3 марта 2003 года
В прямом эфире «Эха Москвы» Жан Гийю, органист и композитор, Софи Гийю, супруга, Александр Краутер, организатор концертов Ж. Гийю в Москве.
Ведущая эфира Ксения Ларина.

 

 

 

 

К. ЛАРИНА Добрый день! Хочу представить наших гостей Жан Гийю, органист и композитор, Софи Гийю, супруга, Александр Краутер, организатор концертов Ж. Гийю в Москве. Для начала мы Александру зададим вопрос: как случилось, что такой легендарный человек попадает в Москву с концертами? Это тоже ваша заслуга. И как вы познакомились с г-ном Гийю?
А. КРАУТЕР С г-ном Гийю у нас много знакомых общих. И поэтому, когда возникла такая идея, мы знаем г-на Гийю давно, он бывал уже в Калининграде. И должен сказать, что это один из величайших органистов прошлого столетия и уже этого столетия. И для нас было мечтой привезти его в Москву, чтобы он дал серию концертов, как это и получается у нас 2 концерта. И когда мы с нашими друзьями поговорили на эту тему, они сказали, что это возможно, он абсолютно нормальный человек, он может приехать. Мы вступили в переговоры, и к счастью, он здесь с нами, играет концерты.
К. ЛАРИНА Сегодня последний концерт г-на Гийю в Москве, и поэтому давайте немного мы поговорим с самим музыкантом. Все-таки, органист, как и пианист, не может взять с собой инструмент на гастроли. Он приезжает и осваивает новый инструмент. Насколько это тяжело?
А. КРАУТЕР К сожалению, московские органы не в самом лучшем состоянии, вы знаете, чем это вызвано. Ремонт органов дорогостоящее предприятие. Г-н Гийю блестяще справился с этими проблемами наших органов.
Ж. ГИЙЮ Действительно, так и есть, потому что, мне, вообще, много есть, что сказать по этому поводу. Инструменты бывают всякие, плохие и хорошие, но всегда можно найти хорошие и плохие качества у того инструмента, с которым сталкиваешься. Это как все равно что у композитора или у дирижера, который работает с новым оркестром там у него 20 тромбонов, там 10 скрипок, и естественно, каждый раз нужно все располагать для себя по-другому. Вот действительно, чтобы уйти от этой проблемы, мне пришла в голову мысль построить что-нибудь необыкновенное, привезти какой-нибудь такой хороший инструмент, который был бы транспортабельным. Переносной орган. И вместо того, чтобы каждый раз перемещаться с огромным числом труб, что невозможно, я создал такой инструмент, который состоит из 15 отдельных блоков, которые легко можно транспортировать в грузовике. И с ними можно в любые концертные залы мира отправиться, в театр, в концертный зал на свежем воздухе в окрестностях Вероны, в любое место. Это очень удобно.
К. ЛАРИНА Т.е. орган не обязательно стационарный инструмент?
Ж. ГИЙЮ Ну, в принципе, мой орган, который я изобрел, является инструментом, который можно перевозить как обычный рояль.
К. ЛАРИНА Т.е. на этих концертах вы на своем органе играете?
Ж. ГИЙЮ Да, это такой вот огромный грузовик. И за 2 часа примерно можно все смонтировать, весь орган.
А. КРАУТЕР Я хочу добавить, что г-н Гийю, конечно же, играет на наших органах, и в этот раз он не привез свой орган. Но это интересная мысль. Мы в следующий раз это учтем. Думаю, что попросим г-на Гийю привезти свой орган и сделать концерт на нем.
К. ЛАРИНА Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
К. ЛАРИНА Напомню, наши гости — Жан Гийю, органист и композитор, Софи Гийю, супруга, Александр Краутер, организатор концертов Ж. Гийю в Москве. И сегодня второй и последний в этот приезд концерт г-на Гийю. Опять мы про инструмент поговорим. Можно ли назвать орган современным музыкальным инструментом? И в чем его современность?
