- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Слушая звуки органа
В Кондопоге во Дворце искусств работает самый известный молодой органист России. Александр Новоселов, получивший диплом лауреата 3-й премии на международном конкурсе «Орган без границ» в Люксембурге, дал интервью сайту «Петрозаводск сегодня», в котором рассказал о своем творчестве, жизни и органной музыке.
-С чего началось Ваше увлечение музыкой?
— Я начал заниматься игрой на фортепиано с 7 лет. Сейчас трудно сказать с чего именно началось увлечение музыкой, скорее всего было просто интересно пойти в музыкальную школу. Многих детей заставляют заниматься в музыкальной школе родители, но как правило потом они не становятся профессиональными музыкантами. Пойти в музыкальную школу было моё собственное желание, но тогда я ещё не осознавал, что буду в дальнейшем буду серьёзно заниматься музыкой.
-Почему выбрали именно этот инструмент? Чем он вас очаровал? Как много Вам приходится проводить времени за органом?
— Увлечение органом относится к периоду моей учёбы в Кировском колледже искусств. В г.Кирове есть очень хороший органный зал — Александровский костёл с великолепной акустикой и органом немецкой фирмы «Майер».Однажды я попал на концерт и был очарован величественным звучанием этого инструмента. Тогда я понял, что очень хочу научиться играть на органе. К сожалению, в колледже искусств не было возможности заниматься на органе, так как не было органного класса и преподавателя. Я начал заниматься игрой на этом инструменте уже в Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки в классе заслуженной артистки РФ, профессора З.А. Скульской, продолжая при этом занятия в классе фортепиано.
Сейчас в нашей стране, особенно в Москве и Санкт-Петербурге открывается всё больше муз. школ, где есть класс органа и дети уже с раннего возраста имеют возможность обучаться на органе.
За органом провожу значительную часть времени — каждый день часа 4-5. Так как игра на инструменте требует регулярных занятий и нужно постоянно быть в форме, я часто выезжаю с концертами.
-Помогает ли Вам музыка в жизни?
— Музыка, безусловно, помогает мне. Особенно большой заряд энергии дарят концертные выступления. Когда чувствуешь, что публике нравиться то, что ты исполняешь, то это окрыляет. Ведь главная задача исполнителя — чтобы концерт принёс радость людям и они захотели прийти ещё раз.
-Музыкальную школу Вы заканчивали в Нижнем Новгороде, а магистратуру в Санкт-Петербурге. Как Вы попали в Кондопогу?
— Да, я учился в Кирове, Нижнем Новгороде, потом в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета на кафедре органа, клавесина и карильона.
Так получилось, что я попал в Кондопогу совершенно случайно. Мой профессор по органу, заслуженный артист России Даниэль Феликсович Зарецкий сказал мне, что органистка из Кондопоги уехала обратно в Москву и место вакантно. Я приехал посмотреть и мне очень понравился Дворец искусств, два органа и я согласился работать здесь. Так как для музыканта главное — возможность заниматься, а в Петербурге очень ограниченное время для репетиций, здесь же у меня в распоряжении практически целый день два инструмента. И в России совсем не много мест для работы органистов.
-Кого Вы считаете своим музыкальным учителем (наставником), чьи произведения Вам нравятся больше остальных?
— Учителей по органу у меня было пока только двое — З.А. Скульская из Нижнего Новгорода и Д.Ф. Зарецкий, у которого я продолжаю сейчас заниматься в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории. Сейчас, конечно приходиться больше работать самостоятельно. Трудно сказать есть ли у меня любимые произведения. Наверное их много. Очень люблю Баха, его можно было бы назвать патриархом органной музыки и вообще невозможно представить обучение на органе без его сочинений, а также люблю Мендельсона, Франка. Стараюсь исполнять музыку разных стилей и эпох.
-Можно ли в Карелии научится игре на органе? Насколько сильно отличается техника исполнения на органе например от рояля?
— В Карелии, к сожалению, пока нельзя научиться играть на органе, но в ближайшем будущем в Петрозаводской консерватории откроется органный класс.
