2012_10_5_11845_1 Появление в Бердянском костеле Рождества Пресвятой Девы Марии органа, традиционного музыкального инструмента, стало отправной точкой череды принципиально новых культурных событий — город приобщился к органной музыке с ее многовековой историей. Кроме слушателей, посещающих концерты в костеле, нашлось немало бердянцев, решивших попробовать приобщиться к старинному искусству. В сентябре Бердянск посетил профессор Берт Висгерхоф, приехавший из Голландии по просьбе своей ученицы, Виктории Гамазовой, чьи выступления в костеле собирают множество слушателей. Кроме двух концертов, которые могли посетить бесплатно все желающие, он уделил время юным музыкантам. На мастер-класс к профессору пришли как новички, ученики бердянской музыкальной школы, изучающие искусство органной музыки совсем недавно, так и знакомые с ним не первый год. Янина Тарасенко, студентка факультета музыкологии Католического Люблинского университета, сама принимающая участие в концертах, пообщавшись с мастером, заметила — один практический урок знаменитого музыканта можно сравнить с несколькими теоретическими лекциями. Своими впечатлениями об Украине и Бердянске профессор Висгерхоф поделился с «Деловым».

 

 

— Почему, помимо больших городов Украины, Вы посетили Бердянск?

 

— Меня пригласила моя ученица, Виктория Гамазова — подсказала, что в Бердянске тоже есть орган, восстановленный для католического прихода. Первым городом, который я посетил в Украине, стал Бердянск — так выбрала Виктория. Сам я даже не нашел в справочнике о вашей стране ни слова о Бердянске.

 

— Вы возглавляете европейскую организацию «Общество друзей органа». Какой друг — орган?

 

— Очень легко быть другом такого великолепного инструмента с огромной историей, как орган. При условии, что действительно любишь его и хочешь постигнуть все нюансы. Организация выпускает журнал. За право входить в нее мы платим ежегодный взнос 25 евро. В нашу организацию входят многие музыканты, это легко — быть ее членом. Среди нас есть четыре украинца, а всего организация насчитывает шесть тысяч человек. Мы организовываем много концертов по всему миру. Каждый год, в первую неделю августа, проводится встреча для всех, входящих в «Общество», мы открываем двери для всех, к нам приходит много гостей — и музыкальные организации, и просто люди, неравнодушные к музыке. Место для встречи выбираем каждый раз разное. В этом году она состоялась в городе Карлсруэ, Германия. На следующий год встретимся в Кёльне, а через два года планируем собраться в Италии, в Бергамо.

 

— Вы видели множество инструментов в Европе. Насколько интересен наш, бердянский?

 

— Орган из костела Рождества Пресвятой Девы Марии мне очень понравился. Он особенный, со своей историей. Создан в пятидесятых годах в Германии — в это время Германия проходила период грандиозной работы над собой, происходила переоценка ценностей, восстановление. После войны надо было не просто заново отстраивать архитектуру, надо было менять ментальность, вписываться в действительность, восстанавливать нацию в целом. Строили и создавали вещи в то время из того, что было, не все материалы были высокого качества. Но этот орган прекрасен, замечателен для проведения служб. Над ним серьезно работали, очень хорошо восстановили.

 

— Как Вы строите взаимодействие с публикой, приходящей на концерты?

 

— Надо сказать, украинская публика вообще великолепна — так же, как и в России. Люди открыты, тянутся к взаимодействию, очень сопереживают произведения. Эмоциональный контакт возникает сразу. У нас, в Нидерландах, существует более тысячи шестисот органов, но на концерты органной музыки приходит очень мало людей. Это — проблема. Посетители приходят, в основном, в больших городах, а в маленьких редко залы бывают полны.

 

— Почему Вы выбрали своей профессией органную музыку?

 

— Моей мечтой с детства было стать хорошим учителем. Мои отец и мать преподавали музыку, мне передались их способности, но, что важнее, они показали мне, как важно быть хорошим преподавателем. Я всегда хотел достичь уровня солиста, учить сам.

 

— Каков уровень бердянских ребят, изучающих органную музыку?

 

— Очень неплохо, для тех, кто учится около года, — просто прекрасно. Я увидел большой интерес к органной музыке у многих ребят — учеников музыкальной школы и у тех, что постарше. Надеюсь, им в чем-то помогут мои рекомендации, которые я им дал на мастер-классе.

 

— Какое впечатление производит на Вас сегодняшняя Украина?

 

— Украина очень понравилась. Посетил Львов, Киев — был поражен красотой архитектуры исторических зданий. Очень открытые, доброжелательные люди. В отличие от людей — государственная машина оставляет желать лучшего, у вас происходят сейчас бурные процессы. То, что мы узнаем об Украине из наших СМИ, заставляет думать, что Украина создает проблемы своей политикой. Права человека, демократия — все под вопросом. После Оранжевой революции многие вещи изменились. Хотелось бы видеть положительную динамику развития. Как будто была погашена волна свободы и человеческого достоинства.

 

— Помимо профессии — органной музыки, есть ли у Вас хобби?

 

— Увлекаюсь историей, политикой. Езжу на велосипеде — как и вся моя семья. У меня два велосипеда для прогулок различной сложности, у жены — три. До многих интересных мест, где стоит путешествовать именно на велосипеде, у нас рукой подать. Моя дочь и зять собираются в следующем году поездить по Западной Украине на велосипедах — я им рассказал, как там красиво и необычно. Маленькие городки, историчексие места, затерянные замки, стоящие далеко от дороги, далеко не все реставрированные — это все очень познавательно и обладает своим очарованием. можно открыть для себя такие вещи, которые не внесены ни в один путеводитель. Два года назад мы вместе, втроем, совершили поездку общей протяженностью в две тысячи километров по маршруту Чили — Аргентина и назад.

 

— Что Вы успели посмотреть в Бердянске?

 

— Ваши пляжи замечательны. Был на Косе — очень впечатлило. В центре города заметно, что все строится и отделывается заново. Не всегда в одном стиле, но видно, что что-то происходит. У города, бесспорно, есть свое лицо, свой характер. У вас замечательный костел! Отличная акустика позволяет проводить концерты очень высокого уровня.

 

Досье «Делового»:

Берт Висгерхоф родился в 1947 году в семье протестантского священника. Детство его проходило так же, как у всех детей, родившихся по окончании Второй мировой войны. В раннем возрасте познакомился с органом. В 10 лет приступил к серьезному изучению инструмента. Окончил Утрехтскую консерваторию, учился у знаменитого органиста Коркей. Учился в Амстердамской консерватории у Эволда Коймана — этот знаменитый датский органист произвел огромное влияние на профессиональное становление мастера. В Вене учился с Антоном Хайлером — самым лучшим специалистом в музыке Баха своего времени. Позже был преподавателем музыки в педагогическом институте. Играл на множестве органов в храмах Голландии.

http://pro.berdyansk.biz

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.