Лада Лабзина: Орган - это сложный инструмент, и по идее, ты сидишь за пультом управления космического корабля

В интервью порталу sntat.ru заслуженная артистка Татарстана рассказала о короле инструментов, его внутренних органах в виде 10 000 труб и о том, кто должен разглядеть одаренность будущего музыканта.

— Расскажите о казанском органе, если я не ошибаюсь, он был построен в Голландии?

— В следующем году нашему органу исполнится 20 лет, он был установлен в 1997 году. На тот момент, когда его привезли, это был единственный инструмент из капиталистической страны, из Западной Европы. В то время наше здание было не очень симпатичным, так сказать, без своего лица и было принято решение сделать капитальную реставрацию, для этого нужно было разобрать старый орган и подумали, что было бы неплохо, если в новом зале появится новый орган, эту идею поддержало правительство. Архитекторам пришлось менять проект здания и увеличивать потолок на три метра. Старый орган перевезли в Набережные Челны, он, кстати, до сих пор хорошо себя чувствует.

— А, правда, что у каждого инструмента свой характер, вам наверняка довелось играть на многих органах, какой он у казанского?

— У нас инструмент самодостаточный, очень большой. Этот орган романтический и симфонический. Его регистры очень похожи по звучанию на симфонический оркестр. Этот орган очень голландский, присутствует тяжелая механика. Органист, он как дирижер, который дает знак оркестру, чтоб вовремя начали играть. За 19 лет я слышала игру многих органистов и сама играла, могу сказать так, когда к нашему инструменту подходит исполнитель без харизмы и без внутренней силы воли и без дирижерского начала, то орган его поглощает.

— Сколько тысяч труб в нашем инструменте?

— Более 10 000. Самая маленькая труба размером с карандаш звучит очень высоко, а самая большая метров шесть в длину, широкая и очень низкая. Чтобы ее спустить понадобиться несколько человек. Орган — это уникальный инструмент, в котором мы можем увидеть отражение мира и его устройства. Инструмент, как человек, в котором есть тело, голова легкие и другие органы, а сердце как мотор, который нагнетает воздух.

— В орган же можно зайти?

— Органный мастер заходит в него. Инструмент стоит на самом деле не по линии пола сцены, он еще спускается на 3- 4 метра вниз. Года полтора назад в большой трубе в левой колонне шов разошелся, между основной трубой и конусами и вместо звука появилось шипение змеи, трубу сняли и зашили. Если что-то случается, то это всегда можно определить по звуку.

— Я слышала, что от звука трубы длиной 18 метров может лопнуть барабанная перепонка, это правда?

— Да может, это очень низкий звук, 64 фута. Это еще ниже, чем суб — контр- октава (самая низкая из слышимых октав, — Ред.) на фортепьяно. Иногда после концертов я чувствую, как сплющиваются мои перепонки, это такое напряжение.

— Непосвященному человеку непонятно, как можно играть и руками и ногами параллельно, столько усилий приходится прикладывать?

— Параллельно играют ударники и арфисты, но это не сравнить с игрой на органе. Представьте, какой импульс я должна дать во время игры, чтобы нажав клавишу здесь, наверху открылась и зазвучала труба. У нас такая вот работа (смеется). У нашего органа три клавиатуры, а бывает и по пять. Сначала органы были без ножной клавиатуры, и изначально инструмент был светский. В церковь он попал с 7 по 9 век н.э. У органа божественный, необычный звук и очень длительная протяженность звучания потому, что у него в легких есть воздух и пока я держу клавишу, звук будет литься. Именно поэтому он и попал в церковь и затем начал динамично развиваться. Ножная педаль кстати была придумала в 13-14 веке в голландском городе потому, что не хватало ощущений низкой частоты. Кто — то из инженеров подумал, что можно клавиатуру для рук увеличить и спустить ее под ноги. Чтобы приспособиться к игре ногами и руками потребуется ни один год.

— Получается, человек умеющий играть на фортепьяно не сможет сыграть на органе?

— Только при условии, что он с этим инструментом знаком, занимался на нем хотя бы год и это я только об элементарном мастерстве. Есть такие курсы, где дополнительный обязательный предмет для пианистов — это орган и клавесин. Клавишные инструменты все разные, а объединяет их клавиатура.

— В игре на органе есть гендерное равенство? Где-то читала, что это не женское дело…

— Сейчас совершенно все поменялось. В российской или европейской консерватории учится много женщин по классу орган. Другое дело это женское предназначение, семья, рождение детей… В советское время на сцене выступали в основном мужчины. Учиться, конечно, одно дело, другой вопрос это достичь определенных профессиональных высот и сделать карьеру, насколько хватит женских сил. Бывают мужчины с женским характером, а бывают и женщины с мужским.

