- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Константин Волостнов: орган — это моя жизнь
19 августа в Областной филармонии выступил известный органист Константин Волостнов. В преддверии концерта он ответил на несколько вопросов.
— Константин, насколько орган и органная музыка современны сегодня?
— Это вопрос для диссертационного исследования. Но если ёмко (и в применении к России), то в культурном пространстве орган, безусловно, современен. Посетите любой концерт органной музыки, посмотрите, сколько людей приходит, и вы убедитесь в её актуальности. Более того, такого активного интереса к органу, как у нас, я не видел, например, ни в Англии, ни в Америке. Вместе с тем, академическое искусство сегодня переживает кризис. Оно находится в большой опасности упрощения и низведения до поп-формата. Просветительская функция классической музыки, функция эталона, эстетического камертона в последние десятилетия уходит на второй план, уступая место развлекательной. И это огромная проблема. Ведь если человеку не с чем сверять внутреннее состояние, если постоянство его нравственной константы, поверяемое эталоном прекрасного, нарушается – пиши пропало.
— Много ли музыкальных произведений для исполнения на органе создано в XXI веке?
— Парадоксально, но, несмотря на упомянутые мной печальные тенденции, в области композиции для органа можно обнаружить даже некий расцвет. Как при какой-то опасности любое живое существо начинает мобилизоваться, так и здесь преданные, посвятившие жизнь подлинной музыке композиторы, начинают сопротивляться всеобщему «попсовому» тренду с утроенной силой. Поэтому пополнение, в частности, органного репертуара сегодня осуществляется необычайно активно. В том числе и в России. В качестве примеров можно назвать и творчество Ирины Дубковой, и замечательных композиторов Армана Гущяна, Дмитрия Дианова, у которого масса органной музыки. Нельзя не назвать представителей старшего поколения, создающих свои сочинения и сегодня – это Роман Леденёв, Валерий Кикта.
— Можно ли на органе исполнять опереточные темы или он исключительно серьёзный инструмент?
— Оперетта, в общем, не относится к жанру несерьёзному. Просто она, как правило, содержит довольно лёгкий сюжет. При этом сложность композиторской техники, применяемой в оперетте, например, Штраусом, поражает – только представьте, пятиголосный канон… Это же Бах! Также всегда стоит обращать внимание на качество музыки. Оперетты Штрауса – гениальны. Хотя по большому счёту орган – вселенная торжественного, вдумчивого, глубокомысленного, он больше обращён в сторону духовных, космических процессов и канкан для него нетипичен.
— Кто из композиторов всех времён считается самым идеальным для органа?
— Разумеется, Бах. Тут, наверное, со мной согласится подавляющее число и профессионалов, и почитателей органного искусства.
— В какой стране сейчас больше всего признанных органистов?
— Знаете, процесс признания или непризнания в органно-исполнительской сфере лежит несколько в иной плоскости. Нередко признание имеет локальный характер, оно может быть обусловлено вкусами и притязаниями публики. И то, что допустим, признано в Германии, не будет так популярно в США. Вот если говорить о школе, о том, где она более фундаментальна…
— Где же?
— В Германии, а конкретнее, в Штутгарте.
— Скажите, Вы из музыкальной семьи?
— Нет. Я из семьи советских экономистов. — А почему орган? — Я им увлёкся ещё в детстве. Впервые услышал его по телевизору, когда мама обратила моё внимание на красивую «стену» за спиной у оркестра. Довольно скоро этот инструмент захватил меня полностью. Мне было интересно всё – от технического устройства до широчайшего спектра издаваемых звуков и их воздействия на человека.
— Где учились мастерству?
— Вначале музыкальная школа, далее училище при Московской консерватории. Потом пять лет в консерватории, аспирантура. Затем высшая школа в Штутгарте, «солистен-класс».
— Вы собираетесь выступить в Калининграде – городе, в культурную канву которого органная музыка, извините за каламбур, вплетена органически. Чем собираетесь порадовать местную публику, удивить?
— В свете того, чем я поделился в самом начале, сегодня считаю своим долгом обращать внимание аудитории на то подлинное, глубокое, фундаментальное, что несут в себе органная музыка и классическая музыка вообще. Искусство не должно беспрерывно забавлять, прежде всего оно обязано возвышать и очищать. У концертов академической музыки всегда есть и просветительская задача. Я буду играть Баха, а также довольно редко исполняемую русскую органную музыку. Прозвучат полифонические циклы великого немецкого композитора и как ответ его первых отечественных почитателей — сочинения в таком же духе Глазунова, Гедике и Катуара.
— Самая понимающая, самая благодарная публика…
— По поводу отдельных стран сказать сложно. Везде своя специфика восприятия и реакции. Но я считаю, что посещение концерта — это уже своего рода благодарность и проявление понимания органной музыки.
— Есть у Вас особенно дорогие и любимые произведения?
— То, что играю в настоящий момент.
— Традиционный вопрос. Что в ближайших концертных планах?
— Дел впереди – масса. Во-первых, так уж получилось, что и на меня легла работа по проведению в Московской консерватории уже Третьего Международного конкурса органистов имени нашего классика, замечательного композитора Александра Фёдоровича Гедике. Во-вторых, запись диска в Рижском Домском соборе. Далее – мои традиционные циклы в Государственном Музее музыкальной культуры – пять концертов Баховской музыки. Дом музыки – запланировано два концерта. В январе состоится традиционный Международный фестиваль «Орган плюс в Царицино», на этот раз посвящённый Франции. Конечно же, продолжатся и гастроли по России, которые мне всегда очень дороги, так как кроме языка музыки нас объединяет язык родины. С годами замечаю, что это для меня достаточно важно.
— И последнее. Орган для Вас…
— Это моя жизнь.
Материал подготовил Александр Клименок
http://freekaliningrad.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Константин Волостнов: «Первый диск я записал на кировском органе» Его называют если не лучшим, то одним из лучших российских...
- Константин Волостнов покажет зрителю «Органное королевство» 10 февраля 2013 года, в 13.00 в Светлановском зале Московского...
- «Константин Волостнов — посол Его Величества» 19 августа в филармонии один из самых ярких представителей нового...
- Константина Волостнов: «У органа больше преимуществ перед камерной или фортепианной музыкой» «Шедевры и раритеты органной музыки» собирают аншлаги. Для Константина Волостнова,...
- Всё про органную жизнь Куда сходить на органный концерт, на марках и монетах...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012