С 24 декабря по 14 января в Одессе, в помещении Евангельской Реформатской Пресвитерианской церкви проходит второй Международный рождественский фестиваль органной музыки. Такое мероприятие не назовешь шоу-бизнесом, вряд ли оно вызовет наплыв масс, но, судя по всему, должно привлечь людей с людей с внутренним духовным стержнем.

О том, каковы цели и задачи этого фестиваля, для чего и для кого он проводится – рассказали в интервью агентству «Репортёр» пресвитер Евангельской Реформатской Пресвитерианской церкви Денис Дудкин, а также преподаватель Одесской музыкальной академии имени Неждановой, органист, участница фестиваля Елена Удрас.

«Репортёр»: — Я знаю, что организаторами этого фестиваля являются Евангельская Реформатская Пресвитерианская церковь, а также Фонд возрождения христианского искусства. Расскажите о том, с чего начинался этот фестиваль, откуда возникла идея, почему он сегодня оказался нужен в Одессе?

Денис Дудкин: — В первую очередь нужно сказать, что в человеке есть необходимость реализовывать тот потенциал, который заложен Богом, который создал нас творцами. Это осуществляется всеми людьми по-разному, фактически, всё творчество, которое любым образом происходит на этой планете – всё это является выражением нашей похожести на Бога. Даже желание человека вбить гвоздь и повесить на стену картину – это созидательный процесс. Тенденция к разрушению – не от Бога. И вся история культуры – подтверждение этому. Когда человек осознает, на кого он похож и для чего живёт, он осмысленно старается реализовать свой потенциал. Возможно, какие-то обстоятельства, страх, будут заставлять его откладывать реализацию своего видения, но когда этого очень много внутри, оно рано или поздно проявляется…

До революции в здании реформатской церкви был орган, звучала органная музыка, проводились вечера. Затем, после того, как все было разрушено, сначала вернулась сама церковь и зал, а потом служитель нашей церкви давал концерты, собрал средства, купил орган – и подарил его нашей церкви. Несмотря на недостаток профессионалов, тех людей, которые могли бы делать фестиваль профессионально, у нас были люди, которые хотели это делать. Орган, установленный в нашей церкви, – больше, чем необходимо для богослужений. Он настолько яркий и замечательный по своим характеристикам, что сдержать это в себе было невозможно, в конце концов, это прорвалось наружу в виде различных концертов. Мы примерно два раза в месяц организовываем концерты классической духовной музыки, ведь вся классическая музыка лет двести назад писалась для церкви. И вот у некоторых членов нашей церкви возникло желание, в первую очередь надо вспомнить музыкального критика Марину Галушко, которая воспламенилась этой идеей и зажгла всех нас. За последние полтора года у нас постоянно проходят концерты, проведено уже два фестиваля – на Пасху и на Рождество. В этих международных фестивалях участвовали органисты – дирижеры и исполнители, певцы и музыканты из США, из Польши. Это было незабываемо: орган – инструмент, созданный для церкви, звучала музыка, написанная для церкви – и всё это в контексте действующей церкви, можно себя представить в средневековой Европе.

«Р»: — Говоря о намерениях организаторов фестиваля и учитывая то, что Вы говорили, можно ли сказать, что органная музыка является одним из путей для того, чтобы научить или подвигнуть людей к созиданию?

Д.Д.: — Да, конечно, ведь любая творческая деятельность выражает нашу близость к Богу. Поэтому церковь ищет пути для того, чтобы проявлять в людях то лучшее, что в них заложено, и стараться контролировать то негативное, что, к сожалению, имеется.

«Р»: — Какова роль органа в христианской культуре?

Елена Удрас: — Они неразрывно связаны. Изначально орган в Европе в раннем средневековье возник именно в церквях. Первые строители органа – это монахи. Первый орган в Европе известен ещё с IV века нашей эры. История органа насчитывает несколько тысячелетий, историки до сих пор не знают точную дату возникновения этого инструмента, но достоверно известно, что первый инструмент, похожий на современный орган, был изобретен в Александрии греком-механиком Ксетописом, который назвал его «гидравлас», потому что воздух в трубы подавался под давлением, которое создавала вода. Это был очень сложный инструмент по своей механике, и надо было быть виртуозом, чтобы на нём играть. Много веков он просуществовал в Византии, а потом оттуда попал в средневековую Европу, где он видоизменялся, совершенствовался и стал пневматическим. Где-то к IX-X веку он приобрёл тот вид органа, который мы знаем. Это клавишный духовой инструмент, воздух подаётся компрессором, а раньше рабочие качали меха, подавая воздух в трубы, открывались клапаны, и таким образом получался звук. Орган – это уникальный инструмент, его ещё называют «королём инструментов», он сочетает в себе целый оркестр, это огромный калейдоскоп звучностей, это просто весь симфонический оркестр в одном инструменте! Это богатейший по краскам, по тембру, по звучанию инструмент, какой только создало человечество!

«Р»: — А какова роль органа сейчас, в наше время? Много ли сейчас в Украине, в Одессе органистов?

Е.У.: — Чтобы играть на органе, нужно, прежде всего, иметь доступ к этому инструменту. К сожалению, в Украине и вообще в странах СНГ, то есть в странах, где преобладает христианская православная культура, органов очень мало. Из-за этой ситуации у нас очень мало специалистов. Даже те, кто учится, имеют очень ограниченный доступ к инструменту. Органисту нужно обязательно вырасти из пианиста, потому что, не будучи хорошим пианистом, не пройдя все этапы обучения на пианино, человек не может стать органистом. Наши музыканты смотрят немножко с завистью на запад, Европу, где таких возможностей больше.

«Р»: — Как и давно ли органная музыка пришла в Одессу?