Вообще техника органной игры, конечно сильно отличается от техники игры на рояле, прежде всего тем, что у органа есть ещё кроме клавиатур для рук-мануалов ещё и клавиатура для игры ногами — педаль и требуются значительные усилия для хорошей координации. А также звук органа не становиться громче или тише от силы нажатия на клавишу, как у рояля и музыкант должен владеть другими средствами выразительности-артикуляцией, умением хорошо регистровать сочинение, т.е. «раскрасить» его разными тембрами. Регист — это тембр органа, количество регистров тоже бывает различным, от этого зависит размер органа. В Кондопожском органе 64 регистра и он считается пятым по величине в России.
-Совсем недавно Вы получили диплом третьей степени Международного конкурса органистов, прошедшего в Люксембурге. Поделитесь впечатлениями. Участвовали ли Вы до этого в конкурсах подобного уровня?
— Да, в этом году я получил диплом лауреата 3-й премии на международном конкурсе «Орган без границ» в Люксембурге. Это был непростой конкурс, состоящий из 3-х туров. Первый тур предполагал исполнение сочинений И.С. Баха в Кирхе Св. Михаэля на старинном инструменте. Второй и третий туры проходили в соборе города Дюделанж на большом романтическом органе. Всего участвовали 24 человека из Европы, США и России, 5 прошли в финал. У меня это уже не первая награда — в 2009-м я получил премию «Надежда Отечества» на международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева в Калиниграде и в прошлом году 2-ю премию на конкурсе им. Г. Муффата в Австрии г. Линц. Конечно конкурсы — это непростое испытание на прочность, но в то же время они дают хороший опыт и возможность сравнить различные школы.
-Вы — гастролирующий музыкант. Как по-вашему, насколько органная музыка популярна в России? В Европе люди с большим интересом слушают ее?
— В России органная музыка пользуется популярностью, можно даже сказать, что мы переживаем сейчас своеобразный «органный бум». Строится очень много новых инструментов в разных городах, а также реставрируются старые. В Петербурге только за последние два года появилось 4 новых концертных органа. Ведь орган для России инструмент экзотический, необычный.
В Европе на концертах органной музыки не так много публики как у нас, это связано с тем, наверное, что орган там инструмент больше церковный, воспринимается как часть службы и органов там очень много, по нескольку инструментов в небольших городках.
-Какой концерт Вам заполнился больше всего? Вы участвовали в концертах с другими известными музыкантами?
— У меня было много концертов в разных городах, но были конечно такие, которые запомнились больше, это связано скорее с инструментом, так как каждый орган по-своему неповторим. Очень запомнился концерт в Московском лютеранском соборе Св. Петра и Павла, обладающем историческим органом немецкой фирмы «Зауэр» и великолепной акустикой. Чаще играю сольные концерты, но иногда в ансамбле с голосом или инструментом.
-Бытует мнение, что каждый орган звучит по-своему. Так ли это? Чем по Вашему мнению уникален орган в Кондопоге. Расскажите о нем немного.
— Действительно существует мнение, что каждый орган звучит по-своему. Это объясняется тем, что в мире не существует двух одинаковых органов. Каждый инструмент строится под определённое помещение и имеет свой внешний облик, определённый набор регистров. Есть инструменты так называемые барочные — для исполнения старинной музыки, как копия французского органа Дворца Искусств г. Кондопоги, есть романтические, универсальные. Наш большой орган можно отнести к универсальным инструментам, т.е. на нём можно исполнять музыку различных эпох и стилей. А уникальность нашего зала в том, что благодаря двум органам, можно исполнять органные произведения для дуэтов. И в этом году у нас прошёл уже второй Международный конкурс органных дуэтов «Organo Duo».
-Вы самый известный молодой органист в России. Интересуется ли по Вашему мнению молодежь органной музыкой? Пишут ли современные композиторы музыку для исполнения на органе?
— Я думаю, что молодёжь в нашей стране интересуется органной музыкой, т.к. постоянно вижу много молодых людей на концертах и в нашем зале и в других городах. Конечно, это тоже определённый круг любителей и ценителей органного искусства. Современные композиторы очень активно пишут музыку для органа и у нас и зарубежом, а также делают транскрипции для органа, например, симфонических произведений.
-В Кондопоге Вы довольно часто даете концерты. Подскажите нашим читателям как попасть на Ваш концерт в недалеком будущем. Вы планируете концерты в необычных форматах?
— В Кондопоге я довольно часто даю концерты, у нас есть возможность заказать органный концерт для большой группы. И раз в месяц у нас проходят концерты приезжих органистов, как российских, так и зарубежных. В июне планирую концерт для трубы с органом.
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012