- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Лада Лабзина: «Казань нельзя не считать музыкальным городом»
ПОЧЕМУ ОРГАННАЯ ШКОЛА НЕ СТОИТ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ОСНОВЕ
География ее гастролей – от зала Мариинского театра до крошечной кирхи на Шпицбергене. Лада Лабзина успешно сочетает талант органистки и менеджера, занимаясь концертной деятельностью. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она делится секретами своей штучной профессии, анализирует, каким образом БКЗ выполняет госзадание, и раскрывает секреты будущего сезона.
![]() |
«КРУГ ОРГАНИСТОВ УЗОК»
— Лада Владимировна, на сайте Мариинского театра есть сообщение о вашем концерте в новом сезоне…
— Да, я буду там выступать, это новая концертная сцена Мариинки, там стоит новый орган, и там мне предстоит играть.
— Согласитесь, это не совсем обычно: органист из Казани едет на гастроли в Санкт-Петербург. Чаще бывает наоборот.
— Это было их предложение, Мариинский театр расширился, и увеличилось количество концертирующих там артистов. С Санкт-Петербургом у меня тесное сотрудничество. Я часто выступаю в капелле имени Михаила Глинки и выступаю там не раз в год, а даю концерты часто. Играю и сольные концерты, и с оркестром. В следующем сезоне эти поездки будут продолжаться. Наша профессия уникальная, и круг органистов узок.
— В Казани мы в основном знаем Рубина Абдуллина и вас. Почему так мало музыкантов играют на органе?
— Я бы не сказала, что нас только двое. В первую очередь, в Казани есть база. Есть органная школа, есть органная кафедра в консерватории. К нам со всей страны едут люди, часто уже с высшим образованием, потому что профессия органиста, она не детская, надо быть зрелым человеком. Едут к нам от Ханты-Мансийска до Уфы и Саратова, они приезжают к нам в консерваторию и учатся здесь. А потом уезжают. Органист – штучный товар, мы не берем на кафедру много народа. Но пианисты тоже знакомятся с органом, у них есть ознакомительный курс. Кто-то из них потом у нас остается, но далеко не многие. Кстати, органный зал, как вы знаете, есть и в Набережных Челнах, там работает моя ученица, позже она окончила аспирантуру у Рубина Абдуллина, это Ильсияр Сулейманова.
— В чем идеологическая разница между роялем и органом?
— Органист изначально просветитель. Орган – это история музыки. Он древнее, чем рояль. Органу более тысячи лет.
— Вы всю жизнь мечтали стать органисткой?
— В 9 лет я точно решила, что буду музыкантом, когда в 16 лет в Казани, в концертном зале, я впервые услышала орган, у меня было потрясение. Потом в консерватории, куда я поступила в класс фортепиано, у меня были амбициозные планы, но судьба меня привела к органу, одна аспирантка попросила меня ассистировать ей. Я слушала ее игру и думала: «Почему она это играет? Это же моя музыка!»
![]() |
«РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ОРГАНА СВЕТСКАЯ»
— Большое количество сочинений для органа – это церковная музыка. Насколько важно органисту быть верующим человеком?
— За рубежом специальность называется «церковный органист». В бывшем СССР наша профессия возникла из-за того, что начали появляться инструменты. В городах, где были большие филармонии, начали устанавливать органы. Появилась необходимость в таких музыкантах. Школа базировалась в Москве и Санкт-Петербурге.
— В СССР любители органа ездили его слушать в Ригу, в Домский собор.
— Естественно, но жизнь подсказала, что раз инструмент появляется в Тюмени или Иркутске, то кто-то там должен начать играть на органе. Наша органная школа не стоит на религиозной основе, но мы не отвергаем этот огромный пласт духовной культуры с его своеобразной стилистикой. Безусловно, что мы должны вникать в эту идеологию, изучая то или иное произведение, если в нем есть религиозная составляющая, мы имеем ее в виду, потому что органист, он еще и исследователь, и историк, и аналитик. Он должен не просто сесть и исполнить органную музыку, еще и осмыслить ее. Российское органное концертное исполнительство более светское. Кто-то приходит к нам в зал в первый и последний раз, послушал, понял, что органная музыка не его, и больше не придет. Но зато потом будет говорить: «Я слушал орган!» А есть люди, которые будут приходить и приходить.
