Doms

25 июня 1211 года епископ Риги Альбрехт фон Буксгевден основал в Риге новый собор — Домский. Ревностно наблюдал он за строительством храма, вкладывал в него немалые средства, нанимал лучших германских мастеров. Несмотря на это строительство собора затянулось до второй половины 13 века. В соответствии с первоначальным замыслом стиль постройки был переходным — от романского к северной готике.
В период реформации было утрачено оригинальное внутреннее убранство собора, а следом за ним в пожаре погибло всё сооружение. К 1547 году Домский собор восстановили, но из-за недостатка средств он получил всего одну башню, которую позже надстроили деревянным шпилем. Благодаря этому Домский собор стал самым высоким в округе.

Но деревянная башня требовала постоянного ремонта и в 18 веке была заменена на куполообразный металлический шпиль в стиле барокко. Нынче высота башни составляет 96 метров, а сам собор является явной архитектурной доминантой Домской площади. Говорить о стиле, в котором построен собор, очень сложно: многочисленные перестройки здания, которые проводились в разные годы, привнесли в его облик черты разных архитектурных течений. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Бесспорно одно: Домский собор в Риге является одним из самых узнаваемых сооружений в Северной Европе.
Николай Рерих посвятил Домскому собору две картины — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903).
Музей

В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на базе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля.
Орган в Домском соборе

facade

Главной достопримечательностью, тем не менее, является не сам собор, а его великолепный орган, установленный в 1883—1884 году. Впечатляющее сооружение высотой 25 метров состоит из 6768 металлических и деревянных труб длиной от 10 миллиметров до 10 метров. Четыре клавиатуры органа, 124 регистра на пульте, 47 рычагов для переключения различных механизмов позволяют этому музыкальному инструменту издавать божественные звуки. Не менее ценным, чем механизм, является фасад органа, выполненный в стиле маньеризм. На момент постройки этот орган был самым большим в мире, но одним из самых замечательно звучащих он остается и по сей день.
Специально для этого органа писали произведения Франц Лист, Макс Регер, а концертировали за ним самые выдающиеся органисты мира.

У органа два шпильтиша (пульта органа),которые размещены на двух балконах (люктах). У большого шпильтиша, расположенного на верхнем балконе, имеются четыре мануала. По обеим сторонам мануалов находятся переключатели регистров.

Ergeles_3

Шпильтиш
Малый шпильтиш находится на нижнем балконе. Имеющаяся здесь клавиатура дублирует четвертый мануал большого шпильтиша.

Орган Рижского Домского собора является образцом высочайшего качества технического и художественного исполнения, он принадлежит к выдающимся достижениямпозднего романтического периода в искусстве органостоения. Этот орган причисляют к самым знаменательным историческим органам мира, его значение и ценность не поддаются измерению.

a) Орган выполнен на высочайшем техническом и художественном уровне и он принадлежит к выдающимся достижениям позднего романтического периода в искусстве построения органов. Сравнивая орган Рижского Домского собора с выдающимися инструментами других эпох, его можно назвать образцом среди выдающихся примеров, например, органом Зильбермана в соборе города Фрейбергаили органом Шнитгера в Гамбургской церкви св. Якова.

Орган

б) Орган в замечательной акустике Рижского Домского собора имеет неповторимое звучание. Оно оставляет неизгладимое впечатление на слушателя, очаровывает многих людей и привлекает ценителей музыки из разных стран мира.

в) Орган является выдающимся памятником истории музыки. Это связано с выдающимися органистами Латвии и композиторами последних 120-тилет, он повлиял на развитие органного искусства Латвии больше, чем какой-либо другой инструмент. Ференц Лист, один из самых выдающихся музыкантов 19-говека, специально для освящения этого органа написал композицию для органа „Nun danket alle Gott”.

Органисты, которые играют на этом инстументе, не только осознают выпавшую им честь иметь возможность играть на этом уникальном инструменте, но они тщательно изучили и знают все особенности инструмента, чтобы красоту неповторимого звучания этого органа, стилистическую уникальность и многокрасочность донести до слушателей.

Орган Рижского Домского собора неоднократно перестраивали, ремонтировали и реставрировали.

В начале 20-гостолетия был снесен нижний балкон, а расположенные там трубы органа установили на самом верху инструмента.

В 1962 году в связи с устройством концертного залав Домском соборе «Hermann Eule»заново изготовил недостающие трубы, пропавшие во время Второй мировой войны, которые по размерам и исполнению отдельных деталей конструкцииотличаются от прежних труб.

В 1981 – 1984 г. голландская фирма «Flentrop -Orgelbouw b.v. Zaandam» полностью реконструировала и реставрировала инструмент, восстановив первоначальное расположение органа Домского собора на двух балконах.