Ж. ГИЙЮ Вообще орган, я считаю одним из самых современных инструментов, потому что это был инструмент, который на всем периоде своего развития не прекращал совершенствоваться. Напомню, что орган появился в Александрии в 3 веке до н.э., и тогда это был совсем маленький инструмент, на котором играли театр под открытым небом. И в течение 2000 лет он не только не прекращал совершенствоваться, но и с ним произошли очень сильные изменения. Потому что он считался сельским инструментом, и вдруг он в какой-то период времени появляется в церкви. С трудом появляется, потому что его не сразу принимали, но, в конце концов, он там установился. И сейчас орган это все-таки скорее даже светский инструмент, чем духовный, потому что произошло еще одно изменение во времени.
К. ЛАРИНА А вы играли в храмах?
Ж. ГИЙЮ Конечно. И мало того, я и сейчас играю. И играю с 12 лет. Я считаюсь штатным сотрудником церкви. И никогда не прекращал играть в церкви, я все время играю. В церкви есть особенность, т.к. естественно орган установлен очень высоко и далеко, и публика не видит органиста, всю его работу. И сейчас такой вот новый способ, чтобы люди оценили эту очень тяжелую работу, что там наверху, высоко, рядом со мной ставится видеокамера, и устанавливается большой экран, с помощью которого транслируется это все, и люди могут увидеть меня на большом экране.
К. ЛАРИНА Здесь есть один момент, что когда люди не видят органиста и слышат музыку, они разговаривают с господом богом в это время. И для них звуки вашего инструмента это звуки божественные. А вы таким образом разрушаете иллюзию.
Ж. ГИЙЮ Ну, конкуренция вообще-то здесь Потому что лично для меня сама музыка и есть религия, которая не может противостоять другим религиям никаким. И надо выбирать. С другой стороны, я бы сказал, что никакой пианист или скрипач не согласился бы играть, скажем, за каким-то занавесом или спрятанный высоко где-то. Он бы хотел, чтобы его видели. И это, между прочим, игра, которая является самой зрелищной, игра на органе. Потому что вы видите, как органист работает не только руками, и ногами, что перед ним несколько рядов клавиш, и сколько движений он совершает! Это действительно очень интересно посмотреть. И есть вещи, которые никогда ничем не заменить это именно физическое присутствие музыканта, физический контакт.
А. КРАУТЕР Я хотел добавить, что г-на Гийю приятно не только слушать, но приятно и смотреть на то, как он это делает. На самом деле, г-н Гийю единое целое. Он когда садится за орган, он сливается с музыкой, с инструментом. Это надо видеть, на самом деле. Он настолько легко все это делает, он настолько легкий человек по состоянию души и духа. Я бы назвал его человеком неба. Потому что он прикасается к органу, и знаете, вы глядя на него, понимаете, что Гийю без органа и орган без Гийю это немыслимо. Он настолько легко все это делает, настолько воздушно. Это музыка небес, и он как бы соответствует как особь человеческая. И это все очень хорошо сочетается. Поэтому очень приятно на это смотреть.
К. ЛАРИНА Наверное, стоит несколько слов сказать о вчерашнем концерте, вот как публика московская встретила выступление, пожалуйста.
А. КРАУТЕР Наверное, начну я. Публика, я вам скажу, что на органные концерты, особенно на г-на Гийю, пришла особая публика, зал был переполнен до такой степени, обычно принято говорить, что на люстрах висели. Ну, в Большом зале консерватории люстра одна, ее недостать, она высоко. Но зал был переполнен
К. ЛАРИНА До потолка балконы все были забиты?
А. КРАУТЕР Все балконы второго амфитеатра, все были заняты. И ощущение такой одухотворенности. Понимаете, это в принципе для России другая немного культура. И приходит на концерты органной музыки совершенно не та публика, которая приходит на симфоническую музыку. Это особые люди, слушатели, которые приходят на эти концерты. И все это воедино когда сливается, энергетическая такая мощь происходит от этого, что вы получаете просто от самого действа наслаждение. Я был вчера на концерте, думаю, сегодня будет то же самое.
