С 27 ноября 2013 года челябинский Зал органной музыки, расположенный в храме Александра Невского на «Алом поле», закрыт для зрителей. Об этом на кассах появилось объявление за день до закрытия. Тогда же была озвучена информация о том, что сроки переноса инструмента изменились.

Глава Hermann Eule — о новом доме для челябинского органа: «Это уникальная ситуация. Такое возможно только в Париже или Праге»

cs3wt2rw
Его первоначально, следуя инструкциям специалистов из фирмы «Hermann Eule», планировали разобрать в мае 2014 года. Но вот уже 10 декабря этого года специалисты из Германии прибыли в Челябинск для демонтажа органа. «ЧелябинскСегодня» публиковал недавно интервью с митрополитом Челябинским и Златоустовским Феофаном, в котором он высказал свою точку зрения на происходящие события. В день приезда немецких специалистов органостроения мы обратились за интервью к Владимиру Хомякову — народному артисту России. В старом Зале органной музыки (или в храме Александра Невского) в тот день было много журналистов из разных СМИ, телевидения, электронных информационных агентств. Эксклюзивное интервью Владимир Хомяков согласился дать «ЧелябинскСегодня».

— Владимир Викторович, много ли органов в России, подобных челябинскому, и какова ситуация, сложившаяся вокруг них?
— Подобных органов в России просто нет. Это совершенно уникальный инструмент, построенный в 1987 году талантливыми мастерами фирмы «Герман Ойле» и представляющий собой огромную художественную и культурную ценность. Все разговоры о том, что это «типовой» орган, привезенный морем из США «секонд-хенд» и тому подобное, по меньшей мере, следствие элементарной некомпетентности. Надеюсь, это всем понятно.
Если же Вы спрашиваете о других концертных органах, оказавшихся в подобной сложной ситуации, то таких случаев в России не много, но они есть. И в каждом отдельном случае ситуация развивается по-разному. Перенос органа из бывшего православного храма произошел пока только в Омске в 1998 году. В этом городе в свое время установка органа, так же как и в Челябинске, спасла от полного разрушения историческое здание, и, так же как в Челябинске, новый органный зал разместился в бывшем кинотеатре.
А вот в Нижнем Новгороде, например, благодаря твердой позиции ректора консерватории, поддержанной минкультом России, удалось погасить конфликт, возникший вокруг единственного в регионе органного зала.

— Как происходит процесс в Челябинске?
— До последнего времени, а точнее, до 25 ноября, процесс развивался достаточно цивилизованно. В основе было решение областной власти не демонтировать орган и не прекращать работу Зала камерной и органной музыки Челябинского концертного объединения до тех пор, пока не будет введен в строй новый концертный зал.
Это здравое решение было принято далеко не сразу. Понадобилось несколько месяцев протестных действий, чтобы изменилось желание властей решить вопрос в кратчайшие сроки путем переноса органа в любое помещение с высоким потолком…
Начиная с 8 июля 2010 года, уже три с половиной года концертный зал и церковь существовали вместе. Концертная жизнь не прекращалась, службы проходили по заранее утвержденным графикам. Параллельно велись работы по реконструкции кинотеатра «Родина». В работе принимали участие специалисты-акустики, проводились консультации с органостроителями, архитекторы по-настоящему выкладывались, пытаясь создать что-то интересное и значительное. Задача эта была бы гораздо проще, если бы речь шла о новом здании. Конечно, не обошлось и без проколов – почти на год, с августа 2012 по май 2013, стройка была остановлена. Кто знает, если бы не это, вполне вероятно, что зал был бы давно сдан в эксплуатацию, и не произошло то, что произошло.

— Что же произошло 25 ноября 2013 года?
— Вышел приказ министра культуры Челябинской области А.Бетехтина о закрытии органного зала и отмене всех запланированных концертов. Причинами называются необходимость срочного демонтажа органа и проведения ревизии с целью определения объемов для замены и модернизации механизмов в связи с плановыми (!) работами по переносу органа, а также составление сметы расходов и графика работ.
Все это выглядит более чем странно, если учесть, что для определения фронта работ вовсе нет необходимости разбирать до винтика орган. Ревизия была уже проведена недавно, 30 октября, руководителями фирмы «Герман Ойле» Дирком Ойле и Йиржи Коцоуреком. Это был уже не первый подробный осмотр инструмента. На основе предыдущих осмотров год назад была составлена смета на замену «расходников» и модернизацию органа. И копия этого документа была отправлена в минкульт.
График же переноса органа обсуждался и был утвержден на заседании 30 октября при участии представителя областного минкульта: начало работ по демонтажу – 6 мая 2014, окончание работ по настройке и переинтонировке – 4 октября этого же года.
Причин для отмены концертов в самый разгар сезона, исходя из содержания этого документа, не было никаких. Пострадали не только музыканты, вынужденные менять свои концертные планы, но и жители Челябинска, те, кто уже купил билеты или кто собирался это сделать.
Что это? Простая бюрократическая нестыковка или, может быть, не очень ловкий ход в политической игре?…

Бригада мастеров фирмы «Ойле» прибыла 10 декабря. Демонтаж идет полным ходом. Переносить орган некуда. Он останется в зале на Алом поле до тех пор, пока не будет готов новый зал.

