С 9 по 14 сентября в стенах Московской консерватории состоялся Третий международный конкурс органистов им. А.Ф. Гедике. В этом году состязание впервые прошло при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Идея проведения органного конкурса на базе консерватории возникла давно, однако осуществить ее удалось только в 2008 году при поддержке профессора Тиграна Алиханова, который в то время занимал пост ректора. Особенностью этого музыкального соревнования является присутствие в обязательной программе сочинений отечественных авторов. На первом конкурсе такими произведениями стали прелюдия и фуга А. Глазунова, на втором – две прелюдии и фуги А. Гедике, на третьем участники должны были представить свою трактовку прелюдии и фуги Г. Катуара в первом туре и исполнить концерт Гедике для струнного оркестра и органа в финале. Кроме того, особенную интригу конкурсу придает включение в программу третьего тура сочинения российского автора, написанного по заказу или просто не исполнявшегося ранее, ноты которого предоставляются участникам только за две недели до начала конкурсных прослушиваний. Таким образом, это масштабное музыкальное событие не только поддерживает молодых органистов и способствует популяризации органного исполнительства в России, но и возрождает интерес к славному наследию отечественной композиторской школы и пропагандирует современную отечественной органную музыку.

Просветительский акцент конкурса не случаен – он восходит к традиции легендарных вечеров органной музыки в Большом зале консерватории, заложенной самим Гедике. Именно благодаря ему существенно расширился концертный репертуар органистов, а лучшие образцы органной литературы, как, например, музыка И.С. Баха, приобрели настоящую популярность среди нескольких поколений московской публики. Сохранились воспоминании Александра Федоровича, записанные незадолго до смерти: »Советские слушатели давно порвали с тем старым и ложным взглядом, что музыка Баха якобы написана для узкого круга специалистов и является музыкой “сухой” и “ученой”. Его наследие живет полной жизнью и завоевывает с каждым днем все больший круг людей«.

»Имя Гедике стоит в ряду великих музыкантов-современников, таких как Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, М. Вайнберг… Он нес славу Московской консерватории как композитор, органист и пианист, был основателем органного класса консерватории, родоначальником и создателем московской органной школы. Вся его творческая жизнь была связана с органом Большого зала консерватории, реставрацию которого мы все с таким нетерпением ждем«, – поделилась на пресс-конференции председатель жюри и основатель конкурса, профессор Н.Н. Гуреева-Ведерникова.

Сложная и насыщенная программа конкурса предполагает высокий профессиональный уровень участников. В этом году было подано всего десять заявок – по ряду обстоятельств программа была объявлена достаточно поздно, и, видимо, краткие сроки подготовки отпугнули потенциальных соперников. Однако на самом конкурсе эта ситуация отразилась благотворно – уровень органистов оказался выше, чем в предыдущие разы.

Финал оказался по-настоящему захватывающим. За призовые места боролись четверо музыкантов. Россию представили студентки Московской консерватории Мария Черепанова и Анна Орлова (обе учатся в классе Н.Н. Гуреевой). Несмотря на юный возраст, они уже могут похвастаться солидными успехами в органном исполнительстве и победами международных и всероссийских конкурсах. Представительница Японии Риоко Мори – профессиональная органистка и регулярно выступает на престижных концертных площадках своей страны. За плечами участника из Польши Томаша Сочека, недавно окончившего Музыкальную академию им. К. Шимановского, – первая премия межвузовского конкурса органистов северо-немецкого и французского барокко в Польше.

Особенно интересно было сравнить различные интерпретации обязательной пьесы, в роли которой в этом году оказалась »Хоральная фантазия в старинном духе« А. Лебедева. Появление этого сочинения в конкурсной программе стало неожиданностью даже для некоторых членов жюри – изначально произведение было заказано другому композитору, но автор не успел уложиться в срок. Ноты »Хоральной фантазии« были подарены Наталье Гуреевой и никогда ранее не исполнялись, ожидая своего часа. Александр Лебедев окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Тихона Хренникова и является композитором-универсалом. Среди его произведений – симфонические, фортепианные, вокальные опусы, музыка к кинофильмам (»Когда улетают аисты«, »Все для вас«, »Отряд особого назначения« и другим) и джазовые композиции, некоторые из которых исполнял оркестр О. Лундстрема. Глубокий отпечаток на творчество А. Лебедева оказал А. Караманов, с которым они познакомились в Московской консерватории в 1957 году и дружили до самой смерти Алемдара Сабитовича. »Сейчас это имя малоизвестно, но в советское время его музыка была востребована, – рассказал член жюри конкурса, доцент Московской консерватории, композитор Д. Дианов. – Лебедев – столь же высокопрофессиональный автор, как и все композиторы, воспитанные в ту эпоху. Приятно, что мы сейчас его вспомнили, но, скорее всего, сам он об этом не знает, так как живет в Симферополе и никаких контактов у нас с ним нет. В этой замечательной пьесе органично соединились две стилистики – необарокко и романтическая русская линия, идущая от Рахманинова. Очень современный гармонический язык! И какие разные интерпретации показали участники! Японская органистка сумела ярко и компактно ее собрать, а органист из Польши представил совершенно неожиданную регистровку«.

Неудивительно, что именно Томаш Сочек завоевал специальный приз »За лучшее исполнение обязательного сочинения«. Победительницей стала Мария Черепанова, вторую премию поделили Анна Орлова и Томаш Сочек, третья досталась Риоко Мори. Специальный приз »За лучшее исполнение произведения российского автора« был присужден россиянке Кристине Спекторовой. Решения жюри представляются безупречно объективными и не вызывают никаких вопросов – даже несмотря на то, что два высших призовых места заняли ученицы председателя жюри. Благородство исполнительской манеры и самообладание Марии не оставили шансов на победу другим участникам. Запомнилось и умение держать линию, и чуткое проживание интонационной логики в игре Анны Орловой. »В первую очередь мы оценивали художественную ценность исполнения, образное мышление, ну и, конечно, отточенное мастерство, выразительность. Больших проблем с определением победителя не было – мы ставили баллы, потом они суммировались, и первая премия почти на два балла все время была впереди. Мария – самая юная участница конкурса, ей только исполнилось 19 лет. Она прекрасно оснащена технически, очень музыкальна и артистична. Она только в начале пути и я думаю, у нее большое будущее«, – прокомментировала итоги конкурса Н.Н. Гуреева.

Отрадно, что конкурс вызывал большой интерес меломанов – на третьем туре и, особенно, на заключительном концерте лауреатов в Малом зале Московской консерватории желающих приобщиться к органному искусству оказалось так много, что некоторым слушателям пришлось приветствовать лауреатов стоя. Остается только пожелать всем участникам, чтобы их последующая концертная деятельность вызывала не меньший ажиотаж у публики.

Мусаелян Е.

http://gazetaigraem.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.