- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
«НЕ ДАВАТЬ ПОКОЯ НИ СЕБЕ, НИ УЧЕНИКАМ!»
Так понимает творческую жизнь Даниэль Феликсович Зарецкий – заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Один из самых талантливых и востребованных органистов, верный друг и требовательный наставник многочисленных лауреатов 13 июня отметил свое 50-летие.
– Для музыканта, наверное, важнее творческие юбилеи?
– Вы правы. Последние десять лет моей жизни идут под знаком педагогики. Через два года – 30 лет исполнительской деятельности. В 1986 году (уже в прошлом веке) состоялся мой дебют за органом Малого зала им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. Я удостоился подобной чести еще за старым органом, который, скажу честно, позитивных эмоций не вызывал, так как был просто в ужасающем состоянии. Но это был такой «уникальный опыт»…
– С чего началась ваша любовь к органу?
– Присутствовал некий стандарт. Мама – музыкант. Фортепианный класс в музыкальной школе. Точкой отсчета стал концерт в Домском соборе Риги, где в то время был лучший в СССР орган. Он и сейчас по праву считается одним из лучших романтических органов Европы. Построенный в 1884 году он лишь молодеет, продолжая поражать как исполнителей, так и публику широчайшим спектром своих возможностей. Недавно мои ученики – студенты и аспиранты Петербургской консерватории, с большим успехом дали концерт на нем. Годы прошли, но мое восхищение этим инструментом не угасает. В возрасте шести лет меня привела к нему судьба. Он вызвал у меня такой восторг, что были скуплены все мыслимые виниловые пластинки, впоследствии заслушанные буквально до дыр. Тогда и появилась запредельная мечта – управлять этим инструментом. Впоследствии я был допущен в святая святых…
– Как это произошло?
– Я приехал в Ригу со своим профессором Ниной Оксентян, и у меня была возможность послушать инструмент и из зала, и сверху, и прикоснуться к клавиатурам. Потом мне много раз снился один и тот же кошмарный сон: звонят с предложением дать сольный концерт в Домском соборе, а я, молодой и необстрелянный студент, не успеваю выучить программу… В 1992 году на проходящем впервые органном фестивале в рамках программы Ars Baltica я наяву сыграл на этом инструменте. Произошло полное слияние с органом и залом, наделенным потрясающей акустикой. Это идеальный звуковой баланс в абсолютной гармонии с аутентичными витражами, которые особенно хороши в естественной подсветке летнего солнца.
– Вы практически каждый месяц выступаете с сольными программами в самых разных точках мира. Где играется комфортнее – в соборах или концертных залах?
– Все идет от инструмента. Есть инструменты и уникальные, и добротные, и… скучные. К счастью, хороших инструментов гораздо больше, чем плохих. Органы всегда строили, исходя из параметров помещения, поэтому двух одинаковых просто нет. Программа подбирается на основании конкретных особенностей и возможностей органа.
– Незнакомый инструмент можно изучить через Интернет?
– Да, можно посмотреть описание, параметры и диспозицию всех постоянно задействованных органов. Более того, органные фирмы в последнее время дают абсолютно уникальную возможность совершить экскурс внутрь органа. Это могут сделать не только профессионалы, но и все поклонники органной музыки. Попасть внутрь «инструмента-государства», понять, как все функционирует, – это просто завораживает…
– Есть универсальные инструменты, на которых может звучать как музыка барокко и романтизма, так и ультрасовременная. Есть барочные и романтические инструменты. На романтическом органе Домского собора музыка Баха и его круга тоже звучит весьма достойно…
– Никогда барочная музыка не прозвучит на романтическом органе так, как на барочном. Но если за инструментом профессионал, то итог будет достойным. Я всегда советую своим ученикам пользоваться возможностью испробовать самые разные органы, от чудом сохранившихся – до современных. Это позволяет освоить «разный «звук», набор технических приемов, характерных для конкретной эпохи. Вообще орган сам многому может научить! Но чтобы «услышать» инструмент, нужна хорошая профессиональная подготовка.
– Как сейчас обстоит дело с ранним обучением на органе в Петербурге, в России? Раньше ведь орган был в Ленинградской консерватории как факультатив, а поступать приходилось на рояль.
