Евгений Бойко
24 February 2010

7 лет назад Московская консерватория получила подарок – орган, который нынче стоит в зале им. Мясковского, или «Белом зале». Этот орган стоял в одной из немецких кирхе и изначально был в печальном состоянии. Однако его быстро привели в порядок – через Попечительский совет и спикера Госдумы Сергея Миронова консерватории помогли финансами. С этого органа началась череда серьёзных реставраций, которая предстоит консерватории в ближайшие годы.

В нынешнем году, тем же способом, – при содействии Попечительского совета и спикера Миронова, ставится на ремонт орган Малого зала – он пройдёт с 8 июля до середины сентября. Ремонт чисто технический – будут заменены несколько деревянных деталей и добавлен механизм, позволяющий делать в течение суток всего одну часовую остановку. Сейчас такие технологические паузы необходимы каждые 2,5 часа, что неудобно для репетиций и концертов. Самое же сложное впереди – это орган Большого зала. После того, как в мае 2011 г. закончится ремонт зала, на время которого орган поместят в непроницаемый «саркофаг», чтобы случайно не повредить, настанет время реставрации самого органа – таков неизбежный порядок.

В 1999 году орган Большого зала Московской консерватории отметил столетие. Это достояние культуры, которое сложно переоценить – огромный 50-регистровый инструмент известен всему миру и входит в золотой фонд мировой органной культуры. Такие инструменты установлены в самых лучших и больших исторических зданиях – к примеру, знаменитом Соборе Парижской богоматери. Уникален же он тем, что находится в исторически целостном состоянии – нынче это абсолютная редкость. Инструмент принадлежит мастеру, в своё время перевернувшему представление о возможностях инструмента, мастеру, влияние которого сильно по сей день – это последний прижизненный инструмент француза Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaillé-Coll). В Москве он появился благодаря французскому органисту Шарлю Видору, отец которого был строителем органов и личным другом мастера Аристида Кавайе-Коля. 111 лет назад Видор, к счастью для всех нас, переориентировал интересы руководства Московской консерватории с немецкой школы органостроения на французскую.

На протяжении ХХ века орган Большого зала не претерпел значительных перестроек – в основном они были связаны с чисткой. Он находится практически в первозданном состоянии, и таким должен оставаться. Чтобы сохранить его историческую ценность, консерватория ведёт речь не о реконструкции, а именно реставрации, что требует эксклюзивного подхода и суммы в несколько миллионов швейцарских франков. Денег на ремонт пока нет. Если они не будут найдены, вопрос о том, когда мы вновь услышим орган Большого зала, останется риторическим. Но не раньше сезона 2012-13 года – после мартовского Органного фестиваля в Большом зале органных концертов не будет, в мае зал закрывается на капитальный ремонт, а после ремонта орган подлежит реставрации, которая продлится год-полтора. Это если всё пойдёт по плану, без сюрпризов.

Даже современные инструменты, которым по 30-40 лет, после ремонта зала требуют ремонта и перенастройки – в новом помещении другая акустика. Исторические же инструменты, уже требующие ремонта, после реконструкции зала могут попросту «не зазвучать». После того как окончится ремонт Большого зала и будет снят саркофаг, необходимо вмешательство реставрационной мастерской.

Переговоры консерватория вела с тремя фирмами. Приезжали мастера, делались заключения, составлялись сметы. Остановились на швейцарской мастерской Kuhn, которая неоднократно реставрировала инструменты Кавайе-Колль. Другие фирмы ставили условием вывоз инструмента в другую страну, на что консерватория не пошла категорически – невозможно представить облик Большого зала иначе как с этим органом. Конструктор Kuhn приезжает в Москву в марте, для того чтобы обсудить конструкцию саркофага – временного сооружения на время ремонта Большого зала, который защитит бесценный инструмент от пыли и грязи.

Услышать Орган Большого зала в ближайшее время можно будет лишь дважды – 1 марта, на открытии Х Международного органного фестиваля, с программой Константина Волостнова из произведений Баха, Моцарта и Франка, и 25 марта, на фестивальном Гала-концерте. После этого знаменитый голос замолчит на несколько лет.

 

Comments are closed.