На данный момент происходит реставрация проспекта органа, поэтому в соборе установлены строительные стеллажи. Сегодняшнее состояние органа как инструмента допускает его бережное использование на концертах, но, чтобы обеспечить его сохранность в будущем, нужно планировать реставрационные работы органа.
Концерты и события в соборе
Домский Кафедральный собор был и остается тем местом, куда люди приходят для встречи с Богом, но, в то же время, собор является и одним из лучших в Европе концертных залов, где можно насладиться волшебными звуками органа, которые проникают прямо в душу, помогают ей стать прекраснее и звучать вместе с прекрасной музыкой. Точное расписание можно узнать на официальном сайте Домского собора www.doms.lv (лат. и англ.).

 

Диспозиция

 

ДИСПОЗИЦИЯ ОРГАНА ДОМСКОГО СОБОРА В РИГЕ
«Эберхард Фридрих Валькер», 124/IV/P, Opus 413, 1882/1883, Людвигсбург (Германия)

I. Мaнуал – Hauptwerk (C–f3)
41. Principal 16’
40. Flauto major 16’
39. Viola di Gamba 16’
51. Octav 8’
50. Hohlflöte 8’
49. Viola di Gamba 8’
48. Doppelfloete 8’
47. Gemshorn 8’
46. Quintatön 8’
45. Bourdon 8’
44. Dulcian 8’
56. Quinte 5 1/3’
31. Octav 4’
30. Gemshorn 4’
29. Gamba 4’
28. Hohlflöte 4’
27. Rohrflöte 4’
55. Terz 3 1/5’
54. Quinte 2 2/3’
53. Octav 2’
26. Superoctav 1’
57. Sexquialtera 2 fach 5 1/3’
58. Scharff 4 fach 1 1/3’
59. Cornett 5 fach (c–f3) 8’
60. Mixtur 6 fach 4’
38. Contrafagott 16’
37. Tuba mirabilis 8’
36. Trompete harmonique 8’
35. Coranglais 8’
34. Euphon 8’
33. Clairon 4’
32. Cornettino 2’

II. Мaнуал – Brustwerk (C–f3)
84. Geigenprincipal 16’
85. Bourdon 16’
86. Principal 8’
87. Fugara 8’
88. Spitzflöte 8’
89. Rohrflöte 8’
90. Concertfloete 8’
91. Lieblich Gedeckt 8’
92. Viola di Alta 8’
93. Dolce 8’
99. Principal 4’
100. Fugara 4’
101. Salicet 4’
102. Flauto dolce 4’
80. Quinte 2 2/3’
103. Superoctav 2’
104. Waldflöte 2’
81. Terz 1 3/5’
94. Sexquialtera 2 fach 2 2/3’
82. Mixtur 5 fach 2 2/3’
83. Cornett 5 fach (g-f3) 8’
95. Aeolodicon 16’
96. Ophycleide 8’
97. Fagott & Oboë 8’
98. Oboë 4’

III. Мaнуал – Oberwerk (C–f3)
62. Salicional 16’
63. Lieblich Gedeckt 16’
64. Geigenprincipal 8’
65. Viola d’amour 8’
66. Wienerfloete 8’
67. Gedeckt 8’
68. Salicional 8’
69. Bifra 8’ & 4’
70. Harmonika 8’
52. Bourdon d’echo 8’
71. Traversfloete 4’
72. Dolce 4’
76. Geigenprincipal 4’
77. Spitzfloete 4’
78. Piccolo 2’
79. Mixtur 4 fach 2 2/3’
73. Vox humana 8’
74. Basson 8’
75. Clarinette 8’

IV. Мaнуал – Schwellwerk (C–f3)
10. Quintatön 16’
9. Floeten Principal 8’
8. Unda maris 8’
7. Piffaro 8’ & 2’
6. Melodica 8’
5. Flûte d’amour traversière 8’
4. Bourdon doux 8’
3. Aeoline 8’
20. Voix celeste 8’
21. Viola Tremolo 8’
19. Floeten Principal 4’
18. Gedecktfloete 4’
17. Vox angelica 4’
16. Salicet 2’
15. Harmonia aetheria 3 fach 2 2/3’
2. Trompete 8’
1. Phÿsharmonika 8’

Главная педаль – Hauptpedal (C–d1)
116. Principalbaß 32’
117. Octavbaß 16’
118. Violonbaß 16’
119. Contra Violonbaß 16’
120. Subbaß 16’
121. Floetenbaß 16’
122. Gedecktbaß 16’
123. Quintbaß 10 2/3’
105. Octavbaß 8’
106. Hohlflötenbaß 8’
107. Gedecktbaß 8’
108. Violoncello 8’
124. Terzbaß 6 2/5’
113. Octavbaß 4’
114. Hohlflöte 4’
115. Octav 2’
125. Sexquialtera 2 fach 10 2/3’
126. Mixtur 5 fach 5 1/3’
61. Grand Bourdon 5 fach 32’
109. Bombardon 32’
110. Posaunenbaß 16’
111. Trompete 8’
112. Cornobaßo 4’