— Погодите, Владимир Викторович. Ведь митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан заверил наших читателей в том, что «и власть, и церковь пошли на всё: созданы специальные микроклимат и акустика. Вскоре все, кто будет посещать органный зал, убедятся, что это самая лучшая концертная площадка в России, возможно, и в Европе».
— Вы, наверное, неправильно поняли. Действительно, в «Родине» установлены системы для поддержания необходимого микроклимата. Но эти системы еще никто не включал и не проверял их эффективность, т.к. строительные работы еще не закончены. И будут закончены, в лучшем случае, к февралю следующего года. Я был в этом зале неделю назад – там пыль стоит столбом. Ни о каком переносе органа не может быть и речи. Единственное положительное – штукатурка достаточно просохла, в зале было 31% влажности. Можно не ждать несколько месяцев после окончания стройки.
По поводу «самой лучшей концертной площадки в Европе»… что же, пусть люди так думают. Это хорошо, когда жители гордятся какими-то зданиями или улицами своего города. Время покажет, насколько удачным получился новый дом для органа. Но то, что мы потеряли объективно один из лучших залов России – это факт.

Если власти решили в нарушение договоренностей демонтировать орган заранее, то теперь надо подумать о том, как не допустить порчи дорогостоящего музыкального инструмента, пока он будет находиться в разобранном состоянии.

В первую очередь – никаких строительных работ по изменению интерьера в храме Александра Невского. Все работы только после переноса органа в новый зал.
Во-вторых – люди, отвечающие за работу кондиционеров должны оставаться на своих рабочих местах.
В-третьих, и это, пожалуй, самый болезненный вопрос для епархии – по возможности, воздержаться от проведения больших Рождественских и Крещенских служб, связанных с большим скоплением народа и дверьми нараспашку. Особенно, если в это время будут сильные морозы.
Если по этим трем пунктам будут приняты положительные решения, то есть надежда, что орган благополучно перезимует на старом месте и не возникнет дополнительных затрат на устранение дефектов, возникших при ненадлежащем хранении.

Другая очень важная сторона вопроса – подписание контракта с фирмой «Герман Ойле» на завершение работ по переносу, ремонту и настройке органа в новом здании.
Фирма готова провести эти работы, график составлен. Теперь дело за челябинской стороной. Необходимо решить вопрос с финансированием и подписать бумаги уже в ближайшее время.
Если немцы не получат вовремя подписанный контракт и предоплату, то, скорее всего, просто отменят взятые обязательства по срокам. Поверьте, заказчиков у них более чем достаточно. Им есть чем заняться. И тогда время промежуточного хранения органа может растянуться на годы, что создаст дополнительные риски и, в конце концов, приведет к непоправимым последствиям — деревянные конструкции растрескаются, кожа сгниет, а оловянные трубы просто сплющатся под собственным весом…

Остается только надеяться на то, что власти осознают всю серьезность сложившейся ситуации и примут правильные решения.

Владимир ХОМЯКОВ (1960, Москва). Народный артист России (2010г.). В 1984 окончил Одесскую консерваторию по классам фортепиано у проф. Людмилы Гинзбург и органа у доц. Валерия Рубахи.

В 1986 году В.Хомяков изучал искусство органостроения у главного органного мастера Домского концертного зала в Риге Гунара Далманиса, в 1987 участвовал в монтаже челябинского органа “Hermann Eule”. С этого же года он работает солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии.

С 1992 В. Хомяков является артистическим директором Челябинских международных органных фестивалей («Новое органное движение», «Прощай, XX век», «Laudatio Organi», «JAZZ & PIPE ORGAN», «Фестиваль премьер», «Organissimo!», проект «Картины музыкального пространства» и др.).

Один из основателей ассоциации российских органистов «Новое органное движение».

Музыкант ведёт активную концертную деятельность в стране и за рубежом. Выступает с концертами в большинстве органных залов СНГ, а также в Германии, Швейцарии, Голландии, Италии, Дании, Швеции и Финляндии.

Автор: Олег Синицын

http://cheltoday.ru

 

 

www.principal.su

 

 

Comments are closed.