- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органы Львова. Органы оперного театра
Сергей КАЛИБЕРДА
Рассказ об органах оперного театра – это одна из самых обидных и самых досадных страниц истории львовских органов. Если упадок костельных органов можно объяснить (но не оправдать) тем, что из идеологических соображений до них никому не было дела, то два органа оперного театра были разрушены сознательно и бессмысленно.
Строительство оперного театра длилось три года и закончилось 4 декабря 1900 года. Один из наилучших на то время в Европе театр не мог обойтись без приличного органа. Как известно, партия органа используется композиторами во многих операх, в частности, “Отелло” и “Трубадур” Верди, “Тоска” Пучини, “Сельская честь” Масканьи, в польской сцене “Тараса Бульбы” Г. Лисенко, в балете “Эсмеральда” Ц. Пуни. На оперной сцене часто исполняются большие произведения для хора и оркестра – кантаты, реквиемы, – где также иногда используют орган.
Размещение первого органа в театре было предусмотрено проектом. Для него над сценой построили консоль, на которой львовская фирма Яна Сливинского смонтировала орган.Инструмент имел один мануал, подвесную клавиатуру, 11 регистров, швеллер (механизм, который усиливает или снижает силу звука и позволяет создавать эффект отдаленности источника звука), механическую трактуру. В таком небольшом органе были регистры достаточно больших труб: 16-футовый Principal и 8-футовая Quinta. Была в нем и трехрядная микстура. Орган имел приличное густое звучание, но одно неудобство делало игру на нем сложной: место органиста из-за малых размеров консоли было расположено между шкафами органа, и исполнитель не мог видеть дирижера, а поэтому должен был оглядываться назад.
В середине 60-х годов в театр перевезли самый лучший орган из недействующего костела города Борислав. Инструмент разместили на третьем балконе слева от сцены. Изготовлен он был на фабрике Рудольфа Гассе во Львове, которая содержалась в несуществующем теперь доме по ул. Песчаной, 9 (после войны на его месте была детская площадка, а в 80-х годах здесь построили 6-этажный дом). Орган имел два мануала и педаль, 16 регистров (5 и 6 – в двух мануалах, 5 – в педали), фасад был выполнен в псевдоготическом стиле. Но и здесь не удалось избежать неудобств: чтоб видеть дирижера и сцену, органист должен был приподниматься с места, как всадник в стременах.
Во время одного из спектаклей на смежном балконе собралась толпа зрителей, некоторые из них перелезли через изгородь и при толкотне попадали на трубы органа, смяв некоторые из них. Орган перестал действовать. Когда начался капитальный ремонт и генеральная реставрация оперного театра, объем работ был значительным, а денег все время недоставало. Дважды первый секретарь обкома партии В. Ф. Добрык, назначенный начальником штаба строительства, ездил к Генсеку КПСС Л. Брежневу – “выбивать деньги” на ремонт театра. Окончание реставрации и торжественное открытие обновленной оперы было назначено на 4 декабря 1984 г. Ход работ находился на постоянном контроле у обкома партии, но все время что-то тормозило окончание ремонта. Реставрация органов могла задержать открытие театра еще на несколько лет и требовала больших денежных затрат. А денег не было, к тому же сценический орган мешал прокладке электрических коммуникаций для механизации сцены, а орган на балконе занимал места для зрителей. Было приказано органы демонтировать. Министерство культуры было поставлено перед фактом и уже ничего не могло сделать, да и существенного сопротивления против решения партийных органов делать не могло. Поэтому органы демонтировали, а трубы списали как “утиль цветных металлов”.
http://rupostup.net
www.principal.su
Связанные посты:
- Российские органы звучат лучше! 06.04.2006 7 апреля в Центральном концертном зале Волгограда народный...
- Midi органы Внимание всем любителям органной музыки! Органное Сообщество Principal.su теперь представляет на...
- Органы Сирии Дамаск по праву считается самым старым городом на земле. По...
- Классические цифровые органы Roland В 2010 году в бывшем московском кинотеатре «Ханой», ставшем после...
- Органы — от средних веков до нашего времени; концерты в Москве 3 марта 2003 года В прямом эфире «Эха Москвы» Жан...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012