- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Орган Большого зала замолчит на несколько лет
Евгений Бойко
24 February 2010
7 лет назад Московская консерватория получила подарок – орган, который нынче стоит в зале им. Мясковского, или «Белом зале». Этот орган стоял в одной из немецких кирхе и изначально был в печальном состоянии. Однако его быстро привели в порядок – через Попечительский совет и спикера Госдумы Сергея Миронова консерватории помогли финансами. С этого органа началась череда серьёзных реставраций, которая предстоит консерватории в ближайшие годы.
В нынешнем году, тем же способом, – при содействии Попечительского совета и спикера Миронова, ставится на ремонт орган Малого зала – он пройдёт с 8 июля до середины сентября. Ремонт чисто технический – будут заменены несколько деревянных деталей и добавлен механизм, позволяющий делать в течение суток всего одну часовую остановку. Сейчас такие технологические паузы необходимы каждые 2,5 часа, что неудобно для репетиций и концертов. Самое же сложное впереди – это орган Большого зала. После того, как в мае 2011 г. закончится ремонт зала, на время которого орган поместят в непроницаемый «саркофаг», чтобы случайно не повредить, настанет время реставрации самого органа – таков неизбежный порядок.
В 1999 году орган Большого зала Московской консерватории отметил столетие. Это достояние культуры, которое сложно переоценить – огромный 50-регистровый инструмент известен всему миру и входит в золотой фонд мировой органной культуры. Такие инструменты установлены в самых лучших и больших исторических зданиях – к примеру, знаменитом Соборе Парижской богоматери. Уникален же он тем, что находится в исторически целостном состоянии – нынче это абсолютная редкость. Инструмент принадлежит мастеру, в своё время перевернувшему представление о возможностях инструмента, мастеру, влияние которого сильно по сей день – это последний прижизненный инструмент француза Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaillé-Coll). В Москве он появился благодаря французскому органисту Шарлю Видору, отец которого был строителем органов и личным другом мастера Аристида Кавайе-Коля. 111 лет назад Видор, к счастью для всех нас, переориентировал интересы руководства Московской консерватории с немецкой школы органостроения на французскую.
На протяжении ХХ века орган Большого зала не претерпел значительных перестроек – в основном они были связаны с чисткой. Он находится практически в первозданном состоянии, и таким должен оставаться. Чтобы сохранить его историческую ценность, консерватория ведёт речь не о реконструкции, а именно реставрации, что требует эксклюзивного подхода и суммы в несколько миллионов швейцарских франков. Денег на ремонт пока нет. Если они не будут найдены, вопрос о том, когда мы вновь услышим орган Большого зала, останется риторическим. Но не раньше сезона 2012-13 года – после мартовского Органного фестиваля в Большом зале органных концертов не будет, в мае зал закрывается на капитальный ремонт, а после ремонта орган подлежит реставрации, которая продлится год-полтора. Это если всё пойдёт по плану, без сюрпризов.
Даже современные инструменты, которым по 30-40 лет, после ремонта зала требуют ремонта и перенастройки – в новом помещении другая акустика. Исторические же инструменты, уже требующие ремонта, после реконструкции зала могут попросту «не зазвучать». После того как окончится ремонт Большого зала и будет снят саркофаг, необходимо вмешательство реставрационной мастерской.
Переговоры консерватория вела с тремя фирмами. Приезжали мастера, делались заключения, составлялись сметы. Остановились на швейцарской мастерской Kuhn, которая неоднократно реставрировала инструменты Кавайе-Колль. Другие фирмы ставили условием вывоз инструмента в другую страну, на что консерватория не пошла категорически – невозможно представить облик Большого зала иначе как с этим органом. Конструктор Kuhn приезжает в Москву в марте, для того чтобы обсудить конструкцию саркофага – временного сооружения на время ремонта Большого зала, который защитит бесценный инструмент от пыли и грязи.
Услышать Орган Большого зала в ближайшее время можно будет лишь дважды – 1 марта, на открытии Х Международного органного фестиваля, с программой Константина Волостнова из произведений Баха, Моцарта и Франка, и 25 марта, на фестивальном Гала-концерте. После этого знаменитый голос замолчит на несколько лет.
Связанные посты:
- Орган требует ремонта! Орган Рижского Домского собора известен и за пределами Латвии. Многие...
- Барнаульский орган зазвучит по-новому Любители органной музыки в Алтайском крае могут радоваться В скором...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012