- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
«Композитор должен быть не только демиургом, но и наставником»
Тьерри Эскеш, знаменитый французский органист и композитор, чьи концерты в Мариинском собирают полные залы, в преддверии Третьего органного фестиваля поделился соображениями о своей программе, о работе штатного церковного органиста и о том, как важно автору слушать свои произведения в чужом исполнении.
– Где чаще вам приходится выступать: в храмах или концертных залах? Это разные программы?
– Программы для зала и церкви не сильно отличаются друг от друга. Органная литература одна и та же; и в церкви, и в зале можно исполнять органные переложения симфонических произведений. Но в зале публика более чутко слушает, лучше распознает нотный текст – хотя бы на уровне ритма. Поэтому я как композитор ищу подобного понимания.
– Многие храмы Парижа хранят память об органистах, которые долгие годы работали в них. Церковь Троицы – с Мессианом, церковь Святой Клотильды – с Франком, Сен-Сюльпис – с Видором и Дюпре. Как вы стали штатным органистом храма Сент-Этьен-дю-Мон? Это был ваш выбор?
– Во Франции, по традиции, органист приписан к определенной церкви. Оливье Мессиан был штатным органистом церкви Святой Троицы, мой предшественник Морис Дюрюфле – церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Причем для них обоих это было делом жизни. Денег на этом не заработаешь (церковь во Франции не очень богата, в отличие от Германии или англо-саксонских стран), скорее это привязанность к инструменту, его звуковой палитре. Кроме того, играя в церкви, вы постоянно обращаетесь к верующим, в том числе посредством импровизации. Представьте, сколько прихожан церкви Святой Троицы наблюдали за эволюцией стиля Оливье Мессиана – от довоенных произведений (например «Вознесения») до «Органной книги» и оперы «Франциск Ассизский»! Все эти сочинения были «опробованы» в режиме реального времени на воскресных богослужениях, причем прихожане об этом не знали…
– Какие требования предъявляет такая должность?
– Штатные органисты обычно играют только на субботней и воскресной службах. А если позволяет график (не мой случай!), играют на панихидах и венчаниях в будние дни. Но в последнее время в больших парижских храмах обычно работают по нескольку штатных органистов. В этом случае музыканты могут распределить службы так, чтобы и в выходные дни можно было проводить концерты или другие мероприятия.
– Как вы относитесь к исполнениям ваших сочинений другими органистами? Просят ли у вас советов или рекомендаций?
– Очень важно, чтобы композитор мог прослушивать, консультировать, поощрять тех, кто интересуется его музыкой. Этому уделяли большое внимание и Анри Дютийё, который часто выступал в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева, и многие его коллеги. Я пытаюсь идти по их стопам, хотя обязанности исполнителя, композитора и педагога почти не оставляют на это времени. Тем не менее органисты, камерные музыканты и оркестры обращаются ко мне все чаще. Композитор должен быть не только «демиургом», но и наставником.
– Какая самая неожиданная тема, предложенная вам для импровизации? Что вы предлагаете своим ученикам?
– Импровизировать можно на любую тему, главное – уловить эмоцию, которую эта тема вызывает, а затем спланировать ее развитие, используя свое мастерство, слух и воображение. Отправной точкой может быть и музыкальная тема, и стихотворение, и картина… Как-то раз меня попросили сымпровизировать на тему освещения современных витражей в церкви… а в другой раз я импровизировал с актером-мимом, который в тот момент тоже импровизировал… Мне кажется, эту область творчества в России нужно развивать, особенно среди молодых исполнителей. Проведя несколько мастер-классов в вашей стране, я понял, насколько русскому менталитету близко это спонтанное творчество, работа с эмоциями в реальном времени и полная самоотдача, которая стоит за импровизацией. Импровизация не должна быть исключительной монополией французской органной школы!
– Какое у вас отношение к концерту Пуленка: для вас это светское сочинение? Сам Пуленк писал, что оно «на грани его религиозной музыки».
– Концерт Пуленка – очень необычное произведение! Написанный в то время, когда авангард уже установил свои правила, концерт остался верным духу колдовского очарования равелевских гармоний. В нем, однако, уже прослеживаются и мрачные штрихи, которые далее раскроются в опере «Диалог кармелиток». В какой-то момент слышишь отсылки к Баху, в другой – кажется, проскользнула черная тень… Идея смерти и религиозные вопросы, несомненно, присутствую здесь. Это произведение скорее вопросительное, нежели утвердительное.
http://www.mariinsky.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- «Настоящий органист должен быть фанатиком…» Солдатова Майя www.gazetaigraem.ru 2008-05-01 После концерта наш корреспондент побеседовал с...
- Органист Виктор Ряхин: «Почему я должен приносить пользу другой стране?» С 1991 по 2000 год Виктор Ряхин был постоянным...
- «Белые и черные»: композитор Хайам Мирзазаде рассказал о написании музыки для органа При поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана выпущен диск органной...
- Орган лечит не только душу Эта уникальная женщина совсем не « звездная » артистка: не...
- «Я вижу свою миссию в том, чтобы быть просветителем» — интервью с Л.И. Болеславским Вот уже в течение года наш сайт (http://www.word4you.ru) регулярно освещает...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012