К. ЛАРИНА Я бы хотела, чтобы сам музыкант еще несколько слов сказал о своих впечатлениях от вчерашнего концерта, от московской публики.
Ж. ГИЙЮ Должен сказать, что это не первое мое выступление, т.к. я был 5-6 раз в государстве, которое тогда называлось СССР, с 1965 по 1978 год, и сохранил из опыта этих концертов совершенно изумительное отношение людей ко мне. И мне показалось, что хорошие возможности еще открылись бы передо мной, если бы я еще раз приехал. Но, с другой стороны, я столько путешествую, никакую другую страну не могу сравнить по теплоте приема, с вашей. И мне кажется, что для музыканта есть какая-то опасность, он может стать слишком привыкшим к такому хорошему отношению, они поедут в другие страны, и такого отношения больше не найдут.
К. ЛАРИНА Софи, я бы хотела, чтобы вы несколько слов сказали о ваших московских впечатлениях. Потому что ваш муж сидел за инструментом, а вы смотрели и на мужа, и на публику, и слушали, и видели все.
С. ГИЙЮ Для меня это было счастьем видеть Жана, как он играл, но для меня было счастьем видеть саму Москву, Красную площадь, или вот этот холодный воздух, или этот свет необыкновенный, как Москва освещена. Русские лица, очень приятные. И Москва для меня превратилась в какую-то двойную сказку, потому что не только благодаря музыке, но и благодаря тому, что она сама очень красива.
К. ЛАРИНА Очень приятно слышать такие слова. Александр, в завершение расскажите немного о своих планах. Наверняка у вас есть еще какие-то сюрпризы для московской публики.
А. КРАУТЕР Да, у нас есть сюрпризы. Прежде всего, я хотел бы отметить, что все-таки г-на Гийю в нашей стране увидят гораздо больше людей благодаря телеканалу «Культура». Руководство телеканала «Культура» и Александр Сергеевич Пономарев и Татьяна Олеговна Паухова с удовольствием согласились снять этот концерт и транслировать его потом. Г-н Гийю дал это разрешение любезно. Не сложно было, обычно сложнее с музыкантами договориться. Он любезно согласился, мы благодарны ему за это. Сегодняшний концерт будет снят и показан по телеканалу «Культура». Так что все смогут посмотреть. И будут показаны его руки крупным планом.
К. ЛАРИНА Руки г-на Гийю похожи на руки большого хирурга, кардиолога, наверное, на руки Дебейки, так?
А. КРАУТЕР Нет, я бы возразил, я бы сказал, что его руки похожи на руки мага. Потому что когда он притрагивается к клавишам органа, появляется совершенно божественное звучание. Кстати, не совсем такое, к которому привыкла наша московская публика. Наша органная школа замечательная, но она немного тяжеловесная. Все-таки г-н Гийю очень легко играет на органе, и это удивляет и поражает.
К. ЛАРИНА И пару слов о ваших планах.
А. КРАУТЕР Ну, вы же знаете, что у нас ежегодно фестиваль «Черешневый лес» проходит. В этом году мы приняли решение поменять название, с этого года будет называться «Краутер-фестиваль» по той простой причине, что мы с нашими партнерами впали в разногласие о концепции развития нашего фестиваля, и как бы мы занимаемся высокой музыкой. Но «Краутер-фестиваль» будет происходить в то же время, в том же месте это Пушкинский музей, и замечательные будут исполнители будет Владимир Ашкенази, Миша Майский, Дмитрий Ситковецкий, Денис Мацуев
К. ЛАРИНА Приведите к нам, такие имена замечательные!
А. КРАУТЕР Приведем к вам обязательно. Мы постараемся сделать все возможное для того, чтобы они пришли к вам в эфир.
К. ЛАРИНА Спасибо большое! Желаю вам ни пуха, ни пера на этот вечер.
Ж. ГИЙЮ Я хочу сказать, что я преподаю мастер-класс в Цюрихе уже много лет, и я давал мастер-классы в Хмельницком и в Пятигорске.
К. ЛАРИНА Спасибо большое! Нашими гостями были Жан Гийю, органист и композитор, Софи Гийю, супруга, Александр Краутер, организатор концертов Ж. Гийю в Москве.

http://www.echo.msk.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.