- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Семейное счастье Ольги Донской-Хомяковой: «Володе предложили работать в филармониях Ялты и Челябинска, я выбрала Ялту, а он сказал: «Челябинск»»
Сайт 74.ru продолжает проект о рецептах счастья в семьях известных челябинцев. На этот раз у нас в гостях Ольга Донская – преподаватель музыки и жена известного органиста, народного артиста России Владимира Хомякова. Владимир – гордость Челябинска, его здесь любят и уважают как человека и как профессионала. Но мало кто знает, что семья для музыканта не менее важная часть жизни, чем профессия: у Владимира Викторовича прекрасная жена и талантливый сын.
Если у Владимира Хомякова концерт, то его жена Ольга всегда в зале |
– Ольга, всегда вижу вас на концертах Владимира Викторовича в органном зале, это уже традиция?
Ольга: Иначе я свою жизнь не воспринимаю – если у него концерт, особенно премьера, я должна быть в зале. Когда мы приехали в Челябинск, я ассистировала Володе во время концертов. Сын был за кулисами, где ведущая концертов его сдерживала, чтобы не шалил и не сбегал никуда, а мы – на сцене. Это продолжалось до того момента, когда Володя решил обходиться без ассистента, сам научился справляться. Но были дни, когда сын болел, и я не могла быть на концерте. Сейчас я свободна, и это уже обязательно для меня. Да и Володе, наверное, приятно.
В первые годы Ольга ассистировала Владимиру Хомякову
Владимир: Близкие люди обязательно должны быть на концерте, тогда есть ощущение, что ты играешь для них. Это невольно дисциплинирует…
– Особенно, если жена музыкант?
Владимир: Да, она знает и меня, и эту музыку, поэтому хочется сыграть ее как-то по-новому. И для меня важно ее мнение. Есть музыканты, которым это не нужно, они сами все знают. Я тоже догадываюсь, в чем проблема, но мне каждый раз хочется услышать критику.
Ольга: Но это из той серии «Васька слушает да ест». Вообще-то он слушает, соглашается. Я много говорю. Но в итоге Володя поступает так, как считает нужным.
– Интересно ли в сотый раз слушать, скажем, одну и ту же фугу Баха?
Ольга: По сути становление Володи как музыканта происходило у меня на глазах, и эти произведения, которые я много раз слышала, росли, улучшались, старели, менялись их трактовки. Володя становился зрелым музыкантом, и в этих произведениях отражалось то, что он переживает, его настроения. Это интересно наблюдать. Иногда бывает так: слушаю новое произведение, которое я не знаю, и оно мне почему-то не нравится, но проходит время, Володя находит в этом произведении себя, и оно начинает звучать по-другому. А я думаю: «Какое оно, оказывается, интересное».
В последние годы я прихожу на концерты Володи и просто наслаждаюсь. Думаю, как это здорово, что он все время играет по-разному! Я не люблю штампы, не люблю ходить всегда одной и той же дорогой.
– Вы вместе уже более 30 лет?
Владимир: В этом году исполнится 34 года со дня свадьбы. А знакомы мы, конечно, дольше – с июля 1979 года. Познакомились, когда были абитуриентами в Одесской консерватории.
Они познакомились в Одессе. 1981 год
– Сразу обратили друг на друга внимание?
Ольга: Володя очень выделялся – он был самым высоким, к тому же очень веселым, прекрасно рисовал, всех смешил.
Владимир: Нет, скорее, Ольга выделялась. У нее всегда и на все было свое мнение. Вся группа придерживалась одного мнения, а у Ольги было другое, и она его не скрывала. Это меня покоряло. Я-то предпочитал быть не сбоку, а в центре коллектива. Мне это нравилось, и поэтому часто свое мнение я подчинял коллективному, а она говорила не то, что все. И в результате оказывалось, что ее мнение было верным.
Владимир Хомяков был самым высоким в консерватории, самым веселым и талантливым
– Может быть, вы так поступали, потому что чувствовали, что вы яркая, красивая?
