- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Тайны испанского органа
Автор: Наталья Лебедева
Две тоненькие москвички, органистка Мария Моисеева и скрипачка Лада Морозова, поразившие всех мощью звучания сначала в зале «Аве Сол», а потом в Старой Гертрудинской церкви, играют очень сложный барочный репертуар.
Обе наши гостьи окончили одни из лучших в мире музыкальные школы. Лада — Российскую академию музыки им. Гнесиных, а Мария — Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Севильскую консерваторию им. Кастильо. Обе — призеры и лауреаты международных конкурсов.
Читая послужной список Марии, обратила внимание на тему ее диплома и защищенной в 29 лет (!) кандидатской диссертации. Диплом был посвящен «Органу в Испании XVI–XVII веков», а диссертация называлась «Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и барокко».
Каждый, имеющий за плечами хотя бы музыкальную школу, сразу скажет, что мировые органные школы — это немецкая, итальянская и французская. А вот испанская не оставила такого заметного следа в музыкальном наследии. И будет не прав! Потому что в ней все очень непросто и своеобразно.
— Когда мы смотрим на любой орган, видим вертикальные трубы, по которым нагнетается воздух, — рассказала Маша. — А испанцы взяли и придумали в XVII веке делать трубы горизонтальными! Из вертикального фасада торчали горизонтальные трубы — с очень специфическим тембром.
— Теперь такой, наверное, и не увидеть нигде, кроме Испании?
— Ближайший к вам — в Швеции, там построили орган испанского образца. А до этого у них были всякие другие изобретения — на нижней части клавиатуры можно было играть один тембр, а на верхней — другой. Это чтобы орган не занимал слишком много места — поставить только одну клавиатуру и на ней играть и мелодию, и аккомпанемент. Много и других придумок у них было.
— Значит, у испанцев в те времена исполнительская культура органистов достигла очень высокого уровня?
— Да, это так — правда, не надолго. С середины XVI по середину XVIII века был расцвет испанской музыкальной культуры вообще. Почему?
Потому что в стране было очень много денег, потому что Колумб открыл Америку, откуда везли в Испанию золото, потому что половина Европы была под испанской короной и страна владела множеством колоний. А когда все обеспечено материально и жизнь богатая, развитие получают культура и искусства.
— А почему же все–таки испанцам пришло в голову делать у органов горизонтальные трубы, смотрящие прямо на слушателя?
— Они даже назывались «военная артиллерия», имитируя тембры военных труб. И звук у горизонтальных трубе резче — он не обо что не разбивался. Такое праздничное, военное, трубное звучание. Военную музыку и исполняли — в дни побед над маврами, к примеру, в честь религиозных праздников.
— А вам довелось увидеть такой орган, поиграть на нем?
— Да, целый год во время моей стажировки я ездила по Испании, смотрела эти органы и играла на них.
— И что, они сохранились в том же прежнем виде?..
— Вот как раз нет. В крупных городах и на востоке страны их уже нет и в помине. Вот смотрите — в вашей Гертрудинской церкви стоит 100–летний орган, который тщательно берегут. Но политика бережного отношения к историческим инструментам появилась относительно недавно. А до этого — чем богаче была страна, тем сильнее вероятность, что, имея средства, старое выкинут, а новое поставят. А еще войны и революции.
— А откуда у вас такой интерес именно к испанскому органу?
— Мне очень нравился испанский язык и нравился мой инструмент, орган. А когда я писала в консерватории курсовые, у меня получилось объединить и то, и другое. И пошло–поехало…
— Баха на испанском органе не очень–то сыграешь, получается…
— Да, чтобы играть Баха, нужна немецкая педальная клавиатура, где очень иного клавиш, на которые мы нажимаем ногами. А у испанских органов таких клавиш крайне мало. Они развивали органы очень бурно, но педальная клавиатура их почему–то не интересовала. Поэтому с Бахом тут действительно не получится. Я играла на испанском органе пьесу местного композитора под названием «Баталия».
— А испанцы отдавали дань тому, чем вы занимаетесь, понимали, что вы восстанавливаете одну из их культурных традиций?
— Конечно! И очень мне помогали. Они уже с середины ХХ века занимаются расшифровкой старинных музыкальных трактатов. Сейчас денег в стране поубавилось — тяжелее стало…
— Девочки, вот вы говорили, что очень много сил требуется для того, чтобы исполнять музыку барокко. Но не физических, разумеется…
Лада Морозова: — Да, это потому, что эта музыка в равной степени и очень много говорящая о человеке каждому слушателю, и божественная. Даже не подготовленный в музыкальном плане человек ее очень хорошо воспринимает и понимает, о чем это и зачем… Даже любитель порой лучше воспринимает ее, чем профессионал, который начинает разбираться в технических нюансах. Сердцем скорее воспринимает. Ведь эта музыка — о человеке на Земле, его отношениях с Богом и Вечностью.
— Вы сказали, что дуэтом выступаете недавно…
Лада: — Я почувствовала, что мне для исполнения барочной музыки нужен хороший органист. Многие произведения хороши именно с органом. Репертуар в голове я себе уже составила. Это были любимые сочинения, которые давно хотелось сыграть. Стала искать, просматривала и интернет–сайты. Можно было ошибиться, но наша с Машей встреча — это явная удача!
— У вашей скрипки медовый, глубокий, «грудной» звук, без «визгливых» нот. Это работа знаменитого мастера?
— Это хорошая немецкая скрипка, с традициями, и досталась мне почти случайно. Как–то я зашла к скрипичному мастеру Музея им. Глинки со своей прежней скрипкой. А он решил показать мне свою коллекцию, поделиться тем, что у него есть. И показал вот эту скрипку — мол, она недорогая и сделана не каким–то конкретным мастером, но у нее очень необычный звук.
Я взяла скрипку домой, два дня на ней поиграла и решила, что это мое. Сделана она на циммермановской фабрике музыкальных инструментов под названием «Антониус Страдивариус» в Германии, больше 200 лет назад. Скорее всего, над инструментом работало несколько мастеров, но придерживаясь строгих традиций. Звук действительно, как вы заметили, низковат, она ближе по звуку к альту.
— А как вы вместе видение вашей музыки сочетаете, гармонизируете?
— У каждой из нас по отдельности есть какое–то ощущение того, что исполняем. Но это не картины, не сюжеты, а скорее эмоционально–психологическое состояние. Настрой музыки подсказывает, в каком это может быть ключе. И, конечно, каждый концерт для нас — это максимальные психологические, душевные затраты — иначе никак.
Фото:
* Органистка Мария Моисеева и скрипачка Лада Морозова в Риге.
«Вести Сегодня», № 106.
http://eklektika.lv
www.principal.su
Связанные посты:
- Орган откроет тайны 7.10.2012 7 октября в 15:00 лауреат международного конкурса органист Андрей...
- Слушая звуки органа В Кондопоге во Дворце искусств работает самый известный молодой органист...
- Чудо органа. Для детей. Н. Дилакторская о Гайдне. azbukamudrosti.ru сайт для занятий...
- Константина Волостнов: «У органа больше преимуществ перед камерной или фортепианной музыкой» «Шедевры и раритеты органной музыки» собирают аншлаги. Для Константина Волостнова,...
- Строительство самодельного органа Музыкант Петр Айду, собирающий орган заново вместе с его создателем,...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012