- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Александр Князев: «Из каждого студента я хотел сделать Ростроповича»
Выдающийся музыкант Александр Князев стал одной из главных звезд продолжающегося в городах России IV Транссибирского арт-фестиваля, где выступил сразу в двух амплуа: как виолончелист и органист. С заслуженным артистом встретилась корреспондент «Известий».
— Два года назад вы уже участвовали в Транссибирском арт-фестивале. Что побудило вас вернуться?
— В первую очередь наша долгая дружба с Вадимом Репиным. В нынешнем году всё произошло неожиданно. Последний концерт моего органного абонемента в Новосибирске пришелся на конец марта. Узнав об этом, Вадим предложил включить вечер в свой фестиваль. Ведь орган на нем звучит достаточно редко. Также я несколько раз выступил как виолончелист.
— Вы упомянули, что органный концерт фестиваля — часть абонемента. Что его объединяет?
— Музыка Баха. Это мой любимый композитор. Его девять томов для органа можно учить всю жизнь, что я, собственно, и делаю. В абонемент «Иоганн Себастьян Бах и музыкальная Библия» вошли четыре элитарных сочинения: «Гольдберг-вариации» в транскрипции Жана Гийю — в России их пока исполняю только я, «Искусство фуги» в переложении Хельмута Вальхи, «Маленькая органная книжечка» и фрагменты Органной мессы. Моя мечта — сыграть всего Баха, возможно, даже сделать студийную запись его наследия. Три диска я уже выпустил.
— На концерте публику ожидал интеллектуальный сюрприз — актер Юлиан Макаров между фрагментами мессы читал фрагменты из трудов музыковеда Альберта Швейцера. Как родилась эта идея?
— Всё получилось спонтанно и красиво. Перед фестивалем я обыгрывал органную программу в Красноярске, на вечере ведущая читала цитаты Швейцера о Бахе. Я подумал: какие потрясающие тексты! Надо их использовать. И вдруг выяснилось, что мой друг Юлиан Макаров последний день находится в Новосибирске. Я убедил его сдать билет и продекламировать несколько цитат на моем концерте. Он счел их слишком профессиональными, но я убежден: зрителя нужно образовывать. К тому же Новосибирск — консерваторский город. В концертный зал приходит огромное количество музыкантов и любителей музыки. Тексты Швейцера они восприняли вполне адекватно.
— Все ваши виолончельные выступления на фестивале — ансамблевые. Партнеры — именитые артисты. Сложно сдержать амбиции солиста, объединившись в трио или квартет?
— Отнюдь. Мне посчастливилось выступить с крупными музыкантами — Вадимом Репиным, Николасом Ангеличем и другими замечательными артистами. Когда мы играем в ансамбле, никакого стремления к лидерству нет. Каждый думает об общей цели. Из-за сольных выступлений мы редко собираемся. Иногда приходится репетировать программу уже в день концерта. Но такие встречи — прекрасный шанс помузицировать.
Я вообще люблю играть камерную музыку. Представьте, какое счастье — выступать с Вадимом Репиным, Николаем Луганским, Борисом Березовским, Сергеем Крыловым…
— Исполненные сочинения не принадлежат к числу известных. Включив их в программу, вы хотели расширить свой репертуар или просветить публику?
— И то и другое. Просвещение публики — важная задача Транссибирского арт-фестиваля. А мне интересно осваивать новые произведения, если они высокохудожественны. Дивертисмент Моцарта Es-dur и струнные трио Шуберта играют реже. Однако в нашей программе есть и знаменитые опусы. Например, изумительный квинтет Брамса или фортепианный квартет Дворжака.
Органная месса в России звучит нечасто. Но за ее успех я был спокоен. Публика всегда хорошо воспринимает органного Баха. Концерты моего абонемента в Новосибирске прошли при заполненных залах.
— С недавнего времени вы выступаете и как пианист.
— Рояль — еще одна авантюра моей жизни. К ней меня подтолкнул Моцарт. Прошлым летом я слушал его фортепианные концерты в записи Даниэля Баренбойма и подумал: хорошо бы сыграть один. Когда сказал об этом жене — а мы тогда были в машине, — она чуть не въехала в столб со словами: «На этот концерт не приду никогда». Тем не менее пришла. А я успешно выступил.