Ольга: Ой, нет. Тогда я этого не чувствовала. Это сегодня, когда смотрю старые фотографии, понимаю, вроде как ничего. (Смеется.)
Владимир: Она и сейчас очень красивая. А главное, аналогов я не встречал.
Свадьба состоялась в Судаке, где самое лучшее море. 6 августа 1983 года
– У каждой семьи свой рецепт счастья, что вам помогало все эти годы сохранять свою семью от всевозможных бурь?
Ольга: Рецепт все время менялся. Когда мы приехали в Челябинск, то были очень одиноки – ни родных, ни друзей. Посоветоваться было не с кем, опереться не на кого. Это сложно. Володя много работал, а я была дома с маленьким ребенком. И даже, когда что-то шло не так, я понимала, что в этом городе у меня никого ближе, чем Володя, нет. И у него никого ближе, чем мы с Вовкой, тоже не было. Кроме того, я всегда видела, как сын любит Володю. И эта любовь отметала вообще все сомнения, обиды.
Первая осень в Челябинске. 1987 год
– Ольга Николаевна, сын Володя – замечательный сегодня пианист – по большей части воспитывался вами?
Ольга: Я смотрю на сына, на своих учеников, и я не знаю, что больше воспитывает – слово или действие, поведение родителей. И кто большее влияние на ребенка оказывает – тот из родителей, кто больше времени с ним проводит, или тот, кто большее время отдает работе? Безусловно, я проводила с ним все свое время, пока он рос…
В гостях у сына в Лос-Анджелесе. 2014 год.
Владимир: А кто в семь утра водил сына на коньках кататься? Я это запомнил на всю жизнь! (Смеется.) Одно время, когда Оля работала в музыкальной школе в Новосинеглазово и два дня в неделю ее не было дома, мы с сыном справлялись со всеми делами самостоятельно.
Ольга: Да, я уезжала в Новосинеглазово на рабочем автобусе рано утром, в морозы и слякоть. Для меня это было непросто.
Ольга выбрала Ялту, а Владимир — Челябинск
– Вы приехали в Челябинск из Крыма. Вероятно, вам ужасно не понравился наш город?
Ольга: Если откровенно, не понравился. Когда мы жили в Крыму, Володе пришло сразу два предложения – из Челябинска, где должны были монтировать орган, и из ялтинской филармонии, где народному артисту СССР Юрию Богатикову нужен был клавишник в инструментальный ансамбль. В Ялте нам сразу обещали служебную квартиру. И у меня не было сомнений – Ялта, Богатиков! У Володи сомнений тоже не было, он сказал: «Челябинск». Мы сюда приехали 13 августа 1987 года. Когда вылетали из Симферополя, там люди в шортах ходили, а здесь +5°С, мрачное фиолетовое небо, дым из труб заводских. Ужас! Плюс пустые магазины и талоны на все! На Украине такого не было. И вот Володя на целый день уходил в органный зал, а я с маленьким ребенком – за продуктами по магазинам с пустыми витринами. Это был какой-то сюр…
Может, это было не столь драматично, ведь важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Видимо, я была изнеженной девушкой, играющей на рояле… Мне было тяжело. Я едва вытерпела год и на лето уехала с ребенком к маме и папе.
Любимая фотография Владимира Хомякова. 1981 год. Судак
– Когда вы почувствовали себя в Челябинске как дома?
Ольга: Несколько лет прошло. Постепенно здесь появились друзья, жизнь налаживалась. А в Крыму, напротив, связи ослабевали. Однажды я вернулась из летнего отпуска в Челябинск и поняла, что приехала домой. Но, надо сказать, даже когда мне здесь было тяжело, всегда был островок счастья – органный зал на Алом Поле. Мы там проводили много времени, потому что он в те годы был оазисом музыки, какой-то волшебной атмосферы. Было много концертов…
Владимир: Еще и потому, что зал Прокофьева в те годы был на ремонте.
Ольга: Было как будто бы два мира – в органном зале и за его стенами. К тому же я понимала, что орган для Володи – это все. У него здесь крылья выросли.
