Тьерри Эскеш, знаменитый французский органист и композитор, чьи концерты в Мариинском собирают полные залы, в преддверии Третьего органного фестиваля поделился соображениями о своей программе, о работе штатного церковного органиста и о том, как важно автору слушать свои произведения в чужом исполнении.

 

Где чаще вам приходится выступать: в храмах или концертных залах? Это разные программы?
– Программы для зала и церкви не сильно отличаются друг от друга. Органная литература одна и та же; и в церкви, и в зале можно исполнять органные переложения симфонических произведений. Но в зале публика более чутко слушает, лучше распознает нотный текст – хотя бы на уровне ритма. Поэтому я как композитор ищу подобного понимания.
Многие храмы Парижа хранят память об органистах, которые долгие годы работали в них. Церковь Троицы – с Мессианом, церковь Святой Клотильды – с Франком, Сен-Сюльпис – с Видором и Дюпре. Как вы стали штатным органистом храма Сент-Этьен-дю-Мон? Это был ваш выбор?
– Во Франции, по традиции, органист приписан к определенной церкви. Оливье Мессиан был штатным органистом церкви Святой Троицы, мой предшественник Морис Дюрюфле – церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Причем для них обоих это было делом жизни. Денег на этом не заработаешь (церковь во Франции не очень богата, в отличие от Германии или англо-саксонских стран), скорее это привязанность к инструменту, его звуковой палитре. Кроме того, играя в церкви, вы постоянно обращаетесь к верующим, в том числе посредством импровизации. Представьте, сколько прихожан церкви Святой Троицы наблюдали за эволюцией стиля Оливье Мессиана – от довоенных произведений (например «Вознесения») до «Органной книги» и оперы «Франциск Ассизский»! Все эти сочинения были «опробованы» в режиме реального времени на воскресных богослужениях, причем прихожане об этом не знали…
Какие требования предъявляет такая должность?
– Штатные органисты обычно играют только на субботней и воскресной службах. А если позволяет график (не мой случай!), играют на панихидах и венчаниях в будние дни. Но в последнее время в больших парижских храмах обычно работают по нескольку штатных органистов. В этом случае музыканты могут распределить службы так, чтобы и в выходные дни можно было проводить концерты или другие мероприятия.
Как вы относитесь к исполнениям ваших сочинений другими органистами? Просят ли у вас советов или рекомендаций?
– Очень важно, чтобы композитор мог прослушивать, консультировать, поощрять тех, кто интересуется его музыкой. Этому уделяли большое внимание и Анри Дютийё, который часто выступал в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева, и многие его коллеги. Я пытаюсь идти по их стопам, хотя обязанности исполнителя, композитора и педагога почти не оставляют на это времени. Тем не менее органисты, камерные музыканты и оркестры обращаются ко мне все чаще. Композитор должен быть не только «демиургом», но и наставником.
Какая самая неожиданная тема, предложенная вам для импровизации? Что вы предлагаете своим ученикам?
– Импровизировать можно на любую тему, главное – уловить эмоцию, которую эта тема вызывает, а затем спланировать ее развитие, используя свое мастерство, слух и воображение. Отправной точкой может быть и музыкальная тема, и стихотворение, и картина… Как-то раз меня попросили сымпровизировать на тему освещения современных витражей в церкви… а в другой раз я импровизировал с актером-мимом, который в тот момент тоже импровизировал… Мне кажется, эту область творчества в России нужно развивать, особенно среди молодых исполнителей. Проведя несколько мастер-классов в вашей стране, я понял, насколько русскому менталитету близко это спонтанное творчество, работа с эмоциями в реальном времени и полная самоотдача, которая стоит за импровизацией. Импровизация не должна быть исключительной монополией французской органной школы!
Какое у вас отношение к концерту Пуленка: для вас это светское сочинение? Сам Пуленк писал, что оно «на грани его религиозной музыки».
– Концерт Пуленка – очень необычное произведение! Написанный в то время, когда авангард уже установил свои правила, концерт остался верным духу колдовского очарования равелевских гармоний. В нем, однако, уже прослеживаются и мрачные штрихи, которые далее раскроются в опере «Диалог кармелиток». В какой-то момент слышишь отсылки к Баху, в другой – кажется, проскользнула черная тень… Идея смерти и религиозные вопросы, несомненно, присутствую здесь. Это произведение скорее вопросительное, нежели утвердительное.

http://www.mariinsky.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.