Дамаск по праву считается самым старым городом на земле. По мнению многих учёных, именно сюда пришли Адам и Ева, после изгнания из рая. Именно здесь на горе Касьюн находится пещера, где Каин убил Авеля. Этот город упоминается также в Священном Писании. И не зря Сирию называют колыбелью цивилизации.
За многие тысячи лет (по разным утверждениям столице от 6 до 8 тысяч лет) эта страна повидала многое. Она познала на себе господство Римской Империи, захват арабскими племенами, насаждавшими ислам, крестовые походы и множество войн в разные времена.
До сих пор в мире осталось лишь 4-5 мест, где говорят на арамейском, языке Христа. 2 таких городка — Сиднайя и Маалюля находятся в горах, недалеко от Дамаска, где в храмах на службе до сих пор звучат молитвы на этом древнем языке.
Количество исторических мест (в основном, с приставкой древне -) поражает. Порой не верится, что всё это происходило здесь. В небольшой деревушке Эзраа, на юге страны стоит небольшой чёрный базальтовый восьмиугольный храм, где до недавнего времени хранились мощи св. Георгия, а дерево на двери и крышу пожертвовал сам Николай II, который будучи цесаревичем, ездил по святым местам.
В центре старого города в столице, в первой мечети VII века, внутри находится голова Иоанна Крестителя.
Древний город в пустыне на востоке страны — Пальмира, это название до сих пор на слуху, как и имя его древней правительницы – Занубии. Одноимённая опера Альбинони («Занубия- королева Пальмиры») была исполнена год назад в Дамасской Опере.

После Первой Мировой войны Лига Наций выдала Франции мандат на управление Сирией и Ливаном. Таким образом, в ближайшие 25 лет Сирия попадает под французское влияние, как с политической точки зрения, так и с культурной. Именно в этот период (1937 год), появляются 2 духовых органа в Латинских церквях Алеппо и Дамаска.
Почему при заказе инструментов выбор пал именно на эти фирмы, сейчас доподлинно не известно. Могу лишь предположить, что в связи с обстановкой царившей в 1937 году в Европе, другой выбор на заказ инструмента был не столь очевиден. Очевидно, при французах органы поддерживались в отличном состоянии. По рассказам настоятеля маронитской церкви в Алеппо, где находятся останки небольшого французского органа середины XIX века, у них до середины 1950-х годов каждую неделю проводились службы с использованием органа. Но потом, как это порой бывает, людская глупость и обычное мародёрство вкупе с политическими переменами в стране сделали этот инструмент полностью непригодным для игры на нём. В настоящий момент он практически не подлежит реставрации. Другой орган в католической церкви в Дамаске в 1970-х годах был просто сдан частично на металлолом.
Двум остальным инструментам повезло немного больше. И Rieger в Алеппо и Speith в Дамаске не были распроданы или разбиты, но и профессионального ухода за ними не наблюдалось. Любительский, да и то скорее от случая к случаю. Чтобы просто поддержать орган для проведения месс (на арабском и французском языках).
По большому счёту инструмент в Дамаске ожил после приезда А.М.Шмитова, который из чистого энтузиазма (с помощником), попросту оживил орган, заставил его звучать так, как задумывал органостроитель в 1937 году.
Rieger ждал немного дольше, первый концерт там прозвучал после ремонта французского мастера Фредерика Тибо осенью 2007 года.
Ещё из органных событий Сирии нельзя не отметить такие факты, как установка органа на воздушной подушке в Опере (Laukhuff 2000 год) и концерт А.Шмитова, посвященный приезду в Дамаск Иоанна Павла II, после чего наш органист получил звание «Лучший органист стран Ближнего Востока 2000».
Проработав 5 лет в Высшем Институте Музыки Дамаска 5 лет, Алексей Шмитов положил начало развитию органной культуры в стране и регионе (не считая Израиль, разумеется).
Одна из его студенток в прошлом году окончила Венскую Консерваторию по классу органа. Ещё один бывший выпускник является смотрителем органа в Опере.
В 2005 году А.Шмитова на этом поприще сменил его бывший студент- Евгений Авраменко, работавший в Дамаске до 2012 года.

Евгений Авраменко

Журнал «Орган».

www.principal.su

 

One Response to Органы Сирии

  1. Борис Луховицкий:

    Могу с гордостью сказать, что Израиль сегодня настоящая органная держава. Здесь проводятся ежегодные органные фестивали с участием музыкантов с мировым именем, таких как Роман Красновский, Ги Бовэ, Иштван Элла и многих других. Концерты проходят в трёх городах — Хайфе, Тель Авиве и Иерусалиме и охватывают, практически все направления органной музыки.
    Органы Израиля поддерживаются в хорошем рабочем состоянии.