— Правда, что органная музыка способна восстановить психологическое состояние человека?

— Действительно эта музыка гармонична и хорошо организована. В особенности старинная музыка эпохи барокко и Иоганна Баха (композитор эпохи классицизм, — Ред.). Это космос. Почему так любят музыку Баха? Она актуальна для любого времени. В его музыке есть все: вера, любовь, надежда, страх, философское понимание вопросов жизни и смерти, нежность и любовь к детям. В музыкальных школах без жемчужин Иоганна Баха невозможно. Бывает я чувствую усталость, сяду за инструмент, несколько минут раскачки и затем музыка меня втягивает. Орган без зала ничто. У фортепьяно есть деревянное деко, в котором находится все, у рояля длинное крыло. А у органа звучащее дека — это зал.

— Я была на вашем концерте «Огни синематографа», интересная идея. Что будет на следующих двух мероприятиях?

— У нас есть творческая команда, я отвечаю за репертуар и сбор артистов. Мы показали, что на органе может звучать и киномузыка. Вообще у органа фантастические возможности. Как исполнитель придумает образ, так он и будет звучать. Второй концерт будет посвящен театральному органу. Из-за того, что в Италии была очень развита опера, в эпоху Джакомо Пуччини органостроители поэкспериментировали и установили разные приколы: колокольчики, пение птиц. Мы хотим обратиться к операм и рассказать о театре, таким образом показать историю музыки с разных ракурсов. Третий концерт будет посвящен цирковым представлениям «Маски Шапито».

— Вы часто выступаете с концертами за рубежом, как происходит процесс знакомства с новым органом?

— Орган — сложный инструмент и по идее ты сидишь за пультом управления космического корабля. Обычно проходит две репетиции по четыре часа, как минимум, чтоб познакомиться и привыкнуть к расположению регистров. В Нью-Йорке, на пятой авеню в католическом соборе святого Патрика в этом году, я играла на пяти мануальной клавиатуре. До пятой клавиатуры мне приходилось тянуться, по звучанию там располагались клавиши, колокола они мне были нужны для драматургии.

— Давайте поговорим о детях, как понять родителям, что их ребенок талантлив и у него есть потенциал научиться играть на органе?

— Музыкальное образование должно расходится. Предположим, первые несколько лет все идут одинаково, но за первые 2-3 года видно, что есть дети, которые вырываются вперед, что они развиты и есть музыкальная одаренность. А есть те детишки, которым образование нужно для музыкального развития. Кто-то идет по общей программе, кто-то по специальной, которая предполагает дальнейшую профессионализацию. В более 30 школах Москвы и Московской области стоят органы, но они цифровые потому, что настоящий стоит очень дорого. Насколько мне известно, детская казанская музыкальная школа №5 обзавелась как раз таким органом. А стоимость нашего казанского органа более 1 000 000$.

— Получается, педагог должен быть компетентен?

— Да, он должен отбирать детей и увидеть в ребенке одаренность и перспективу развития, которая возможно приведет к профессии. И родителям и ребенку давать ясные сигналы. Например, класс 10 человек, для 8 учеников более легкая программа, а другим двум одаренным он дает шанс развиваться серьезнее. Дети и родители сами должны сделать выбор хотят идти они в профессию или нет. Вопрос в музыкальном развитии интеллекта ребенка. Есть дети, которые и в 9 лет играют, голова должна соображать.

— Напоследок немного банальный вопрос, но актуальный, скажите для чего нужно слушать органную музыку?

(Улыбается) — Для того, чтобы открывать новые миры. Миры не только знаний, но и звуков. Понимать, что музыкальные звуки могут быть разными. Иногда мы бегаем и носимся, а ты сел, послушал фугу Иоганна Баха, и вдруг она тебе поставила все на свои места. Важно быть не только внутри жизненного процесса, но и быть снаружи, посмотреть со стороны.


Наша справка

Лада Лабзина

Заслуженная артистка Республики Татарстан, доцент кафедры органа и клавесина Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Лада Лабзина является талантливым представителем казанской органной школы. Закончив консерваторию по классу фортепиано и органа, она наряду с преподаванием и арт-менеджментом активно занимается концертной деятельностью, успешно представляет органное исполнительство Республики Татарстан на различных музыкальных форумах.

Органистка принимала участие в I Международном фестивале «Джаз на большом органе» в Челябинске, в Пасхальном фестивале в Москве.

Репертуар отличается большим разнообразием и включает в себя произведения от ранней классики до современного авангарда, а также авторские импровизации и транскрипции. Органистка имеет записи на федеральном и республиканском радио и телевидении, а также выпустила несколько компакт-дисков органной музыки.

http://sntat.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.