14.06.2012

 

Этим призывом к горожанам началось возрождение астраханского органа. Органные концерты в Астрахани — неотъемлемая часть музыкальной культуры, без них трудно представить музыкальную жизнь нашего города. А ведь их могло и не быть, потому что установленный в 1975 году в большом зале Астраханской государственной консерватории орган чешской фирмы Riger-Kloss после 25 лет непрерывной экс-плуатации начал давать сбои. Возникшие проблемы с ремонтом органа надо было срочно решать, и за сбор средств на его ремонт взялся появившийся на свет Благотворительный фонд «Возрождение Астраханского органа».

В эти дни Фонд отмечает 10-летие. И это, конечно, повод поговорить о деятельности Фонда, о его служении музыке, о сегодняшнем состоянии культуры с управляющей Фондом, органисткой Натальей ФОМИЧЕВОЙ .

— Наталья Борисовна, первоначальная задача созданного вами Фонда заключалась в сборе средств для ремонта органа. Но инструмент отремонтировали, а Фонд продолжает действовать до сих пор. С чем связана его деятельность?

— Мне часто задавали один вопрос после реставрации органа: ремонт инструмента завершен, в чем же теперь заключается смысл названия вашего Фонда — «Возрождение Астраханского органа» ? Восстановление органа было лишь первым этапом в осуществлении идеи о возрождении органных традиций в Астрахани. Теперь Фонд занимается просветительской деятельностью — популяризирует и пропагандирует классическое органное искусство. В этом и смысл слова «возрождение».

Просто поначалу не было более важной задачи, чем собрать деньги. За первый год работы Фонд своими концертами собрал 120 тысяч рублей — этого хватило на экспертизу комиссии фирмы-изготовителя. Но всего требовалось 2,5 миллиона рублей. Фонд сумел сплотить астраханцев, неравнодушных к органной музыке и вообще к культуре. Откликнулись очень многие: музыкальная общественность, Астраханско-Енотаевская епархия, представители власти, меценаты, просто обычные люди, наши слушатели. Бывало, после концерта маленькие дети клали в копилку по 50 копеек, пенсионеры несли рубли. Сам Фонд собрал 700 тысяч, 250 тысяч выделила администрация Астраханской области и по ее ходатайству из федерального бюджета на благое дело было выделено 1,5 миллиона рублей.

Но общее дело сумело не просто сплотить людей вокруг короля инструментов — как называют орган, оно воспитало совершенно особую публику, которая приходила на наши концерты, терпеливо ждала новых, переживала с нами все трудности. Так, например, когда мы вынуждены были перейти с концертами в римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы — так сложились обстоятельства, наши благодарные слушатели последовали за нами. Само собой, для них хотелось играть, делиться с ними той радостью, которая присуща только настоящему искусству.

— Как вы сами оцениваете прошедшие десять лет? Что, на ваш взгляд, Фонд приобрел, что, может быть, потерял?

— О потерях не будем. Если что-то у нас не получилось — значит, так тому и быть. Я человек верующий и говорю об этом с убеждением. А приобрел наш Фонд настоящих друзей — и среди журналистов, которые поддерживали нас с самого первого дня нашей акции по сбору средств, и среди меценатов, и среди музыкантов. Не хочу никого обижать и надеюсь, что меня поймут, если я упомяну не всех, но о некоторых наших друзьях хочу сказать особо.

На протяжении всех этих десяти лет нас поддерживал генеральный директор ООО «Зюйд-Вест» Анатолий Владимирович Елизаров. У него замечательное, отзывчивое и щедрое сердце. Я также благодарна за помощь и постоянную поддержку председателю правления нашего Фонда Галине Ивановне Бекташевой, территориальному директору по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, директору Астраханского филиала ОАО «СОГАЗ» Татьяне Николаевне Максимовой, заслуженному работнику Минтопэнерго Николаю Федоровичу Романцову, председателю Думы Астраханской области Александру Борисовичу Клыканову и министру социального развития и труда Астраханской области Екатерине Анатольевне Лукьяненко. На моем пути за эти десять лет встретилось немало по-настоящему хороших людей, но этих я выделяю особо — за способность понять и стремление помочь.

— Знаю, что недавно вы побывали в Германии. Что это была за поездка?

— Это была удивительная поездка. Сбылась давняя моя мечта — поиграть на исторических органах, к которым прикасался сам Иоганн Себастьян Бах. Это стало возможным благодаря содействию Анатолия Владимировича Елизарова и начальника международного отдела министерства международных и внешнеэкономических связей Нины Борисовны Джаналиевой. При поддержке этих замечательных людей я имела счастье поиграть на инструменте знаменитого органного мастера Зильбермана в Дрездене.

— Свой юбилей Фонд решил ознаменовать двумя гала-концертами, которые состоятся 15 и 17 июня. Чем порадуете слушателей?

— Уверена, что порадуем. Не зря орган называют королем инструментов. Он может быть разным. И на этот раз орган продемонстрирует все свои возможности: будет и солировать, и сопровождать замечательных вокалистов Анну Девяткину, Дениса Кузнецова, Константина Склярова, саксофониста Станислава Подружина. В концерте прозвучит классика и блюз. Мы решили, что в гала-концерте допустимо соединение разных стилей и жанров.

— Что впереди у Фонда «Возрождение Астраханского органа»?

— Все та же просветительская музыкальная деятельность, организация концертов. Мечтаем об открытии класса органа в одной из городских детских музыкальных школ, но приобретение инструмента — дело очень дорогое. Пытаемся решить эту проблему. Однажды я принимала участие в работе жюри на Московском музыкальном органном конкурсе для детей. Играли дети из разных городов России, не было только Астрахани. Вот тогда и подумалось, что этому искусству надо учить наших детей. Именно за подрастающим поколением — будущее органного искусства Астрахани. Быть может, открытие органного класса станет шагом на пути возрождения музыкальных традиций нашего города.

 

Comments are closed.