Профессора знаменитого вуза надеются освоиться в новом здании, но не хотят потерять старое

Петербургская консерватория боится переезжать

Фото: eduscan.net

Здание Санкт-Петербургской консерватории на Театральной площади закрывается на реконструкцию. Трехтысячный коллектив переселяют в дом № 2 по улице Глинки, где раньше находился Военно-транспортный университет, а оперный театр консерватории — в ДК имени Горького.

По традиции переезд проходит медленно и тяжело, но в случае консерватории ситуация осложняется еще и массой специфических проблем — например, необходимостью транспортировать десятки концертных роялей, в том числе старинных. Профессора вуза бьют тревогу и считают, что реконструкция зданию вовсе не необходима.

— Я преподаю здесь 55 лет и могу сказать, что состояние классов сейчас не хуже, чем полвека назад, — заявил «Известиям» народный артист СССР, композитор Сергей Слонимский. — Все мы знаем, что порой выдаются фиктивные свидетельства об аварийности. Аварийность здания консерватории, о которой говорят строители, ни в чем не проявляется: никаких трещин и пробоин нет. А второй этаж вообще совершенно новый, его отремонтировали совсем недавно и без выселения коллектива. Очевидно, можно сделать так и на других этажах.

Сейчас так проводится реконструкция Московской консерватории: на ремонт по очереди закрываются отдельные части здания.

Лидия Волчек, заведующая Концертным залом имени Глазунова, который находится в стенах петербургского вуза, тоже уверена, что капитальный ремонт залу не нужен.

— В 2000 году здесь была проведена реставрация, которую финансировали Всемирный банк и Министерство культуры. Были заменены системы отопления, электрооборудования и паркетные полы, реконструированы несущие опоры балкона, отреставрированы живопись и лепной декор, окна, двери, люстры, бра и торшеры. При этом удалось сохранить уникальную акустику зала. В 2009 году Минкультуры выделило деньги на новый орган, и сейчас у нас лучший акустический новый орган не только в Петербурге, но и на всем Северо-Западе России.

По словам Лидии Волчек, зал сейчас находится в прекрасном состоянии. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, которой поручено восстановление консерватории, объясняет, что ремонт необходим из-за проблем в фундаменте здания.

— Но для укрепления фундамента совершенно необязательно делать капитальный ремонт всего консерваторского дома, поскольку известны современные методики, решающие подобные проблемы локально, — парирует Волчек.

Особенно волнует ее судьба органа.

— Транспортировка этого инструмента означала бы его безвозвратную потерю, поэтому консерватория согласовала с Северо-Западной дирекцией другое решение: орган останется в зале и будет накрыт специальным саркофагом, — заверила Лидия Волчек.

Глава Северо-Западной дирекции Александр Шабасов привел «Известиям» 20 причин, по которым реконструкция здания без выселения коллектива невозможна. Среди них — замена междуэтажных перекрытий и установка 17 лифтов, устройство новых лестниц и полная замена всех инженерных сетей, а также несовместимый с музыкальными занятиями уровень шума. По его словам, продолжение учебы в здании было бы серьезным нарушением законодательства в сфере безопасности.

Хотя проект реконструкции уже детально проработан, дата «великого переселения» до сих пор под вопросом. По плану, новый учебный год музыканты должны начать на улице Глинки, 2. Но денег на переезд до сих пор нет.

— Это очень дорогостоящее и энергоемкое мероприятие, — сказал «Известиям» ректор консерватории, народный артист России Михаил Гантварг. — Посчитайте, сколько роялей надо перевезти! У нас уникальная библиотека, которая полностью в новом здании разместиться не сможет. Значит, какая-то ее часть пойдет в хранилища, а их надо брать в аренду. Сегодня реальная цена переезда составляет 85 млн рублей. Эта достаточно серьезная сумма не была запланирована, и сейчас Министерство культуры ищет деньги. Найдет — будем переезжать, не найдет — наверное, всё перенесется на более поздний срок.

— Ректор, которого я полностью поддерживаю, докладывает нам обо всем в реалистической форме, — говорит Слонимский. — На мой вопрос, готово ли помещение, в котором мы сможем провести следующего заседание ученого совета, он ответил: не готово. И через месяц не будет готово. И даже осмотреть там ничего нельзя будет. Ректору много раз угрожали увольнением, если он не освободит здание. На что он отвечал, что мы не можем работать в хлеву.

