Автор  Татьяна Понаморенко
Вера Таривердиева: «Любой конкурс хорош тогда, когда люди приезжают, прежде всего, общаться»

Лауреат премии «Признание», арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева — в интервью o-culture.ru: о своем «Признании» и очередном конкурсе.
— Признание пришло ко мне гораздо раньше, почти шестнадцать лет назад, когда в Калининграде прошел первый конкурс органистов, — говорит Вера Таривердиева. — Торжественную церемонию закрытия конкурса вел незабвенный Слава Бэлза, она шла в прямом эфире ГТРК «Янтарь». А когда на следующий день я стояла на остановке, слышала, как обычные люди обсуждали церемонию закрытия и говорили: «На органе, оказывается, играют не только руками, но и ногами». И это было реальное признание нашего проекта. Сейчас я испытываю огромную благодарность за премию, которую я получила, — и региональному министерству культуры, и Правительству Калининградской области, и огромному количеству людей, которые нас давно принимали и принимают, и признают. Здесь для меня крайне важен еще один момент: эта премия – калининградская, как признание того, что я тоже часть города, а это для меня очень ценно.


— Девятый Международный конкурс имени Микаэла Таривердиева стартует в Калининграде 3 сентября. Прошли первые туры в Гамбурге, Канзасе, 20 органистов из 10 стран приняли участие в Европейском туре, 10 из них прошли на второй тур. Среди них — участницы из России Анна Алексеева, Мария Лебедева, Ольга Персиц. Причем, Мария участвует в конкурсе уже во второй раз.
— Мария Лебедева принимала участие в прошлом конкурсе и стала дипломанткой. Многие калининградцы, может быть, не зная ее имени, видели ее, потому что именно ее портрет был выбран художниками в качестве играющего органиста для нашего музыкального трамвая — может быть, это вдохновило ее попытать счастья еще раз и стать уже лауреатом. А Анна Алексеева – совсем молодая органистка, представитель Санкт-Петербургской школы, как и Мария Лебедева, это самая сильная школа на сегодняшний день, класс Даниэля Зарецкого. Третья российская участница Ольга Персиц тоже участвовала в нашем конкурсе, правда, давно, в третьем или четвертом, она ученица Натальи Николаевны Гуреевой (Московская консерватория), а сейчас учится в Любеке.


— Председатель жюри 8-го Международного конкурса органистов маэстро Тьери Эскеш говорил, что во время конкурса немаловажное значение имеет дружественная атмосфера. И это, действительно, важно для самих участников. А благодаря чему или кому она создается? Ведь на конкурсах, как правило, царит дух соперничества, что вполне нормально для подобных творческих состязаний.
— Это то, что я стараюсь всеми силами преодолеть. Любой конкурс хорош тогда, когда люди приезжают, прежде всего, общаться. Общаться с членами жюри, между собой, с музыкой. Если они делают этот выбор, тогда все чувствуют себя лучше. Конечно, очень важно, кто в составе жюри. Тьери Эскеш для меня — пожалуй, номер один органист в мире — как личность, как музыкант, — и его расположенность к людям на конкурсе создавала определенную атмосферу. Но, помимо всего прочего, это еще и усилия тех, кто делает конкурс. Для этого мы всегда организуем поездку на Куршскую Косу: между вторым и третьим туром, когда финалисты репетируют третий тур, те, кто не прошел, и члены жюри проводят целый день вместе на Косе, гуляют, обедают, наслаждаются природой, солнцем и морем. И эта традиция для меня незыблема: кто-то в этот день находит утешение, это возможность пережить неудачу и извлечь урок.


— И еще одна интересная, на мой взгляд, традиция есть у конкурса — вы всегда отслеживаете судьбу участников и победителей, не оставляете их без внимания даже после того, как все уже закончилось.
— Для нас это часть престижа конкурса. Помимо звания лауреата и денежного приза, они получают еще и концерты, например, в Большом зале Петербургской филармонии. В этом году к нам собираются приехать представители Томской, Красноярской филармоний, Кафедрального Католического собора Москвы, Домского собора Риги, музея Глинки. Это особенно престижно для зарубежных органистов — получить тур по России и выступать в больших концертных залах.


— Вера, как вы думаете, почему одни музыканты стремятся принять участие в музыкальных конкурсах, а другие никогда не будут этим заниматься?
— Конкурс, хотим мы этого или не хотим, — это способ начать свою карьеру. Другие способы — исключительные, эксклюзивные, должно что-то такое случиться… Мария Каллас не участвовала в конкурсах, но она стала Марией Каллас. Это, скорее, исключение, чем правило. Обычно карьера музыканта начинается с победы на конкурсе. Кто знал Дениса Мацуева до его победы на конкурсе Чайковского? Он великолепный музыкант, потрясающий, но его бешеная карьера началась после его успеха на конкурсе. Есть люди, которым конкурсы не подходят как способ жизни на сцене. Каллас бы не победила на конкурсе, потому что есть нечто сверхъестественное, что должно получить свое подтверждение каким-то другим способом. Бывает такое — и бывает нередко. Например, у нас на седьмом конкурсе был французский органист Батист-Флориан Марль-Уврар, совершенно гениальный органист, но он получил только третью премию. За то, как он играл Баха, один очень уважаемый член жюри поставил ему ноль. Если бы он ему ноль не поставил, может быть, он получил бы первую премию, но всегда найдутся люди, которые скажут: Мария Каллас поет не так, это не вокал и т.д.


— Давайте вернемся к открытию Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, которое состоится 3 сентября в Кафедральном соборе. По традиции на открытие конкурса вы приглашаете очень громкие имена в мире музыки. Какие музыканты откроют конкурс в этом году?
— На открытии выступит выдающийся органист и композитор Жан Гийю. Он будет играть вместе с виолончелистом Александром Князевым, лауреатом множества конкурсов — помимо того, что он виолончелист, он еще и органист и в этом году будет у нас в жюри конкурса. С Жаном Гийю у них многолетняя дружба, они не раз выступали дуэтом. Но мне всегда хочется, чтобы открытие имело какую-то фишку. И эта фишка — Калининградский оркестр русских народных инструментов, дирижер Андрей Степаненко. Думаю, это будет совершенно уникальное выступление. Закроется конкурс, как всегда, концертом лауреатов, церемонию закрытия будет вести Фекла Толстая. А 9 сентября в Депо №1 состоится закрытие фестиваля «Орган +» — выступит ансамбль из Лондона Real Tuesday Weld, который исполнит английские песни и музыку Микаэла Таривердиева.

Фото: Jura Buterus, Вадим Шульц.

http://o-culture.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.