Любители органной музыки в Алтайском крае могут радоваться

В скором времени в Барнаул из Германии вернется наш уже обновленный орган. Органная музыка не звучала в стенах государственной филармонии Алтайского края уже давно – 12,5 лет. В 1998 году, когда был затеян ремонт здания филармонии, орган был испорчен. И только полтора года назад краевые власти выделили крупную сумму денег на ремонт инструмента. О том, как же появился орган в Алтайском крае, рассказал основатель органной музыки на Алтае, заслуженный деятель искусств России, член правления Ассоциации органистов РФ Сергей БУДКЕЕВ.

— Как орган появился на Алтае?

— Считаю, что любой уважающий себя город, край, область обязаны иметь орган. Это существенный признак культуры общества. Есть несколько факторов, по которым город, край или область считаются высококультурными в социальном и творческом плане: метро, оперный театр, симфонический оркестр, цирк и орган. Полный набор, конечно, для миллионных и более городов. Орган, симфонический оркестр, театры разных профилей — для городов и регионов с инфраструктурой и населением Томска, Кемерова, Барнаула и т.д.

История появления органа в Алтайском крае связана с краевым комитетом КПСС. Был в комитете секретарь по идеологии — Александр Николаевич Невский. Умнейший человек, который много сделал для барнаульской культуры. На какой-то из конференций в начале 80-х годов он случайно узнал, как он мне рассказывал, что в Красноярске и в Омске собираются установить орган. Он задался вопросом, почему у соседей органы ставят, а у нас нет. Вопрос оказался непростой. Заявок на установку органа было много. Очередь на много десятилетий вперед. Благо, он был в очень хороших отношениях с чиновниками министерства культуры СССР и отдела пропаганды ЦК КПСС, удалось договориться об одновременном строительстве органов и для Омска, и для Красноярска, и для Барнаула.

Именно в советское время было построено множество органов. Существовало специальное управление при министерстве культуры СССР по таким большим инструментам. Но захотеть установить в Барнауле орган одно, надо было еще найти того, кто бы мог содержать инструмент и играть на нем. Я как раз в тот период времени занимался на органе. Невский пригласил меня в крайком КПСС и предложил заняться развитием органной культуры на Алтае. Меня направили совершенствовать мастерство органиста и органного мастера, важно, что удалось принимать участие в строительстве нашего органа. Знаю в нем каждую детальку. В 1983 году были подписаны все контракты и в 1984 году началась история развития органной культуры на Алтае.

— Орган очень чувствительный инструмент. Как за ним надо ухаживать?

— Для него должна быть стабильная температура и влажность воздуха, отсутствие пыли, сквозняков. Не должно быть никакой тряски, вибрации. Это церковный инструмент. Так, в храмах зимой и летом стабильно прохладно.

— Как публика отнеслась к появлению органной музыки?

— Органная культура очень старинная. В Европе людей крестили, женили,хоронили под орган. При его появлении в Барнауле я задался вопросом: как подготовить нашу публику к этому сложному и старинному виду искусства? Возникла острая необходимость планомерной просветительской работы. Начал давать не просто концерты, а лекции-концерты с пояснениями особенностей эпох, композиторских стилей, истории создания органов, музыкальных произведений. В этих программах участвовали артисты симфонического оркестра, вокалисты, хор. Приезжал даже хор из Рубцовска. Многие произведения были исполнены на Алтае впервые. Постепенно ко мне стали обращаться учащиеся школ, училищ, техникумов, вузов с просьбой организовать уже цикл выступлений. Я рассказывал и играл. Были задействованы практически все музыканты нашей филармонии. В начале каждого выступления я рассказывал, что такое орган, о произведении, которое должно прозвучать, почему его композитор написал. Так появился первый в мире органный абонемент «Мировая художественная культура». Программа абонемента из восемнадцати концертов готовилась по строгому плану, но импровизационный момент в общении с аудиторией разного возраста всегда присутствовал. Самыми молодыми слушателями были грудные дети. Молодые родители безумно любили органную музыку и совершенно правильно брали детей с собой. Самым пожилым было далеко за восемьдесят.