В следующем году у меня будет абонемент в Большом зале консерватории — «Два гения — два мира». Он объединит три инструмента. 17 октября я сыграю эпохальные виолончельные сюиты Баха. 12 января — «Гольдберг-вариации» на органе. И 6 июня — четыре концерта Моцарта на рояле.
— Хотели бы еще больше расширить рамки своего амплуа? Дебютировать как дирижер, например.
— Дирижерская деятельность не входит в мои планы.
— А деятельность организатора? Думаете о создании своего фестиваля?
— Идея интересная. Если бы кто-то предложил ею заняться, я бы не отказался. Но организовать такой проект в одиночку у меня нет возможности. Я всё время выступаю.
— В этом году фестиваль расширил программу мастер-классов. Чем планируете поделиться со студентами?
— Буду объективен: педагогика — не самое моя сильная сторона. Трое моих учеников сидят в оркестрах Спивакова и Плетнева, один — делает сольную карьеру. Но это всё, чем я могу похвастаться. В педагогической практике мне мешает чрезмерный максимализм. Во время работы в консерватории из каждого студента я хотел сделать Ростроповича. А когда не получалось, терял к ученику интерес. На мастер-классах я обычно работаю над постановкой рук. Ход урока зависит от конкретного студента, но в большинстве случаев я просто показываю приемы исполнения. Ведь за один-два часа музыке не научишь…
— Вадим Репин на своем мастер-классе с сожалением обмолвился, что многие молодые музыканты в погоне за техническим мастерством забывают о музыке. Вы согласны с этим?
— К сожалению, таких музыкантов сейчас большинство. И не только среди молодежи. Даже состоявшиеся артисты, с успешной карьерой, больше обращают внимание на техническую сторону сочинения. Среди них есть музыканты, в совершенстве владеющие инструментом. Но для настоящего исполнения нужен масштаб личности, каким обладает, например, Вадим. Без масштаба личности артиста не будет масштаба звука.
— Одна из тенденций «Транссиба» — мировые премьеры. На предыдущих фестивалях были представлены опусы для солирующей скрипки, сейчас эстафету перехватила медь. На очереди виолончель?
— Надеюсь, что черед дойдет и до нее. У меня обширный репертуар, но сочинения ныне живущих авторов занимают в нем небольшое место, поскольку я чувствую в них некоторую вторичность, набор штампов и приемов. Лучше в тысячный раз исполню концерт Дворжака или Шумана, чем что-то модерновое, но менее яркое. Я стараюсь играть музыку композиторов высшего ряда.
— И что, нет исключений?
— Почему же, есть. Три года назад я сделал премьеру виолончельного концерта Алексея Рыбникова. Он написал его специально для меня. А в следующем году в Москве с Государственным оркестром и Владимиром Юровским впервые исполню концерт Шнитке для виолончели. После Наталии Гутман, исполнительницы премьеры, его почти никто не играл в России.
Справка «Известий»
Александр Князев в 1986 году окончил Московскую консерваторию по классу виолончели, в 1991-м стажировался в Нижегородской консерватории по специальности «орган». Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе дважды — конкурса имени П.И. Чайковского. Выступает с лучшими оркестрами мира. Заслуженный артист России, солист Московской филармонии.
http://izvestia.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Александр Князев: Бах – это музыкальная Библия На днях в Казани в ГБКЗ им.Сайдашева выступил...
- Виолончелист Александр Князев впервые сел за орган в Пицундском храме Известный российский органист и виолончелист Александр Князев поделился своими воспоминаниями...
- «ХУДСОВЕТ». КОМПОЗИТОР ЖАН ГИЙЮ И ВИОЛОНЧЕЛИСТ АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ Гостями программы «Худсовет» будут органист и композитор Жан Гийю(Франция) и виолончелист и органист...
- Александр Князев: Позавчера – в Париже, сегодня – в Костроме Врождённая аристократичность в каждом движении: фамилия — царская — обязывает....
- Александр Князев: «Я весь в музыке Баха, ведь мир празднует его 330-летие!» Слуга двух господ …Человеку, далекому от музыкального цеха, очень сложно...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012