Сколько должен жить орган и как его хранить? Кубанский маэстро делится секретами

Органист, заслуженный артист Кубани Михаил Павалий рассказал журналистам о тонкостях игры на музыкальном инструменте, а также об уходе за ним.

Михаил Павалий является одним из первых выпускников консерватории Санкт-Петербурга по классу органа. Под руководством заслуженной артистки Российской Федерации Нины Оксентян, тогда еще студент Михаил являлся так называемым первопроходцем, на котором создавались учебные планы по разработке специальных программ для органистов на фортепианном факультете. В данный момент существует отдельная кафедра.

По словам мастера, на органе можно сыграть абсолютно любую музыку, но в этом нет особого смысла, так как орган это все-таки величественный инструмент, который требует серьезного подхода, и, конечно, уместно на нем играть произведения таких великих композиторов, как Бах или Шостакович. Органные произведения писали как западные, так и советские композиторы. Так среди наших соотечественников есть даже и краснодарцы, например, Вадим Малюченко.

Михаил Иванович преподавал в конце 90-х в стенах Краснодарского музыкального училища им. Римского-Корсакова. С тех же лет по настоящее время, мастер по воскресеньям играет в Сочинском органном зале имени Алисы Федоровны Дебольской.

Михаил Павалий не только музыкант, извлекающий потрясающую музыку из труб органа – он также является и бессменным его хранителем. В муниципальном концертном  зале Краснодара стоит огромный клавишный орган.

Михаил Иванович рассказал, что инструмент является классическим, таким же, как в европейских храмах. На фоне органов исторических времен наш достаточно молод и ему всего 24 года. По меркам таких музыкальных инструментов, это достаточно маленький срок жизни и посему краснодарский орган можно назвать абсолютно новым по состоянию. Так как  орган известной и проверенной марки производства, то и износ у инструмента минимальный. Естественно, что с возрастом любые механизмы у всех музыкальных инструментов изнашиваются, требуют замены и регулярного технического обслуживания и ремонта. Страдает механика, корпус от времени может тоже претерпеть некоторую деформацию. Если инструмент постоянно используется, на нем регулярно играют, то и износ, конечно же, больше.

Другое дело исторические эталонные инструменты, например, Страдивари или Гварнери, на которых играют не чаще одного раза в год на серьезных мировых мероприятиях. В любом случае с течением лет ни один музыкальный инструмент не становится лучше. К слову, орган – это один из существующих музыкальных инструментов, на котором необходимо играть одновременно руками и ногами. Педали являются клавишами басов, которые выдают 2,5 октавы. Дерево, из породы которого изготовлен корпус – это массив дуба, что существенного влияния на звучание не оказывает. Однако, по мнению мастера, дуб все-таки немного повлиял на третий мануал, точнее практически его «съел», а как известно, звучание тем лучше, чем больше мануалов.

Но все же самым главным в звучании органа является акустика зала, в котором находится инструмент. Как-то Леонард Гатов, основатель Краснодарского творческого объединения, по совету знатоков органов, принял решение о покупке инструмента именно с корпусом из дуба.

В то время, в начале 90-х одной немецкой компанией по производству органов был предложен замечательный вариант – трехмануальный инструмент, да еще и в 1,5 раза больше. Но из-за сложной финансовой ситуации было принято решение приобрести этот.

В 1994 году Михаил Иванович лично ездил в Германию в фирму-производитель «Беккерат» для стажировки и получению необходимых навыков игры именно на этом органе. Представители фирмы были удивлены умением и уровнем игры на органе, а также имеющимся навыкам обслуживания и ухода за инструментом. Сейчас Михаил сам является мастером по обслуживанию органа. Занимается настройкой и уходом, а так же отвечает за сохранность инструмента.

За время существования кубанского органа, он «самостоятельно» не ломался, были лишь случаи механических поломок по вине музыкантов. Таких специалистов больше не приглашают на концерты и международные фестивали органной музыки в целях сохранности драгоценного инструмента.

В Сочи и Пицунде тоже есть свои органы. В Пицунде, например, он находится в храме и его звучание практически идеально, ведь акустика в храмах, особенно прошлых веков, очень хорошая. После окончания игры звук от органа звучит еще несколько секунд из-за акустических особенностей сводов храма. В Сочи тоже весьма неплохой орган, как по качеству, так и по звучанию, но краснодарский заметно выигрывает по всем параметрам у своих «соседей».

Если сравнивать инструмент из Краснодара с аналогичными европейскими органами, то качеством и звучанием он не уступает, а с акустикой все сложнее. На европейских фестивалях выступления, как правило, идут исключительно в храмах либо церквях, кафедральных соборах. У нас же они проводятся в концертных залах, что для Европы является полным абсурдом.

http://radar23.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.