- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Александр Князев: Позавчера – в Париже, сегодня – в Костроме
Врождённая аристократичность в каждом движении: фамилия — царская — обязывает. Космическая красота в каждом звуке: инструмент обязывает — работы легендарного Карло Бергонци. В каждом слове абсолютное достоинство: обязывает титул. Первого виолончелиста мира. Только играть на провинциальной российской сцене завсегдатая амстердамского Консертгебау и парижского зала Плейель, Дворца изящных искусств в Брюсселе и лондонского Royal Festival Hall не может обязать ничто. Однако 18 февраля Александр Князев — прямо из Парижа — в Костроме. На презентации Костромского губернского симфонического оркестра под управлением Павла Герштейна. Не по долгу — по любви. К нашему городу и нашим музыкантам. О них и о себе — эксклюзивный разговор виртуоза с «СП».
— Александр, похоже, все газетные разговоры с вами начинаются одинаково: первым делом вы о своей «любовнице» рассказываете. Об уникальной виолончели Карло Бергонци, в смысле. Давайте нарушим традицию: Князев без виолончели существует?
— Конечно, существует. Но поскольку виолончель, а теперь ещё и орган занимают всё моё время, не думаю, что без них я представляю собой что-то интересное, о чём можно было бы говорить. Моя жизнь действительно целиком посвящена музыке. Если в данный момент я не играю, значит, еду куда-то играть либо, отыграв, откуда-то возвращаюсь. Ну, или репетирую.
— А пока вы играете, в мире происходит…
— Такие мысли меня давно посещают. Вокруг на самом деле много интересного — и всё мимо проходит. Сколько книг непрочитанных, фильмов непросмотренных… Я, например, природу обожаю: мог бы часами гулять и смотреть на небо. Но на это чаще всего даже один денёк выделить не получается, потому что я служу музыке. А музыка — великое искусство, которому невозможно ничего диктовать. Она сама диктует жизнь.
— Кто бы другой это сказал, можно было бы в высокопарности обвинить. Но вам ведь в 1994-м, после страшной аварии, в которой погибла ваша жена, именно музыка продиктовала — жить.
— Вы правы: я не люблю высокопарных фраз. Поэтому проще скажу: да, музыка, безусловно, помогла мне в тот момент. И очень сильно помогла, потому что она в принципе мой главный стимул. Хотя после аварии был и другой стимул — люди.
— Тогда, в девяностые, вместе с вами жить заново начинала вся страна. Это «заново» оказалось лучше?
— Я приветствовал перестройку тогда и сейчас приветствую. Хотя в тот момент произошло огромное количество трагедий и мы потеряли большую страну, нам удалось обрести главное — свободу. Для меня это очень важно. Очень. До девяностых мы все жили двойной жизнью: дома, с родителями, о чём-то можно было говорить, но вот я шёл в школу… А там учителя, одноклассники — и нужно было говорить совершенно другое. То же самое и в консерватории. Ужасные воспоминания, ужасное время. А главное — безнадёжное. Сейчас бывает хуже, лучше, но у нас есть надежда. А если её вообще нет, представляете, как страшно?
— Но именно в «безнадёжной» стране десятки музыкантов подавали большие надежды. И оправдывали их. А в «свободной» России талантливый студент консерватории, если верить вашим же словам, — редкость. В чём причина?
— Таланты рождаются вне зависимости от системы, у них какой-то свой алгоритм. Какой именно, нам неизвестно, но он точно не связан с тем, что происходит в стране. Правда, не принимая советский строй, я должен признать, что музыкальное образование в Союзе действительно было на высочайшем уровне. Что случилось потом? На Запад уехали многие талантливые педагоги. В девяностые, например, одной из лучших в мире стала виолончельная школа Германии. А всё потому, что там начали преподавать Давид Герингас, Борис Пергаменщиков, потом Наталья Гутман — три потрясающие виолончелиста, вышедшие из Советского Союза.
— Уровень образования не тот, лучшие педагоги на Западе… Куда податься сегодня молодому талантливому русскому музыканту?
— Да все пути открыты. В своё время, чтобы поехать на зарубежный конкурс, мы должны были пройти жёсткий отбор. Сначала в школе, потом в институте имени Гнесиных, затем всероссийский, всесоюзный — невероятное решето. Проходили единицы. Естественно, самые достойные, потому что после стольких отборов случайных людей не оставалось. Хорошо. Но были и те, кто обладал чуть меньшими способностями или просто был менее подготовлен. И вот им путь был закрыт. А сейчас выбирай себе конкурс, которых в мире огромное количество, плати вступительный внос — пятьдесят евро. И пожалуйста: играй, где хочешь, показывай себя, достигай успеха. Это и есть свобода.
— То есть для вас свобода — категория пространственная?
