- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органист Константин Волостнов: «Академическое искусство это абсолют»
Имя его известно как в зарубежных столицах, так и в самых отдаленных уголках России – везде, где слушают и любят органную музыку. Причем, рассуждая о творчестве Константина Волостнова, кто-то отметит прежде всего его триумфальные конкурсные достижения (а он победитель конкурса имени Гедике, международных конкурсов в Шрамберге и Сент-Олбансе), кто-то скажет о его блестящей школе и собственной преподавательской деятельности, а может, вспомнит о виртуозности и выдающихся интерпретациях Баха. Но всё же безусловно одно – это его бесконечная любовь и преданность Музыке.
Первого ноября в московском Петровском Путевом дворце состоялся концерт Константина Волостнова, посвященный настоящим шедеврам органной музыки разных эпох и композиторов от Баха и Пёрселла до Франка и Видора. Перед началом выступления Константин любезно согласился ответить на несколько вопросов.
— Прежде всего я хотела бы поблагодарить Вас за готовность побеседовать, и тем более непосредственно перед концертом, потому что не каждый музыкант соглашается на это по причине нервного напряжение из-за предстоящего выступления… А как лично Вы справляетесь с предконцертным волнением, или это уже пройденный этап?
— Нет, конечно, — волнение есть всегда, просто имеет разный характер. Когда ты студент или школьник – это одно, а когда концертирующий музыкант – это все-таки другое. Например, волнение присутствует, когда люди идут на свидание, также и здесь – какое-то воодушевление, трепет перед встречей с гостями концерта, что, в общем-то, очень созидательно.
— География Ваших выступлений невероятно широка, и насколько я знаю, за один лишь прошедший сезон Вы дали более сорока концертов в России и за рубежом. Есть ли разница в восприятии органной музыки в разных странах?
— В России, конечно, есть очень серьезное отличие по сравнению с европейскими странами, например, с Германией, Францией, Италией… Ведь у нас орган не является частью церковной службы – он отсутствует в обиходе православной церкви. Поэтому для широкой аудитории это не такой привычный инструмент, но с другой стороны, он и не воспринимается как нечто сопровождающее и обыденное, для нас орган первую очередь является концертным инструментом.
— При составлении программ Вы учитываете эти особенности публики в отдельных странах, городах или даже конкретных залах? И в принципе готовится ли множество совершенно разных, неповторяющихся программ или для всех них характерно нечто общее?
— Вы знаете, каждый концерт – это отдельная программа, каждый готовится из расчета акустических возможностей помещения (что для органа особенно важно!) С другой стороны, на подготовку программы влияет само место: одно дело филармонические концерты или консерваторские, другое – концерты в тех местах, где это, так скажем, не является профильной деятельностью, куда может прийти публика, решившая вообще впервые посетить концерт органной или в принципе классической музыки.
— То есть в России формируется культура прослушивания органной музыки?
— Не только органной, да и в целом академической. У нас эта культура не то чтобы формируется – она у нас всегда была, просто в тот или иной момент складывались разные обстоятельства, помогающие либо мешающие процессу развития и распространения академического музыкального искусства. Допустим, на стыке времен, когда перестал существовать Советский Союз и пришли новые ориентиры для страны и для людей, – это сказывалось на развитии культуры и интереса к ней. Удивительно еще то, что в тот момент, когда общие условия, казалось бы, должны были мешать, – наоборот появлялась какая-то непосредственность, свежесть восприятия и естественность культурного процесса. А сегодня поддержка культурным проектам гораздо больше, но нельзя сказать, что у людей есть стремление не просто получать удовольствие, приходя куда-то вечером, а еще что-то выносить из этого, развивать и обогащать свой внутренний мир. Сегодня это почему-то менее распространено.
— Публика не всегда воспринимает прослушивание академической музыки еще и как некую «работу» – прежде всего духовную?
— Действительно, мы редко воспринимаем прослушивание музыки как работу, все-таки основная цель, конечно, это наслаждение прекрасным, которое заложено в искусстве. Но здесь важно еще говорить о том, как подается образ и мысль. Это могут быть примитивные формы и формулы, а могут быть весьма изощренные высокоинтеллектуальные конструкции, которые доступны не всем. Хотя по сути, непреходящая ценность академического искусства именно в том, что это абсолют, который так или иначе станет доступным, – нужно просто повернуться к нему, открыть уши и сердце, ведь человек по природе интуитивно тянется к прекрасному и истинному.
— А что прозвучит в сегодняшнем концерте?
— Когда мы делали этот цикл и продумывали программный план, то ставили задачи познакомить публику с абсолютно разными направлениями в органной музыке. В основном это орган в ансамбле – с хором или каким-то из инструментов. Например, 3-го декабря будет замечательный концерт с аккордеоном, а это очень редкое сочетание. Так что программы во многом учитывают ансамблевость, при этом мы также стараемся, чтобы они были интересны как широкой публике, так и людям, которые может быть искушены совсем немного. Поэтому в концертах фигурируют разные сочинения, разные имена, очень часто или наоборот редко звучащие. Но сегодня будет программа, практически полностью построенная из так называемых органных бисов, – самые известные, можно сказать хрестоматийные пьесы.
— Вы включаете в репертуар сочинения современных композиторов, и какие в принципе тенденции характерны для современной органной музыки?