Пиано-педаль – Pianopedal (C–d1) (в швеллерном шкафу IV мануала)
25. Violon 16’
24. Bourdon 16’
14. Dolceflöte 8’
13. Violon 8’
12. Viola 4’
11. Flautino 2’
23. Serpent 16’
22. Bassethorn 8’
КОПУЛЯЦИИ
IV,III,II/I, II/I, I/P, «Noli me tangere» (P/I)
III/II, III/I, III/P, II/P
IV/II, IV/I, IV/P, I,II,III,IV/P
I мaнуал Sexquialtera 5 1/3’ 2 fach = Quinte 5 1/3’ + Terz 3 1/5’ (56+55)
II мaнуал Sexquialtera 2 2/3’ 2 fach = Quinte 2 2/3’+ Terz 1 3/5’ (80+81)
III мaнуал Bifra 8’ & 4’ = Gedeckt 8’ + Dolce 4’ (67+72)
IV мaнуал Unda maris 8’ = Melodica 8’ + Flûte d’amour traversière 8’ (6+5)
Piffaro 8’ & 2’ = Bourdon doux 8’ + Salicet 2’ (4+16)
Viola Tremolo 8’ = Aeoline 8’ + Voix celeste 8’ (3+20)
Педаль Sexquialtera 10 2/3’ 2 fach = Quintbaß 10 2/3’ + Terzbaß 6 2/5’ (123+124)
Grand Bourdon 32’ 5 fach = Octavbaß 16’ + Quintbaß 10 2/3’ + Octavbaß 8’ + Terzbaß 6 2/5’ + Octavbaß 4’ (117+123+105+124+113)

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
A. Omnia Copula
B. Включение 1-ой группы педальных регистров (f = 12–14, 24, 25, 105–108, 113, 114, 117–124)
C. Включение 2-ой группы педальных регистров (mf = 13, 24, 25, 106–108, 118–122)
D. Включение 3-ей группы педальных регистров (mp = 13, 14, 24, 25, 107, 108, 119, 120)
E. Включение 4-ой группы педальных регистров (p = 13, 14, 24, 25)
F. Forte IV мaнуала (3-10, 16-19)
G. Organo pleno
H. ff I, II, III мaнуалов (все лабиальные регистры)
I. f I, II, III мaнуалов (все 16’, 8’ и 4’ лабиальные регистры)
K. p I, II, III мaнуалов (27–29, 34, 35, 38–40, 44, 48–50; 62, 65, 66, 68, 70–72, 75, 78; 88–90, 92, 93, 95, 97, 98, 101, 102, 104)
L. mf I мaнуала (27–30, 44, 45, 47, 49, 50)
M. mp I мaнуала (29, 44, 45, 47, 49)
N. mf II мaнуала (87-93, 100–102)
O. mp II мaнуала (87, 91–93, 101, 102)
P. mf III мaнуала (64–68, 70–72, 77)
Q. mp III мaнуала (66–68, 70–72)
R. Запирающее регистровое устройство (для подготовки новой регистровки)
S. Включение и отключение механизма Вальце
T. Хор язычковых регистров I, II, III, IV мануалов и педали (2; 32, 33, 36, 37; 73, 74; 96; 110–112)
U. Педаль швеллера для язычковых регистров II мануала (43, 95, 97, 98)
V. Педаль швеллера для регистров IV мануала и педальных регистров пиано педали (включая язычковые регистры)
W. mf IV мануала (3, 8-10)
X. Tutti IV мануала (исключая 20, 21)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
42.Tremolo для Vox humana 8’ и Bourdon d’echo 8’ (III, 73+52)
43.Tremolo Oboë 8’ = Fagott & Oboë 8’ + Tremolo (II, 97)

‘Anker’ zum momentanen Anhalten der Crescendowalze
Automatische Gangstellung der Crescendowalze: ‘Dirigent’
Steuer für ‘Crescendo’ und ‘Decrescendo’: ‘Dirigent Walze’

Индикатор контроля за ‘Crescendo’ и ‘Decrescendo’ (Zifferblatt zum Crescendo und Decrescendo): 0–124

I. Отключение регистров I мануала
II. Отключение регистров II мануала
III. Отключение регистров III мануала
IV. Отключение регистров IV мануала
V. Отключение регистров главной педали
VI. Отключение регистров пиано педали
Отключение всех мануальных регистров (исключая регистры IV мануала)
Отключение «Omnia copula»

Второй шпильтиш
мануал (C-f3) и педаль (C-d1)
мануал – соответствует IV мануалу главного шпильтиша
педаль – соответствует пиано педали главного шпильтиша (исключая 22, 23)
Копуляция: Man/Ped.
Cimbal*) = Bourdon doux 8’, Gedecktfloete 4’, Salicet 2’
Doublette*) = Flûte d’amour traversière 8’, Vox angelica 4’
W. mf IV мануала (3, 8–10)
X. Tutti IV мануала (исключая 20, 21)
Z. швеллер

*) Cimbal и Doublette – названия фиксированных комбинаций регистров. Эти комбинации управляются только со второго шпильтиша

Все проспектные трубы – декоративные. Механическая игровая трактура (с применением рычага Баркера); пневматическая регистровая трактура. Реставрационные работы: фирма «Герман Ойле» (1961–1962) и фирма «Д.А.Флентроп» (1982–1984)

http://files.school-collection.edu.ru

 

 

www.principal.su

 

 

Comments are closed.