— Вы представьте: мы безвылазно сидели в Советском Союзе. Нас ждала только туристическая поездка в Болгарию, у кого дела были получше — в Венгрию, ну а Югославия была уже пределом мечтаний. Сегодня же я просто не мыслю своей жизни без Парижа, в котором даже прожил три года, без Лондона, Нью-Йорка, Токио…
— Кострома, которую вы посещаете отнюдь не впервые, в этом списке как оказалась? Исключительно благодаря Костромскому симфоническому оркестру?
— Во-первых, я уже много лет очень дружен с Павлом Яковлевичем Герштейном. Мне приятно вместе с ним и его оркестром музицировать на сцене: музыка у нас действительно получается. Во-вторых, костромская публика очень благодарная, любит меня. А я, на самом деле, очень люблю Россию. И обожаю Кострому. Не только потому, что это город, важный для меня как для музыканта: здесь я реализую многие творческие планы. Но и потому, что мне нравится смотреть на торговые ряды, гулять по Ипатьевскому монастырю…
— Здесь лучше, чем в Париже?
— Кстати, в Париже я был всего лишь позавчера вечером, даже домой не заехал — сразу к вам. Здесь не лучше и не хуже — просто по-другому. Ещё раз подчеркну: я люблю Россию, хотя это не значит, что не могу критиковать свою страну. Но как бы ни критиковал, уехать отсюда не думал никогда.
— Несмотря на то, что вам рукоплещет весь мир?
— Раз по всему миру меня приглашают, значит, я достиг какого-то уровня.
— «Какого-то»… Музыканту, которого назвал своим учеником сам Ростропович, скромничать бессмысленно.
— Ростропович мне не учитель — фактически. Конечно, я учился на его записях. Покупал диски в то время, когда они были запрещены в Советском Союзе. Причём покупал, не имея никаких денег — на суточные, на гроши, сэкономленные на еде. Когда Ростропович всё это понял, оценил мгновенно: «Я считаю тебя своим учеником», — сказал. Он, конечно, великий виолончелист, но не надо делать из Ростроповича икону. Он был не один, и я учился не только на его записях.
— И всё-таки: названый ученик Ростроповича, один из самых молодых победителей конкурса имени Чайковского и чуть ли не единственный классический музыкант, способный собирать аншлаги, — музыковеды тайну гения Князева пытаются разгадать давно. А вот…
— Хотите, чтобы я сам раскрыл эту тайну?
— Угадали.
— Хорошо. Я думаю, что на сегодняшний день у меня самый красивый звук. Самый красивый и самый объёмный. Самый мощный: я без проблем играю с сильнейшими оркестрами мира. Моя техника феноменальна, она совершенна. Я исполняю скрипичные транскрипции, которые не все скрипачи могут сыграть. Полагаю, что игра моя очень эмоциональна, харизматична, она всегда воздействует на публику. В общем, это синтез тех качеств, которые необходимы для музыканта экстра-класса: звук, техника и глубина исполнения.
— Всё свыше?
— Талант, наверное, Господь Бог дал, но ведь я очень много работал в своей жизни. Причём музыка — это не такое занятие: один раз научился — и навсегда. Это постоянный процесс совершенствования. Поэтому учишься снова и снова — у виолончелистов, у скрипачей, у пианистов, у дирижёров… У любых музыкантов: французский органист Жан Гийю, например, открыл моё органное сознание. А такие великие партнёры, как Виктор Викторович Третьяков и Юрий Абрамович Башмет, в определённом смысле сформировали меня.
— Того самого Александра Князева, который всё-таки не существует без музыки. Значит, вам, как герою одной пьесы тридцатых годов, нужна всего лишь точка на земном шаре — чтобы поставить штык виолончели?
— Да, и эта точка — Москва. Знаете, у нас сегодня понятие Родины опошлено страшно, его поминают каждые пять минут все кому не лень. А об этом не надо кричать — надо тихо носить в своём сердце любовь к Родине. Так вот, для меня любимая Родина и есть Москва. Здесь я родился. И умереть хочу здесь.
Досье
Александр Князев — заслуженный деятель искусств России. Успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. Его репертуар включает практически полную антологию произведений для виолончели и многие произведения для органа. Лауреат престижных исполнительских конкурсов: конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, конкурса имени Г. Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы ученика Страдивари Карло Бергонци, предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.
http://www.севернаяправда.рф
www.principal.su
Связанные посты:
- Александр Майкапар, органист Александр Майкапар, органист, заслуженный артист России, 67 лет Про...
- Первый концерт органной музыки в Костроме 2 ноября в государственной филармонии Костромской области состоится презентация нового...
- Александр Майкапар: «В исполнении музыки Баха важно с увлечением следить за жизнью голосов» 14.11.2012 В эти дни в Российской академии музыки имени Гнесиных...
- Сегодня 97 лет со дня рождения Л.И.Ройзмана Леонид РОЙЗМАН, педагог, пианист и органист. Для многих детей (и...
- Александр Титов: «Белгородский орган — орган просто выдающийся!» 25 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучал «Орган...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012