По воскресеньям давал концерты в два часа дня для того, чтобы человек из далёкого района мог приехать, успеть послушать концерт и уехать домой. И таких желающих было много. Многие из юных слушателей тех лет, став уже взрослыми родителями, подходят порой ко мне на улице и спрашивают, будет ли еще в Барнауле органный абонемент, чтобы привести своих детей послушать.

— Как выяснилось, что вы первый в мире кто сделал органный абонемент?

— К нам приехал как-то один американский дирижер, который гастролировал почти по всему миру. Он присутствовал на выступлении, а после спросил «а вы запатентовали свой абонемент?» А у меня даже мысли такой не возникало. Он, думаю, принял это на вооружение. По его словам, он аналога нашему органному абонементу не встречал.

— Когда же был первый концерт?

— Первый концерт был в октябре 1984 года. В 1998 году стараниями бывшего директора краевой филармонии инструмент был испорчен. В здании был затеян ремонт: разобрали над органом крышу, в результате его залило дождем. Вы же знаете наши летние грозы… а этот инструмент очень чуткий к температуре и влаге! Зимой саркофагом его укрыли с опозданием: окна были открыты и орган попросту заморозили. А когда штукатурку отбивали, его еще и цементной пылью засыпали. Спустя 12,5 лет только благодаря помощи нашего губернатора появилась возможность реконструировать инструмент.

— Наверное, немецкие мастера были выбраны неслучайно?

— Да, я долго выбирал подходящую фирму. Не все могли бы справиться с такой сложной задачей. Свой выбор остановил на немецкой фирме «Клайс». Есть много фирм, которые прекрасно делают новые инструменты, есть те, кто хорошо делают косметический ремонт. Я специально выезжал в Сакт-Петербург для изучения качества работ этой фирмы в российских условиях, обсуждал с инженерами объём и стилистическое направление реконструкции. В нашем случае потребовалась глубокая реконструкция с изменением некоторых принципиальных моментов. Например, в старом органе была электрическая система передачи усилия клавиши к звучащей трубе, но оставлять электронику 1983 года, когда на дворе XXI век, было неразумно. Более того, произведения И.С. Баха лучше звучат на инструментах именно с механической передачей звука. Поэтому было решено изменить конструкцию, сделать орган механическим с элементами современной электроники. Почти полностью изменена тембровая картина органа. Поскольку в зале почти нет реверберации, узкомензурные регистры заменены широкомензурными. Это даст возможность лучше наполнить звуком помещение, увеличить длинноволновую составляющую акустики, чтобы орган хорошо было слышно на балконе. По моей рекомендации немцы добавили романтических регистров, чтобы можно было полноценно воспринимать музыку девятнадцатого столетия.

— У каждого инструмента свой характер. А какой нрав у органа?

— Про характер пока не могу ничего сказать, еще не общался с новым инструментом. Орган это чрезвычайно сложная машина, в нем много тысяч деталей, которые притёрты друг к другу с точностью в несколько микрон. Для его правильного функционирования необходимо не только грамотное обслуживание, но и любовь, чутье. По сложности орган можно сравнить с самолетом или с космическим кораблем. Сейчас много и механических, и электронных инструментов. Много разных деталей, которые должны прийти во взаимодействие, чтобы звук дошел до трубы. Можно сказать, что у органа сложный характер, но очень благодатный для слушателя. Слушая его, в сознании всплывают образы Вселенной, религиозные образы в высшем смысле этого слова.

Исполнение на органе тоже очень сложное. Существуют разные композиторские, исполнительские стили. Бах жил около 300 лет назад, естественно в интерпретации многое изменилось, а что-то забылось. Приходится сейчас изучать стили по старинным манускриптам. Есть даже специальная наука – органология.

Ирина Рак  «Комсомольская правда» 15 Октября 2010

 

Comments are closed.