2 сентября в столице в Центральном музее музыкальной культуры прошла пресс-конференция, посвященная открытию без преувеличения уникального Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева и открытию фестиваля «Орган плюс».

Среди идейных вдохновителей конкурса значится в качестве арт-директора и Вера Таривердиева, вдова композитора.

Послушайте, а причем тут Таривердиев, изумленно спросят те, кто только еще приобщается к удивительной музыке. И вопрос будет законным — действительно, а памяти большинства из нас Микаэл Таривердиев ассоциируется в первую очередь с изумительной музыкой для кино. Во всяком случае, и Новый год, и 9 мая — самые любимые праздники в нашей стране — мы уже много лет встречаем с его музыкой, с незабвенной «Иронией судьбы» и рвущей сердце музыкой из «Семнадцати мгновений весны»…

Но близкие люди композитора знали, что он не только автор музыки, еще при его жизни ставшей классикой, или азартный спортсмен (когда-то на глазах у изумленной публики уже в солидном возрасте катающийся на «доске» по волнам под Пицундой), мудрый телеведущий или тонкий эстет, но и неординарный философ. И именно эта потребность анализировать происходящее и понимать его — много глубже того, что выплескивается на поверхность — привела Таривердиева к органу, инструменту «без начала и конца».

В своей удивительной книге-биографии «Я просто живу» Таривердиев признавался, что орган интересовал его всегда. И еще будучи учеником Арама Хачатуряна в Гнесинке, он, улучив минутку, которая разрасталась порой до многих часов, засиживался в его классе, где стоял маленький орган — и осваивал его, учился чувствовать, понимать. Но свой первый концерт для органа Таривердиев напишет, уже став не просто популярным композитором — живой легендой. В итоге он, автор нескольких опер, безусловно оставил уникальное творческое наследие — органное в том числе.

В этом году конкурс проходит уже в восьмой раз. Стартовав в 1999 году, он собирает любителей органа раз в два года, и год от года укрепляет свои позиции в рейтинге музыкальных конкурсов.

Ореал конкурса этого года — Гамбург, Канзас, Москва, Калининград… Такой широкий адресный «веер» позволяет привлечь и большее число участников, и популяризировать российскую музыку в мире. И вот конкурс прибыл в Москву и на несколько дней обрел дом в Музее музыкальной культуры имени Глинки, откуда к шестому сентября переместится в Калининград, где и будут названы победители.

В рамках конкурса запланирована большая пресс-конференция, прослушивания участников, огромная фотовыставка расскажет об истории удивительного конкурса, а завтра, 4 сентября, в семь вечера пройдет концерт «Пять веков органа». На нем музыку Г.Шайдемана, И.Преториуса, И.С.Баха, И.С. Де Хередиа, В.Персичетти представит Майкл Бауэр, профессор органа и церковной музыки Канзасского университета, член жюри конкурса.

Василий Долинский, органист, заслуженный артист РФ:

— Безмерно радует, что популярность органа в нашей стране растет, и магия этого инструмента захватывает в том числе и молодых исполнителей. Органная музыка врачует душу, заставляя человека думать о вечных ценностях, красоте мира, его совершенствах и несовершенствах. Эта музыка пробуждает в человеке лучшие чувства, и остается лишь надеяться, что этому старинному инструменту не будет дано состариться и оказаться забытым.

Ольга Кузьмина

http://vmdaily.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.