом, который состоялся в Лейпциге в 1980 году, выступил неудачно. Через семь лет случилась вторая попытка: снова приехал на конкурс в Западную Германию и неожиданно для себя стал обладателем второй премии. Более того, был первой ласточкой среди русских органистов, принявших участие в этом престижном баховском конкурсе. Благодаря профессору Московской консерватории выдающемуся органисту, композитору, общественному деятелю Олегу Григорьевичу Янченко (он тогда был членом жюри) русскую органную школу, русских органистов признали на Западе.
Звание лауреата дало возможность выступать в лучших концертных залах Москвы. Меня стали приглашать с концертами за рубеж.

— Творчество наверняка связывает вас со многими известными музыкантами. 


— Да. И я счастлив, что это происходит в моей жизни. Творческое содружество сложилось с литовским камерным оркестром под управлением замечательного музыканта, дирижера С. Сондецкиса, с выдающимся скрипачом В. Пикайзеном, певцами М. Ланской и Л. Мартыновым, виолончелистом А. Загоринским и многими другими исполнителями.

— Вы ведь и преподаете? 


— Преподаю в Московской государственной консерватории и Академическом музыкальном колледже при консерватории. И столько получаю радости от студентов, от общения с ними! Многому учусь у них. Единственное, что вызывает большую тревогу, — будущее моих учеников. Дай Бог, чтобы каждый из них нашел свое место в жизни.

—Алексей, ваши концерты записывают на радио и телевидении, вы выпускаете компакт-диски. А значит, рождаются все новые и новые программы. Есть приоритеты в огромном музыкальном мире? 


— Исполняю разную музыку разных школ, но особенно трепетную любовь испытываю к французской романтической музыке, видимо, сказывается моя «фортепианная» сущность. Достаточно строго подбираю в репертуар современную музыку. Очень люблю Баха. В его гениальной музыке заключен мировой порядок. Да и вообще плохой музыки в органном мире нет. Давно понял, что музыка нужна мне не ради денег, престижа, а именно потому, что нужна. И я так строю свою жизнь, чтобы это стало возможным.

Беседовала Е. МИХАЙЛОВСКАЯ.

«Авангард»

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.