Сам Михаил Гантварг факты угроз не подтвердил: по его словам, принуждать ректора попросту незачем, поскольку «учредитель сейчас имеет право уволить его без всяких предупреждений». Но с тем, что переезжать консерватории сегодня некуда, согласился.

— Мы не находимся в обстановке, когда враг у ворот и надо быстро уезжать. Нет никаких врагов. Для меня самое важное — не нарушить учебный процесс. Нынешний спокойный режим я должен сохранить в дальнейшем, — заявил Гантварг.

По его словам, идея перебраться в здание, где раньше находился Военно-транспортный университет, принадлежит ему.

— Я узнал, что здание пустует. Написал тогдашнему министру обороны Анатолию Сердюкову письмо — и получил отказ. А потом, когда министр сменился, написал еще раз. Пришел ответ от Сергея Шойгу: «Конечно, мы готовы передать свободные помещения в пользу консерватории». Площадь здания — 40 тыс. кв. м, а свободная площадь — 8 тыс. кв. м. По поводу остальных помещений идут суды между Минобороны и другими собственниками. В дальнейшем, когда они разберутся с судами, министр готов отдать консерватории всё здание.

Михаил Гантварг мечтает о том, чтобы «второй корпус» консерватории остался за нею и после ремонта.

— 151 год назад, когда был основан наш вуз, здесь училось примерно 200 человек, а сейчас — 1,5 тыс. Нам страшно не хватает аудиторий. Консерватория работает почти что в три смены, — сетует ректор.

Между тем, обретя новое здание, консерватория опасается потерять старое.

— Для всех нас выход из этого дома — некомфортная ситуация. У всех есть подспудное волнение: не дай Бог, потом мы уже не вернемся обратно. Но я надеюсь, что на первую русскую консерваторию никто не посягнет, — говорит Гантварг.

— Нет гарантий, что консерватория не будет фактически уничтожена, — более смело высказывает свои опасения Слонимский. — Нас сейчас насильственно выселят, а потом какой-нибудь важный дядя захочет забрать наши помещения себе. Насколько мне известно, в здании Мариинского театра проблем не меньше, чем у нас. Я не хотел бы, чтобы театр переехал в консерваторию и занял ее помещения.

Профессор Слонимский намекает на известное обращение худрука Мариинского театра Валерия Гергиева к президенту, которое широко обсуждалось в 2013 году. Согласно документу, опубликованному в СМИ, Гергиев предложил объединить театр, консерваторию и еще несколько учреждений в «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации». Однако Гантварг уверен, что знаменитого дирижера консерватории опасаться не стоит.

— Идея, может быть, была озвучена Валерием Гергиевым, но за ней стояли совершенно другие люди. И тогда он говорил мне в частной беседе: «Я же не сумасшедший, чтобы посягать на консерваторию, которая меня вырастила». Вообще опасения потерять здание — это наши внутренние страхи, которые, надеемся, никогда реальностью не станут, — заключил Михаил Гантварг.

Здание консерватории построено в 1891–1896 годах по проекту Владимира Николя. Площадь сооружения составляет 21 тыс. кв. м. С 1912 по 1965 год здание пережило несколько частичных перестроек, в частности, в 1930-е годы домовая церковь была частично приспособлена под учебные классы.

Согласно проекту реконструкции, разработанному за 390 млн рублей, фасадам консерватории вернут первоначальный облик, фундамент ее укрепят, а внутренний двор превратят в атриум. Будут созданы два библиотечных комплекса и единая зона общественного питания. Площадь здания будет увеличена до 31 тыс. кв. м. Домовую церковь восстановят, а вот исторические учебные аудитории будут утрачены из-за перепланировки. В настоящее время ректор Михаил Гантварг, по его словам, уговаривает Северо-Западную дирекцию сохранить расположение тех классов, в которых работали Прокофьев, Шостакович и другие великие музыканты.

Общая стоимость работ превышает 2 млрд рублей. Северо-Западная дирекция планирует завершить реконструкцию в течение 28 месяцев, однако, как сообщил «Известиям» глава дирекции Александр Шабасов, «гарантии завершения работ в этот срок не дает».

Во время реконструкции коллектив будет продолжать работу на улице Глинки, 2. Перед заездом профессоров и студентов здание должны отремонтировать. Согласно госконтракту, ремонт на сумму 440 млн рублей должен завершиться к 15 июля 2014 года.


http://izvestia.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.