Латышова Лариса Викторовна

Казахский национальный университет искусств

Доцент кафедры фортепиано, Астана

llatyshova@rambler.ru

История органного искусства в Казахстане довольно молода. Началом ее можно считать 1967 год — время установки первого органа в Алма-Ате, в Государственном институте искусств (ныне – Казахская национальная консерватория имени Курмангазы). Органу, атрибуту европейской органной культуры, предстояла адаптация в азиатской культурной среде. Период становления органного исполнительского искусства в республике претерпел влияние положительных и отрицательных факторов. С одной стороны, благодаря установке органов в Казахстане появились условия для профессиональной деятельности органистов, но в то же время в советской республике приоритетной считалась национальная направленность музыкальной культуры, и внедрение в неё европейских традиций было не популярным и встречало противодействие. Присутствовала инертность ответственных лиц различных министерств и ведомств, связанных с решением вопросов по приобретению первых органов. С другой стороны большую поддержку органному искусству оказали видные деятели культуры К.К.Кужамьяров, Е.Р.Рахмадиев и Л.И.Ройзман, стремящиеся к разностороннему прогрессивному развитию республики.

В период становления казахстанского органного искусства доминировало атеистическое социалистическое мировоззрение, орган позиционировался, в первую очередь, как культовый инструмент. В казахстанской музыкальной культуре клавишные инструменты (фортепиано, орган, клавесин) претерпели некую обособленность как следствие влияния азиатской ментальности. И в настоящее время имеют место тенденции, сторонники которой считают, что «исполнительство на европейских инструментах, достигшее в Казахстане высочайшего мастерства, вообще не должно было быть включено в совокупность национальных явлений, так как не имело никаких связей с исконно национальной традицией (хотя в процессе всего ХХ века сформировались новые традиции)» [1, с. 39].

Казахстанское органное исполнительское искусство развивалось в русле преодоления прикладного, церковного предназначения органа и было направлено на формирование светского музыканта. Такая односторонность была не свойственна исторически сложившейся роли европейского органиста, часто связанного с работой церкви.

Большое влияние на казахстанское органное искусство оказала русско-советская исполнительская школа. В 1967 году Алма-Ату после окончания Московской консерватории им. П.Чайковского был приглашен Владимир Тебенихин (1942-1988). «С его именем будут связаны первые достижения в деле пропаганды лучших образцов мировой органной литературы… В.И.Тебенихин станет первым исполнителем ряда сочинений казахстанских авторов, способствуя формированию «органной ветви» национальной композиторской школы» [2, c. 59]. Современников привлекали в В.И.Тебенихине высокий профессионализм и огромная эрудиция.

Для органистов русско-советской, а затем и казахстанской исполнительской школы была характерна профессиональная универсальность в области владения клавишными инструментами: фортепиано, клавесином и органом. В.И.Тебенихин, окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано Л.Н.Оборина и по классу органа Л.И.Ройзмана, в 25 лет уже начал преподавать орган и фортепиано в Алма-Ате. «Несмотря на молодость, он был уже сложившимся музыкантом и заметно оживил музыкальную жизнь Алма-Аты. Слушатели его концертных выступлений отмечали виртуозный размах, сильный темперамент, превосходный вкус, великолепный красивый звук, неограниченные виртуозные возможности» [3, с. 50]. На протяжении 25 лет он интенсивно гастролировал, являясь артистом «Союзконцерта», выступая в престижных концертных залах Москвы, Киева, Праги, Вильнюса, Риги, Ленинграда, Минска и др. В 1969 году В.И.Тебенихин стал лауреатом межзонального конкурса, а как педагог подготовил ряд пианистов и органистов, работая в консерватории, специальных музыкальных школах им. К.Байсеитовой и А.Жубанова. Говоря о преемственности исполнительских традиций в истории казахстанского органного исполнительского искусства, нужно отметить ученицу В.И.Тебенихина, первую казахстанскую женщину-органистку Алию Карасаеву (1952-2002). Она обучалась в Алма-Атинской консерватории по классам фортепиано у профессора А.П.Исаковой и органа в классе В.И.Тебенихина, ставшего впоследствии ее супругом. Окончив ассистентуру-стажировку в Московской консерватории у Л.И.Ройзмана, А.Ж.Карасаева активно включилась в концертную жизнь Алма-Аты. «Однако, приоритетным направлением деятельности она избрала преподавательскую работу, где сумела проявить себя творчески мыслящим наставником» [2, с.60].

Свои эстетические и педагогические принципы В.И.Тебенихин и А.Ж.Карасаева отразили в своем совместном труде «Методические заметки об органном творчестве И.С. Баха (вопросы интерпретации)» [4]. Педагогический опыт В.И.Тебенихина обогащался и расширялся благодаря процессам экстраполяции фортепианных исполнительских принципов в область органного искусства. Обучение органному исполнительству для него выходит за рамки собственно владения органом и предполагает обширные знания в области музыкального искусства. Тебенихин часто ссылался на мнение выдающегося исследователя творчества И.С.Баха, А. Швейцера, опирался в своем творчестве на опыт лучших современных исполнителей, главным образом представителей немецкой органной школы, а также советских интерпретаторов И.С. Баха старшего поколения – И. Браудо, А. Гедике, Х. Лепнурма, А. Котляревского и других. Фортепианное образование В.И.Тебенихина влияло на выбор методов обучения органистов, одновременно изучавших фортепианное исполнительство. В интерпретации старинной музыки В.И.Тебенихин был сторонником единых профессиональных требований, касающихся игры на клавире: «Только далекие от музыкальной практики люди, но считающие себя музыкантами, уверяют нас, что играть на органе – это одно дело, а на фортепиано – совсем другое. Ясная и естественная игра – основная заповедь современного клавириста!» [4, с. 21]. Перед студентами-органистами он ставил такие практические задачи, как: техническое совершенство исполняемого произведения, художественно и стилистически оправданная регистровка, безупречно отчетливая артикуляция, устойчивый темп и организованный ритм. В течение первого года обучения органистов план работы был направлен на то, чтобы студента ознакомить с устройством органа, связями национальных школ с органостроением, стилями и различными направлениями в органной музыке, эволюцией музыкальных форм и направлений в органной музыке, исполнительскими принципами игры на органе.

В.И.Тебенихин и А.Ж.Карасаева рано ушли из жизни, но оставили после себя значительный вклад в казахстанское органное исполнительское искусство, воспитали несколько поколений органистов. Среди них — Е.Перебеев, А.и Б.Серкебаевы, Е.И.Ванглер (руководивший органным классом Алма-Атинской консерватории в середине 1970-х годов), М.Жунусова, Б.Турдалиева. В настоящее время большинство из них работает за пределами Казахстана.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Джумакова У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. – Астана:Фолиант, 2003.-232 с
  2. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы.-Алматы: Asu anima, 2004.-304 с.

  3. Мухитова А.К. Фортепианное исполнительство в Казахстане (вторая половина ХХ века)//Музыка Казахстана: произведение и исполнитель: Сб. научн. ст. под общ. ред. Д. Жумабековой, Г. Бегалиновой. –Алматы: КазНИИКИ. – 195 с (46-55).
  4. Тебенихин В.И., Карасаева А.Ж. Методические заметки об органном творчестве И.С. Баха (вопросы интерпретации)//Проблемы методики преподавания и исполнительства. Сб. трудов. Вып 1. – Алма-Ата, 1989. – с 103 (3-45)

 

www.principal.su

 

Comments are closed.