— Тенденции очень интересные и разновекторные от экспериментаторства и поиска до неоклассических. Вообще орган очень непростой инструмент для освоения композиторами. Хороший органист не всегда является хорошим композитором, поскольку оказывается под неким гнетом чисто органных формул, но с другой стороны, если композитор не знает, как функционирует инструмент, то он часто пытается его использовать не в органном духе, что приводит к неисполнимости сочинения. Но есть множество прекрасных авторов, работающих в разных направлениях. Среди российских композиторов я с удовольствием бы назвал такие имена, как Ирина Дубкова, Арман Гущян, Кузьма Бодров, Владимир Раннев…
— Орган во всех смыслах довольно сложный инструмент, в том числе в плане гастролирования. Если не ошибаюсь, залов с органов в России около пятидесяти… А какого качества инструменты? Можно ли их сравнивать с зарубежными, например, со знаменитыми немецкими?
— Сложно сказать, где лучше: в Германии, Англии или России. Зависит от конкретного места. Все-таки у нас за последнее время появилось довольно много новых хороших инструментов. Но в силу того, что орган не обиходный инструмент в нашей стране, не приходится говорить о повсеместности и большом выборе инструментов. При том, что сегодня около пятидесяти процентов инструментов – это органы, построенные в советское время с учетом требований и вкусов, которые тогда главенствовали в Европе, а это в первую очередь качество и эстетика звучания. Знаете, были определенные тенденции построения органов в барочном духе, и они отличались даже несколько агрессивным звучанием. Многие из подобного рода органов в Европе уже заменены. Сегодня, когда появилось гораздо больше материалов по органостроению эпохи барокко, когда мы поняли, что это было преувеличением и перегибом в 60-е строить те органы, но мы вот в России по сей день на них играем.
— Помимо исполнительства Вы также ведете активную преподавательскую и общественную деятельность – это и работа в Московской консерватории, и участие в работе различных конкурсов, в частности Первого Всероссийского конкурса органистов и старейшего органного конкурса в Сент-Олбанс. Какое же направление стало ближе, после того как Вы открыли для себя еще и эти сферы?
— Я, в общем-то, не сказал бы, что открывал эти сферы для себя. Будучи победителем некоторых конкурсов, я сейчас связан с ними в качестве представителя или организатора. Из Сент-Олбанс мне просто поступило предложение стать так называемым Послом этого конкурса в России. А если говорить о конкурсе Гедике, которым я занимаюсь, это конкурс, учрежденный Московской консерваторией, носит имя основоположника московской органной школы Александра Фёдоровича Гедике, и естественно, такое замечательное начинание должно развиваться, жить и процветать, поэтому я считаю, что это в каком-то смысле и мой долг.
— Но все-таки исполнительская деятельность на первом месте?
— Конечно.
— И возвращаясь к Сент-Олбанс, Вы же единственный российский исполнитель, одержавший там победу. Какие факторы оказались ключевыми, что позволило Вам достичь этого результата, может быть, Ваша школа?
— Да, я должен сказать, что мне повезло с моими учителями. Пожалуй, это и позволило победить. То, что Бог мне дал какие-то природные качества тоже должно было сыграть свою роль, но всё это было бы немыслимо без моих учителей. А это и Алексей Шмитов, и Мария Поташникова, у которой я начал заниматься на органе, и профессор Гуреева, и, конечно же, профессор Ломанн в Штутгарте, где я буквально недавно получил – первым среди органистов-аспирантов в истории этой школы! – диплом с отличием. Так что образование это самое главное, плюс некий концертный опыт. Какими бы ни были талант и природа, есть некоторые вещи, которые в 18 или даже в 25 лет недоступны, – это вопросы мировоззрения, философского глубокого миропознания, проделанной работы и какого-то жизненного опыта в целом. И когда ты играешь, допустим, сонату Брамса на рояле или крупные сочинения Листа на органе, большие прелюдии и фуги Баха, то есть такие особенности в интерпретации, такие приемы подачи этой музыки, которые приходят только с годами. Что делает полноценным вот это художественное произведение, когда образ завершен и наполнен.
— Какие у Вас планы на предстоящий сезон? Готовите что-то особенное для публики?
— О «новом» и «особенном» часто спрашивают, а в ответ хочется задать другой вопрос: а что особенного может быть в любви? Ее наличие само по себе исчерпывающе и уникально. Так и в музыке – когда в программе Бах, Франк или Мендельсон, то больше ничего не требуется. Только сыграть качественно эту музыку. Это любовь, это жизнь, образ мышления, стремления. Мы ведь не просто так становимся профессионалами – когда люди посвящают жизнь каким-то удивительным вещам, да ещё и требующим огромной отдачи… это неспроста. А если говорить о планах и проектах – здесь я очень рад, например, что 30 ноября в Музее Глинки откроется традиционный цикл «Бах. Органная музыка» – пять концертов только баховского творчества. Также будет продолжаться сезон в Петровском Путевом дворце, будет несколько концертов в Доме музыки, которые мы делали, больше ориентируясь на детскую аудиторию, но и взрослые очень любят туда ходить. В январе пройдёт уже третий международный фестиваль «Орган плюс в Царицыно» – это детище, которое я намерен продвигать и развивать. И везде будет звучать замечательная музыка.
http://www.snob.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Константин Волостнов: «Первый диск я записал на кировском органе» Его называют если не лучшим, то одним из лучших российских...
- Константин Волостнов: орган — это моя жизнь 19 августа в Областной филармонии выступил известный органист Константин...
- «Константин Волостнов — посол Его Величества» 19 августа в филармонии один из самых ярких представителей нового...
- Константин Волостнов покажет зрителю «Органное королевство» 10 февраля 2013 года, в 13.00 в Светлановском зале Московского...
- Константин Волостнов выступит в концерте абонемента «Не только Бах» 26 сентября 2013 года, в четверг в 19.00 в Малом...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012