Е.У.: — Ещё до революции в Одессе существовали две церкви, которые имели органы: это лютеранская церковь и реформатская. И в одной, и в другой органы были замечательные. В 1916 году отца нашего выдающегося пианиста Святослава Рихтера – Теофила Рихтера, который был органистом, – пригласили работать в кирху, и он вместе с семьёй переехал в Одессу. Святослав Рихтер в своих воспоминаниях рассказывает о том, как он гулял со своей тётей, и они проходили мимо реформатской пресвитерианской церкви. Он упоминает, что в этой церкви работал «негласный соперник» его отца – органист Гефельфингер. То есть, эти люди были значительными фигурами в Одессе, между которыми была негласная конкуренция, чисто музыкальная. В те времена игра на органе уже была тесно связана с импровизацией. Сохранились записи органной игры Теофила Рихтера, он не только играл чужие произведения, но и был прекрасным импровизатором, сочинил много произведений, которые можно найти в Австрии или в Германии в библиотеках, но нельзя найти в Одессе.

Д.Д.: — Замечание по этому поводу. Сейчас очень многие говорят о движении в Европу, мы туда хотим. На самом деле, по количеству талантов, по их яркости мы давно уже – часть Европы, и не нужно далеко ехать, чтобы убедиться в этом. Достаточно прийти на органные концерты. Сейчас есть и инструмент, и зал, и люди, которые могут сыграть и доставить радость слушателям. Это концерты мирового уровня и их не стыдно показать любой стране!

«Р»: — Чем можно сегодня назвать органную музыку – видом искусства или религиозным созиданием?

Е.У.: — Это, конечно, вид искусства, но органная музыка – это духовная музыка, то есть игра на органе – это Игра с большой буквы. Это беседа с Богом посредством звуков музыки. Само звучание этого инструмента не даёт возможности исполнять иначе. Звук органа, который может тянуться нескончаемо долго, является символом вечности и беспредельности, поэтому орган неразрывно связан с христианской культурой. Сама физическая природа органа, его идея – это вознесение! Это вознесение обычных человеческих эмоций и чувств, наших страданий, радостей, горя, благодарения на совершенно иной уровень, в другое измерение абсолютно, в небесные сферы. Это вознесение, преувеличение, колоссальные возможности. Поэтому это искусство и, в тоже время, молитва Богу.

Д.Д.: — Музыка очень важна для любой христианской церкви, я не знаю ни одной церкви, вне зависимости от вероисповедания, которая бы не использовала музыку в богослужении. Потому что музыка настраивает человека определённым образом, она помогает сосредоточиться, помогает отбросить всё лишнее, что удерживает человека в поле житейских проблем, отключиться от этого, прийти к Богу и услышать то слово, которое обращено к нему священником.

«Р»: — Денис Борисович, чем руководствовались организаторы при отборе участников на фестиваль, каковы основные критерии?

Д.Д.: — В первую очередь, это мастерство исполнителя. Мы хотим предложить одесситам что-то, заслуживающее внимания, мы хотим сделать подарок. Я вырос в этом городе и мне приятно, что я могу участвовать в этом дарении музыки. Уровень исполнительского мастерства очень высок у всех участников этих концертов.

«Р»: — Если говорить конкретнее, кого одесситы смогут увидеть на этом фестивале?

Е.У.: — Прежде всего, это три органиста из Одессы: Вероника Струк со своим ансамблем «Вечная музыка», вокалист и прекрасная альтистка Светлана Бахтина, Ольга Ефремова. Это также дирижер из США Том Саксон. На свой концерт я пригласила ещё замечательных певцов – солистку филармонии Екатерину Немченко и студентку пятого курса Юлию Вакулович, то есть, будет сочетание органной музыки и вокала. Вообще, солисты очень любят орган, и они с радостью откликнулись на мое предложение. Я думаю, когда сливается человеческий голос с органом, человека уносит от нашей земной реальности в высшие сферы. На фестиваль также приглашены органист из Санкт-Петербурга Даниил Дворцов и киевский органист, который открывал фестиваль 24-го числа, Владимир Кошуба, и органист из Харькова – Дмитрий Морозов. Программа очень интересная, будут представлены как произведения старинных мастеров, классиков органа, так и современная музыка. По-моему, кроме малой части произведений Баха, публика вообще не знает органной музыки.

«Р»: — То есть, фактически, фестиваль – это ещё и возможность познакомить людей с современной органной музыкой?

Е.У.: — Конечно! Например, там будет звучать музыка Таривердиева. Все знают этого композитора, как автора прекрасной музыки к фильмам, но мало кто знает, что у этого человека есть ещё и вторая сторона его Я. Он писал совершенно другую музыку: симфоническую и органную, он был просто фанатом органа и написал три концерта для органа и органную симфонию. Это совершенно потрясающая музыка, о которой просто никто не знает. Дело в том, что записей Таривердиева и других композиторов – романтиков XIX-XX века – нет, поэтому даже музыканты могут не знать эту музыку.

«Р»: — Денис Борисович, как Вы считаете, могут ли такие фестивали поддержать стремление властей восстановить для Одессы статус туристического центра?

Д.Д.: — Это бесспорно связано напрямую, ответ тут на поверхности. Посмотрите, если лет двадцать назад достаточно людей приезжало с севера, с холодных областей только для того, чтобы искупаться в тёплом море, то сейчас этим уже никого не удивишь. Нужны эмоционально насыщенные события, которые позволят человеку, вернувшись, надолго сохранить в памяти то, что с ним было здесь. Нужно множество концертов, множество выставок, множество фестивалей. Нужно просто огромное разнообразие переживаний для туристов, тогда они будут ехать сюда зимой и летом, вне зависимости от времени года.

 

28.12.2006

 

Comments are closed.