— Насколько востребованы органные концерты в Казани?
— У нас хорошая заполняемость зала. Мы делаем три направления органного исполнительства. Это детское, есть такой абонемент – «Сказки органного королевства». В прошлом году вместо четырех концертов мы продали восемь. На каждом концерте был аншлаг, и мы программу дублировали. Есть направление, которое называется «Органная ассамблея», в нем участвуют казанские органисты и те, кто имеет отношения к казанской органной школе, а их очень много. Кто-то здесь учился, кто-то совершенствовал свое мастерство. Еще один наш цикл – это «Музыка соборов мира». Мы приглашаем для участия в этом цикле органистов разных стран, которые привозят программы со своим национальным элементом. Кто-то импровизирует, кто-то показывает музыку своей страны. Эти концерты проходят у нас с февраля при очень хорошей заполняемости зала и хорошем резонансе. В сентябре мы откроем этим циклом новый концертный сезон, в Казань впервые приедет американский органист Джеймс Хигдон – один из лучших органистов США. Так что мы познакомимся еще и с американской органной музыкой.
— Лада, насколько я знаю, вы концертировали даже на Шпицбергене?
— Да, занесло меня! Я играла в маленькой норвежской кирхе Лонгиербиюена, это было два года назад, в конце июня. На Шпицбергене есть российская компания, которая занимает 250 километров. Она добывает уголь. Эта компания была организатором наших гастролей. Там проходил фестиваль памяти Микаэла Таривердиева. А я в свое время была победительницей второго международного конкурса имени этого композитора, это был органный конкурс. Я дружу с Верой Колосовой-Таривердиевой, вдовой композитора, она ведет огромное количество проектов, где объединяет людей разных музыкальных специальностей, она пригласила меня на Шпицберген. Я там играла и Таривердиева, и Баха, была членом большой команды, поехавшей на этот фестиваль. Мы дали там три концерта.
![]() |
«НАШИ АБОНЕМЕНТЫ ХОРОШО РАСКУПАЮТСЯ»
— В БКЗ имени Салиха Сайдашева вы еще и курируете концертную деятельность. Как строится концертная деятельность зала, у которого сейчас нет своего оркестра?
— У зала есть свой хор, свой квартет. У нас нет своего органа, он принадлежит консерватории, но мы находим общий язык с консерваторией и проводим совместные концерты. У нас есть возможность приглашать оркестры, например, «Новую музыку» или La Primavera, они принимают участие в наших абонементных концертах. Все зависит от того, что мы хотим.
— Как раскупаются абонементы?
— Хорошо раскупаются. Например, абонемент «Музыка при свечах» собирает полные залы. Мы даем слушателю возможность выбора, люди находят концерты по душе.
— Вы полагаете, что Казань – музыкальный город?
— Сказать, что он немузыкальный, было бы неправильно. Здесь выстроенная музыкальная инфраструктура: огромное количество музыкальных школ, спецшкола, музыкальный колледж, консерватория, университет культуры, оперный театр, концертный зал, ГСО РТ, оркестр народных инструментов.
— У вас есть какой-то план по заполняемости зала?
— Мы перешли на государственное задание, его дает нам наш учредитель – минкульт РТ, мы рассчитываем свои силы и планируем концерты. Задание мы выполняем.
— Но прибыль у вас есть?
— Есть.
— Чем будете удивлять в будущем сезоне?
— Продолжится джазовое направление, и в будущем году это будет не только Даниил Крамер, но и Полина Зизак – участница шоу «Голос». Еще с ним приедет солистка оркестра Олега Лундстрема Арминэ Саркисян. Ждем мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера, он приедет с американским пианистом Вадимом Неселовским, выходцем из России, они представят свой последний диск. Самое главное, чем мы хотим удивить – это хорошее качество музыки и качественное ее исполнение.
Татьяна Мамаева
фото: Роман Хасаев
http://www.business-gazeta.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Л.Лабзина: «Гармония — это свобода» Доцент казанской консерватории Лада Лабзина — одна...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012