- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Гюнтер Рост: «Искусство органной игры — чувствовать, а не повторять»

© Кирилл Канин. Гюнтер Рост
Знаменитый органист из Австрии, профессор Гюнтер Рост со своими сибирскими коллегами 14 января представит слушателям «Мессию» Генделя в католическом Кафедральном соборе Преображения Господня. Маэстро уже дал концерт в Большом зале консерватории им. Глинки, провел день в индивидуальных занятиях с местными органистами и ответил на вопросы Тайги.инфо.
Тайга.инфо: Вы сыграли концерт, затем провели мастер-классы. Как бы вы оценили состояние органа в консерватории? Настройщика вызывать не пора?
— Это сложный вопрос. Не потому, что на него сложно ответить, просто мне как гостю сложновато. Насколько я понимаю, скоро у вашего инструмента пятидесятилетний юбилей, и было бы очень хорошо, если бы откуда-нибудь взялись средства, чтобы органом заняться. Его надо бы освежить, потому что здесь климат, мне кажется, континентальный. Это очень неблагоприятно для органа: летом ему жарко, а зимой — холодно. И уже чудо, что он вообще это выдерживает. Но во время репетиции заметно, что если включать кондиционер, то он сразу расстраивается. Он недостаточно чистый, в сравнении с оркестром он звучит интонационно не чисто. Это именно из-за температурных колебаний. Не потому, что его надо настраивать, а потому что дерево двигается. Нужно поработать над этим, я бы этого вам пожелал. Но сам по себе орган очень хороший: очень четкий по ритму, и можно достичь очень хорошего эффекта. Проемы, где расположены трубы, канализируют звук направо и налево, создают стереоэффекты, у вашего органа они замечательные.
Тайга.инфо: С какими еще органами в России вы работали?
— Я часто бываю в Москве и Петербурге, в Сибири я четвертый раз, в Новосибирске — второй. Бывал в Екатеринбурге, Томске, Омске, Кемерово, Красноярске, Иркутске.
Тайга.инфо: Можно ли говорить о существовании сибирской или хотя бы российской органной школы?
— Если в том смысле, что существует хорошая культура исполнительства с точки зрения подготовки детей, студентов, то да. Но если школа в смысле «школа», я был бы осторожен. Понятно, что есть российская фортепианная школа, но вряд ли можно то же сказать, послушав органную музыку: «О, да, вот это русская школа!» И вообще, в органной музыке постепенно все становится интернациональным, но образование здесь очень хорошее.
Тайга.инфо: Утром на мастер-классе вы назвали орган «древним синтезатором». В наш век мобильных людей и мобильных вещей нужен ли такой громоздкий инструмент, если звуки, которые он издает, можно извлечь из коробочки размером с ладошку?
— Любая классическая музыка воплощается прежде всего через исторические инструменты. Что современно в идее органа? Когда-то возникла идея — осознанная или нет — звучание времени упаковать в один инструмент. Возможно, наивная мысль, но если мы посмотрим все регистры, все названия: скрипки, флейты, тромбоны, трубы — это набор достигается технологическими средствами времени. А сегодняшний орган — это синтезатор. Было бы хорошо старинные традиции и современные инструменты не расчленять, а соединить, чтобы они работали друг на друга. Но это очень серьезный вопрос, потому что вся классическая музыка осуществляется на старых инструментах. И все они вообще соответствуют ли нашему времени? Продолжают ли оставаться актуальными?
Тайга.инфо: Но в обозримом будущем синтезатор не заменит орган?
— Не думаю, что заменит, скорее добавится. Нам всегда немного чуждо, когда в классическую музыку вторгаются электронные инструменты. Но звучание многих электронных инструментов, я ими тоже занимаюсь, очень хорошее.
Тайга.инфо: Орган очень связан с церковью — католической, протестантской. Органная музыка в наши дни остается в основном духовной? Или это уже что-то другое — музыка для техники игры, забава для эстетов?
— Протестантская музыка определила в общем-то барокко. Потребовалось очень много времени, чтобы высокая классическая музыка отделилась от религии. И в этом процессе отделения от религии находится сейчас орган. Он исторически сильно отстает, но не только потому, что это просто религиозный инструмент. А еще и потому, что это инструмент, требующий много теории, много научных знаний, технических понятий, чтобы в конце концов возникло что-то живое.
Это похоже на разницу в рисовании кистью и рисовании на компьютере. С органом так же, он немного теоретический такой. Это значит, вещи должны возникнуть сначала в природе, прежде, чем они синтетически возникнут на органе. Это своего рода синтетическое отражение реальности. Поэтому на органе до сих пор с удовольствием играют классическую музыку, симфонии Моцарта, Бетховена, Гайдна, Мендельсона, Чайковского. Когда-то в конце XIX века эта традиция имитировалась органом, форма симфонии была перенесена в орган, но очень много времени потребовалось на это. Орган всегда немножко запаздывает. Например, сначала появились «24 прелюдии» Шопена, а спустя 80–90 лет эта идея реализовалась для органа во Франции. Орган отделяется от религии, но этот процесс происходит позже, чем у других инструментов.
Тайга.инфо: У нас говорят, что повторение — это «мать учения». Какие вещи как профессор вы чаще всего повторяете своим студентам?
— Чего я надеюсь достичь — это творческой самостоятельности. Не вырастить дрессированных зверюшек. Это очень трудно: мы всегда склонны предлагать ученикам собственные решения. Это всегда опасно. Я пытаюсь избегать этой опасности, открывая им разные параметры исполнения: говорю, что мы можем сделать с темпом, с артикуляцией, что можно сделать, сдвигая темп голосов друг от друга, с пространственными эффектами. Я несколько скептично отношусь к изготовлению исторически верных интерпретаций, очень часто можно с ними скатиться в неосмысленные повторения.
Вот мы что-то узнаем в этой жизни, что-то видим и понимаем. Вот мужчина, вот женщина — я кладу это в коробочку и наклеиваю этикетку, и если у меня уже есть эта этикетка, то больше я об этом уже не думаю, не размышляю, дальше для меня все идет само по себе. А искусство музыки, органной игры — оставаться максимально эмоционально активным, оставаться живым и чувствовать, а не повторять.
Текст и фото Кирилла Канина
http://tayga.info
www.principal.su
Связанные посты:
- Международный фестиваль органной музыки в Израиле 2013-2014 — Гюнтер и Хайдрун Гётше ГОРОД ДАТА МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Иерусалим 26 апреля, СБ 12:00 Церковь...
- ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ: ИСКУССТВО ДОБРА Вадим Квачев На Малой Грузинской, в пятнадцати минутах ходьбы...
- Органист Константин Волостнов: «Академическое искусство это абсолют» Имя его известно как в зарубежных столицах, так и...
- В Новоуральске в детской школе искусство появился современный цифровой орган Деньги собирали всем миром. Жители Новоуральска помогли детской школе искусств...
- Органу не до игры Органист в декрете… В начале 2011 года Орский колледж...
Календарь публикаций
Июнь 2023 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Окт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
- В Калининграде открылись органные ассамблеи с участием музыкантов из Франции и России 10.07.2021
Архивы
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012