И снова Судак. 1992 год
– Вы и теперь на все лето уезжаете в Крым?
Владимир: Да, там осталась родительская квартира.
Ольга: Был перерыв, несколько лет мы отдыхали на челябинских озерах. Надо сказать, чудесно проводили лето. Володя очень любит горы, и мы ходили на Таганай. А я люблю плавать, мне нравится Кисегач.
Владимир: Мы ходили в горы с нашими органостроителями, с моим другом из Германии, который наш орган настраивал. Он обожает горы. И Вовка наш с удовольствием горы покорял. А плавать все-таки лучше в Крыму. В Судаке много бухт, где комфортная вода, каменистое дно и кварцевый песок. Море чистое, спокойное.
Таганай покоряли вместе с немецким коллегой. 1998 год
– Скажите, почему в 2006 году было принято решение уехать в Калининград? Чтобы быть ближе к сыну, который тогда учился в Петербурге, ближе к Европе? Вы решение вместе принимали?
Ольга: Не совсем. Мне кажется, наступил какой-то момент, когда Володе показалось, что жизнь пошла по кругу, и нужно что-то менять.
Владимир: Это естественное желание.
Ольга: И вот появилось интересное предложение – Калининград. Очень крупный орган. Все казалось таким солидным. Надо сказать, что я приняла это приглашение без восторга. Интуиция мне подсказывала, что все будет не так, как планирует Володя. Он же был настолько ослеплен перспективой, что каких-то вещей не видел…
Владимир: Или не хотел видеть.
Ольга: Мои опасения подтвердились. Но мне там, несмотря на то, что я не хотела ехать в Калининград, было очень комфортно. Я же всегда была погружена в быт, в заботы о сыне. Работа была для меня вторична. А в Калининграде она неожиданно оказалась очень интересной. Мне предложили место завуча в музыкальной школе. Это было новое для меня дело – и организационная работа, и методическая, и общение, и хороший коллектив, и замечательный директор. В этой обстановке я открывала в себе качества, о которых не подозревала, – что я не такая глупая, что люблю учиться новому… Поэтому в Калининграде я день и ночь проводила на работе. К тому же у меня была приличная зарплата. Я почувствовала себя совершенно иначе, я стала другой.
А у Володи, напротив, были сплошные разочарования. Ему там и климат не понравился, а мне было хорошо, потому что я выросла на Украине, во влажном климате. И дожди, и морской воздух с Балтики – мне все подходило. А какой там рыбный базар, какая рыба! И когда было принято решение возвращаться в Челябинск, я снова не хотела переезжать.
– То есть Калининград помог вам измениться?
Ольга: Мне кажется, да. Я стала сильнее, как мне представляется. Раньше я все время чего-то ждала от жизни, от близких. А тут перестала ждать. Я поняла, если я это сделаю сама, оно у меня будет. И так хорошо мне стало жить, хотя внешне ничего не изменилось. (Смеется.)
Ольга и Владимир 34 года вместе
– В Челябинске вы вновь вернулись в свою десятую школу искусств?
Ольга: Нет, я еще раньше уволилась из школы №10, когда Вова поступил учиться в Петербург. Ему было 15 лет, и мы не рискнули отправить его одного в огромный незнакомый город. После возвращения из Калининграда меня взяли в седьмую музыкальную школу. Чудесная школа, замечательный коллектив, и мне очень нравится работать с маленькими детьми – от пяти до 16 лет. Мне нравится наблюдать, как мои ученики растут, помогать им. Чтобы объяснить, научить, нужно бесконечно фантазировать, анализировать, думать, прежде чем что-то говорить. Чтобы они поняли. И это хороший опыт для общения в семье.
Владимир: Она это на мне испытывает.
Рисунок Владимира Хомякова из серии История органа в картинках
– Недавно кто-то вспоминал, что Владимир раньше делал очень смешные рисунки для программок, что он прекрасно рисует.
