- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Российские органы звучат лучше!
06.04.2006
7 апреля в Центральном концертном зале Волгограда народный артист России, лауреат Государственной премии, всемирно известный органист Гарри Гродберг исполнит классические органные произведения.
Это уже четвёртый визит маэстро в наш город, последний раз он был здесь в 1999 году на праздновании 10-ти летия органа Центрального концертного зала. Гарри Гродберг принимал непосредственное участие в установке волгоградского органа в 1989 году. «Когда я рассматривал проект, сразу уделил большое внимание акустике концертного зала, — вспоминает он, — Конечно, в то время не во всём меня послушались, но я надеюсь, что в будущем в вашем таком красивом и современном концертном зале будет производиться усовершенствование акустики». Однако маэстро всё же отметил, что волгоградский орган обладает своим уникальным звуком, а у Центрального концертного зала «достаточно своеобразная акустика».
По его мнению, вообще в России органы звучат лучше. «Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но дело в том, что в нашей стране, кстати, при моём непосредственном участии, была разработана целая система эксплуатации органов, когда к каждому инструменту прикреплялся свой мастер-настройщик, который постоянно следил за ним. За границей же содержание такого постоянного специалиста является очень дорогим удовольствием, поэтому мне частенько приходилось сталкиваться там с расстроенными инструментами».
Однако, как признаёт Гарри Гродберг, говорить о том, какой орган хуже, а какой лучше не вполне корректно, поскольку «сколько органистов — столько и органов».
Но вряд ли в России найдётся специалист, лучше Гродберга знающий о российских органах, ведь именно он в 50-е годы стоял у истоков зарождения блестящей отечественной органной традиции. Трудно себе представить, но полвека назад в СССР было всего 7 (!) действующих органов. «Я понял, что эту ситуацию необходимо менять, и стал таким своеобразным «мотором» этого движения в сфере отечественного органостроения». Ему удалось добиться того, что в экономическую программу СЭВ был включён и пункт о взаимовыгодном сотрудничестве с такими странами, как Чехословакия и ГДР, в строительстве органов. Таким образом, за 30 с лишним лет в нашей стране удалось установить свыше семидесяти инструментов в десятках городах СССР. К тому же и в тяжёлые постперестроечные годы в России удавалось воздвигать новые органы. «Последний орган я открывал в 2001 году в Самаре, — говорит Гарри Яковлевич, — он был сделан по моему проекту. Я, конечно, с удовольствием помогал строить бы ещё и ещё новые органы, но, к сожалению, я не «новый русский» и не имею средств на это. Так что, если мне кто-нибудь предложит, к примеру, помочь установить второй орган в Волгограде, то я с удовольствием соглашусь на это».
Говоря о талантливых российских исполнителях органной музыки, Гарри Гродберг заметил, что у нас их не так и много. «Посещая концерты, я вижу мало хороших музыкантов. Чаще всего все сейчас заняты решением своих профессиональных проблем, а не искусством. Я считаю, что если хочешь быть исполнителем высокого полёта, то нужно этому посвятить всю свою жизнь».
Отвечая на вопрос о перспективах современной органной музыки, Гарри Яковлевич признал, что многие современные композиторы пишут для органа, полагая, что даже слабые произведения «сгладятся» его необычным звуком, и сейчас, по его мнению, практически нет новых хороших органных сочинений. Наверное, именно поэтому в Центральном концертном зале Волгограда маэстро исполнит только классику — известнейшие произведения Иоганна Себастьяна Баха, а также классические романтические сочинения французских композиторов.
В заключение хочется привести слова Гарри Яковлевича, показывающие его трепетное отношение к своему любимому инструменту: «Орган — гениальное изобретение человечества, инструмент, доведённый до совершенства. Он действительно способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряжённое, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны».
Виталий Коровин
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012