Сергей КАЛИБЕРДА

 

 

Рассказ об органах оперного театра – это одна из самых обидных и самых досадных страниц истории львовских органов. Если упадок костельных органов можно объяснить (но не оправдать) тем, что из идеологических соображений до них никому не было дела, то два органа оперного театра были разрушены сознательно и бессмысленно.

Строительство оперного театра длилось три года и закончилось 4 декабря 1900 года. Один из наилучших на то время в Европе театр не мог обойтись без приличного органа. Как известно, партия органа используется композиторами во многих операх, в частности, “Отелло” и “Трубадур” Верди, “Тоска” Пучини, “Сельская честь” Масканьи, в польской сцене “Тараса Бульбы” Г. Лисенко, в балете “Эсмеральда” Ц. Пуни. На оперной сцене часто исполняются большие произведения для хора и оркестра – кантаты, реквиемы, – где также иногда используют орган.

Размещение первого органа в театре было предусмотрено проектом. Для него над сценой построили консоль, на которой львовская фирма Яна Сливинского смонтировала орган.Инструмент имел один мануал, подвесную клавиатуру, 11 регистров, швеллер (механизм, который усиливает или снижает силу звука и позволяет создавать эффект отдаленности источника звука), механическую трактуру. В таком небольшом органе были регистры достаточно больших труб: 16-футовый Principal и 8-футовая Quinta. Была в нем и трехрядная микстура. Орган имел приличное густое звучание, но одно неудобство делало игру на нем сложной: место органиста из-за малых размеров консоли было расположено между шкафами органа, и исполнитель не мог видеть дирижера, а поэтому должен был оглядываться назад.

В середине 60-х годов в театр перевезли самый лучший орган из недействующего костела города Борислав. Инструмент разместили на третьем балконе слева от сцены. Изготовлен он был на фабрике Рудольфа Гассе во Львове, которая содержалась в несуществующем теперь доме по ул. Песчаной, 9 (после войны на его месте была детская площадка, а в 80-х годах здесь построили 6-этажный дом). Орган имел два мануала и педаль, 16 регистров (5 и 6 – в двух мануалах, 5 – в педали), фасад был выполнен в псевдоготическом стиле. Но и здесь не удалось избежать неудобств: чтоб видеть дирижера и сцену, органист должен был приподниматься с места, как всадник в стременах.

Во время одного из спектаклей на смежном балконе собралась толпа зрителей, некоторые из них перелезли через изгородь и при толкотне попадали на трубы органа, смяв некоторые из них. Орган перестал действовать. Когда начался капитальный ремонт и генеральная реставрация оперного театра, объем работ был значительным, а денег все время недоставало. Дважды первый секретарь обкома партии В. Ф. Добрык, назначенный начальником штаба строительства, ездил к Генсеку КПСС Л. Брежневу – “выбивать деньги” на ремонт театра. Окончание реставрации и торжественное открытие обновленной оперы было назначено на 4 декабря 1984 г. Ход работ находился на постоянном контроле у обкома партии, но все время что-то тормозило окончание ремонта. Реставрация органов могла задержать открытие театра еще на несколько лет и требовала больших денежных затрат. А денег не было, к тому же сценический орган мешал прокладке электрических коммуникаций для механизации сцены, а орган на балконе занимал места для зрителей. Было приказано органы демонтировать. Министерство культуры было поставлено перед фактом и уже ничего не могло сделать, да и существенного сопротивления против решения партийных органов делать не могло. Поэтому органы демонтировали, а трубы списали как “утиль цветных металлов”.

http://rupostup.net

 

 

www.principal.su

 

 

 

 

 

 

 

 

Comments are closed.