Владимир: Это было на юбилейные концерты, но давно уже не рисую…
Ольга: После окончания консерватории Володю неожиданно забрали в армию, причем далеко от нас – в Чебаркуль. А я через полтора месяца родила сына. Кстати, сын родился в годовщину нашей свадьбы, 6 августа. И каждый месяц, к шестому числу, Володя в письмах присылал рисунки – открытки, иллюстрирующие мои письма, в которых я писала, что с нами происходит. Год был непростой для нас, но меня вот эти открытки спасали.
Рисунок к 6 июля 1985 года из серии С днем варенья
К 6 мая 1985 года из серии С днем варенья
Владимир: Меня в консерватории чаще называли художником, чем музыкантом. Олин преподаватель называл меня исключительно художником: «Где ваш художник»?
Ольга: Он замечательно рисовал карикатуры, выпускал в консерватории газеты. И с сыном они мне всегда что-то рисовали ко дню рождения. Кстати, ректор Казанской консерватории, известный органист Рубин Абдуллин, увидев Володины рисунки, попросил сделать ксерокопии. И теперь они в рамочках висят в консерватории в Казани.
Владимир: Я и сегодня, когда устану играть, люблю порисовать. Но для того, чтобы делать интересные вещи, нужно не только умение рисовать, нужны идеи, искра. Не всегда они возникают.
– Ольга Николаевна, а почему вы сына назвали Володей?
Ольга: Этот момент я почему-то не помню. Может быть, потому что Володя в тот момент был далеко. А сейчас Вове не нравится, когда его называют Владимир Хомяков младший.
Владимир: Но мне было лестно, что Оля назвала сына моим именем.
Одна Оля и два Владимира. 1986 год. Судак
– Сегодня уже привыкли к тому, что сын за океаном?
Ольга: Спасибо скайпу. Иначе было бы очень тяжело. Порой я была сумасшедшей мамой, очень сильно его опекала. И вот судьба как будто нарочно оторвала его от меня. Может, чтобы я его не испортила своей любовью? Мне однажды подруга сказала: «Выполняя что-то за кого-то, мы делаем этого человека слабее». Видимо, для того, чтобы сын стал сильнее, он уехал так далеко. Но сейчас я результатом довольна. Ему было тяжело, но он действительно стал сильным, ответственным. Мы сейчас это чувствуем.
На аллее звезд. Лос-Анджелес. 2014 год
– Вам не обидно было, что не присутствовали на его недавнем бракосочетании?
Ольга: А там никто не присутствовал, кроме друзей-свидетелей, так получилось. Кстати, у нас с Володей тоже была не многолюдная свадьба.
Владимир: Зато очень веселая, второй день свадьбы мы провели на пляже – купались, жарили шашлыки…
Ольга: Да, я сшила себе платье на второй день. Оказалось, что оно не нужно, потому что все были в купальниках. (Смеется.)
А второй день свадебного торжества отпраздновали на пляже
– А как будете отмечать 6 августа очередную годовщину со дня своей свадьбы?
Ольга: Мы не умеем праздновать. К тому же будет лето, мы будем в Крыму – пойдем на море, наверное. Обязательно созвонимся с сыном, ведь это еще и день его рождения.
Светлана Симакова
Фото Олега Каргаполова и из архива семьи Хомяковых
http://chelyabinsk.74.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Владимир Хомяков дал первый концерт в новом органном зале Челябинска Немецкие специалисты выявили недочеты в настройке инструмента. Челябинский орган,...
- Владимир Хомяков (орган, Челябинск). «Избранное» 28 сентября (воскресенье) в 17:00 в Органном зале в рамках цикла № 29 «Органисты мира» второй...
- Стихотворение Ольги Ефимовой *** «…готический стиль победит, как школа…» (Иосиф Бродский) Шпиль...
- Челябинск. Международный фестиваль «Орган без границ» ЗАЛ ОРГАННОЙ И КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ «РОДИНА» ул. Кирова,78 КАССА 724-31-04 20.04.2016 ...
- Органный концерт Ольги Бестужевой состоится в Нижегородской консерватории 24 января Концерт лауреата международных конкурсов Ольги Бестужевой состоится в Нижегородской...
Календарь публикаций
Ноябрь 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012