Для детей.

 

Н. Дилакторская о Гайдне.

azbukamudrosti.ru

сайт для занятий
по духовному воспитанию

 

Служба начинается. Сквозь узкие окна с цветными стеклами струится странный, загадочный свет. Голоса хора гулко звучат под высокими сводами.

И вдруг раздается необычайный серебристый певучий звук. Флейта?.. Труба?.. Но какая-то особенная, полнозвучная, могучая. Еще серебристый голос… Еще… Десятки серебряных мощных голосов наполняют воздух. И высокие, и тонкие, и бархатно-нежные, и густые басовые — они перекликаются друг с другом, беспредельно свободные, певучие и красивые.

— Что это такое? — шепчет Зепперль соседу.

— Дурень! Не слыхал, что ли, органа? Вон там трубы, а органист внизу.

Зепперль смотрит на лес высоких труб, слушает сплетение необычных голосов этого незнакомого ему инструмента. Орган? Если бы разглядеть его поближе, это диковинное чудо!..

Когда замолкает хор, раздаются мощные звуки органа. Теперь Зепперль хорошо знает этот инструмент.

Десятки тонких и толстых металлических труб тянутся кверху — целый лес труб. Они так тяжелы, что крепкими обручами приделаны к стене собора и их нельзя сдвинуть с места. Сбоку внизу — место для органиста; он играет и руками и ногами вместе. Руками он перебирает клавиши. Клавиши соединены с трубами. У каждой трубы свой клавиш. Труб так много, что клавиши не поместились в один ряд — их три ряда, один выше другого.

Можно сделать, чтобы трубы гудели, как колокола; можно сделать, чтобы они звучали, как человеческий голос; можно сделать их звук серебристым, как голоса флейт; можно заставить их звучать как целый оркестр разных инструментов.

Органист нажимает маленькие рычаги-педали. От рычагов идут ремни и проволоки к клапанам; клапаны ложатся на отверстия труб. Если попадает мало воздуха, звук делается глуше и нежнее; если оловянная глотка трубы открыта, — она гудит громко.

Но трубы играют только тогда, когда в них попадает воздух.

Воздух в орган накачивает служитель. Он сидит позади органа.

Органист играет по нотам. Голоса труб перекликаются, как голоса человеческого хора — стройно и торжественно. Они не мешают один другому; они то сливаются, то расходятся, то повторяют разными голосами одно и то же…

И Зепперль слушает, слушает, стараясь понять: отчего это так выходит?

Это тоже написано по правилам? Говорят, раньше — давным-давно — орган был совсем маленьким, переносным, голосов было совсем немного… Потом стали делать большие органы, и клавиши у них были такие широкие и такие тугие, что по ним колотили кулаком, а звуки выходили такие резкие, что люди от испуга падали в обморок.

Теперь орган не такой, можно слушать и слушать без конца его чудесные голоса.

Однажды Зепперль вернулся в собор, когда служба была кончена и учеников отпустили побегать на площади перед собором. Он вернулся потому, что органист не ушел, а стал разучивать новые вещи.

В соборе никого не было, и гулкие полутемные своды еще больше усиливали набегающие звуки. Звуки росли, ширились и как будто летели вверх под купол, где сквозь цветные стекла пробивались лучи солнца.

Но они не успевали затихнуть в вышине, — на смену им шли новые и новые торжественные аккорды.

Каменные святые со стен собора таращили свои незрячие глаза и как будто вместе с Зепперлем удивлялись тому, что всем этим бесконечным разнообразием звуков управлял один человек.

— Зепперль! Зепперль! — кричит с порога Леопольд: — Иди играть с нами! Но Зепперль точно прирос к скамейке.

— Это очень трудная фуга, — говорит органист. — Ее сочинил господин Иоганн Себастьян Бах. Последи, как повторяется тема.

Теперь Зепперль заранее угадывает перемену голосов, — он слышит это во второй раз, а память у него очень хорошая. Голоса чередуются по каким-то неведомым ему законам; в их чередовании нет беспорядка. Значит, это называется «фуга»? Вот бы разузнать, что это такое…

— Иди играть! — кричат товарищи, но Зепперль никак не может оторваться от чудесной музыки. Он не уходит даже тогда, когда уходит органист. Он садится около органа и нажимает клавиши, пытаясь извлечь торжественные звуки. Но служитель тоже ушел, а без воздуха орган молчит.

• Предложите детям в течение нескольких минут послушать звучание органа.
• Когда вы слышите звучание органа, что вы испытываете? Опишите звучание этого инструмента. Если бы вы не знали, как выглядит орган, каким бы вы его представили?
• Согласны ли вы с тем, что «орган — это диковинное чудо»?
• Как вы думаете, трудно ли научиться играть на органе?
• Видели ли вы когда-нибудь орган? Какое впечатление он произвел на вас? Какое впечатление произвел на вас органист? Чем этот инструмент отличается от всех других музыкальных инструментов?
• Как вы думаете, есть ли у этого инструмента душа, характер? Опишите их.
• Прочитайте детям описание органа и органиста из рассказа.
• Предложите детям в течение нескольких минут вновь послушать звучание органа, а затем написать, о чем рассказывают его «чудесные голоса».
• Расскажите детям об истории создания этого инструмента.
• Чем маленький Зепперль Гайдн отличался от своих друзей? Какими качествами должен обладать человек, стремящийся стать музыкантом?

 

www.principal.su

 

Comments are closed.