– Да, это правда, но даже после второго года обучения на рояле, сев за орган, мы все равно были обязаны сдавать два государственных экзамена по обеим специальностям. Представляете, какая это была тяжелейшая и ненужная нагрузка! Настоящие проблемы начинались после окончания консерватории: если сольная карьера не складывалась, то работать было негде и играть не на чем. Сейчас можно начать занятия на органе в 14 лет и даже раньше во многих музыкальных школах и колледжах и поступать в консерваторию, уже будучи подготовленным. У нас есть замечательный конкурс «Гатчина – Петербург», где в этом году выступали девятилетние органисты. В последнее десятилетие в Петербурге произошел некий скачок – в городе можно насчитать с десяток концертных инструментов, и все они абсолютно разные!
– Это радует, ну а работа у выпускников консерватории есть? Куда они деваются?
– Есть два пути – либо концертный исполнитель, либо хороший педагог. В России в последнее время открываются замечательные органные залы. В филармониях Пензы и Белгорода они изначально проектировались как отдельные. Там работают мои ученики. Органисты, в отличие от пианистов, выпускаются по одному-двум в год, так что серьезных проблем с трудоустройством не возникает. А еще есть совершенно замечательная профессия органного мастера, который следит за жизнью и здоровьем вверенного ему инструмента. Удивительный в Петербурге был мастер Юстин Пронцкетис. Когда-то он был единственным на весь город, и органисты просто боготворили его. Сейчас Юрий Зотов следит за органом филармонии, Игорь Иваненко заботится об органах консерватории и капеллы.
– В продолжение темы ученичества: у вас столько учеников-лауреатов! Как все началось?
– Все началось несколько неожиданно для меня в Нижнем Новгороде двенадцать лет назад. Меня пригласили преподавать в консерватории, чтобы возродить органную школу, и я из Петербурга ездил туда каждые две недели! Вскоре появились первые лауреаты, поездки к историческим органам, концерты и т.д. А в 2007 году меня позвали в Петербургскую консерваторию. Ее орган уже более 15 лет молчал и был в аварийном состоянии. Я вошел в комиссию по строительству нового инструмента и тогда же начал преподавать. Со временем наш уровень на международных конкурсах резко поднялся, так что в стране это теперь лучшая органная кафедра.
– Рекордное количество органистов из числа ваших воспитанников показало лучшие результаты на престижных международных конкурсах. Это не только первые места, но и множество специальных призов. Прошедший год был просто триумфальным!
– Действительно, прошлый год был очень удачным. Моя ученица Алина Никитина стала победительницей Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева. Это очень сложное испытание – отборы проходят в трех точках мира: России, Европе и Америке. Более всего порадовало то, что Алина получила первое место и приз от публики – это очень редко совпадает! Стопроцентное попадание. Кроме того, ей предложили шесть концертов в лучших органных залах мира!
– Как сложилась ее дальнейшая карьера?
– Пока благодаря специальной стипендии совершенствует мастерство в Веймаре под руководством одного из лучших педагогов – Михаэля Капснера. В те же сентябрьские дни в Германии проходил один из самых престижных международных конкурсов органистов в Вуппертале, где первую премию единодушно присудили моей студентке Ольге Жуковой, которая получила право записать собственный диск в Кельне, а также дать сольный концерт в Риме. Сейчас она продолжает обучение в Швейцарии у Маурицио Крочи, выдающегося специалиста в области барочной музыки. А чуть позже Любовь Носова взяла первую премию на XXV Международном фестивале-конкурсе церковной музыки в Румие (Гданьск, Польша).
– Видимо, вы владеете какой-то педагогической тайной…
– Просто работаю. Учу других и учусь всю жизнь сам.
– Все ваши лауреаты – представительницы прекрасного пола. Что, орган стал «женским» инструментом?
– Есть некий парадокс, который касается не только моего класса, а носит всеобщий характер. В России органные классы на восемьдесят процентов состоят из девушек, но если вы посмотрите на концертные афиши, то в большинстве будут мужчины! Кстати, в советское время было то же самое.
– А петербургская органная школа откуда пошла?
– От лютеранского собора святых Петра и Павла на Невском проспекте. Именно его органисты начали преподавать в Петербургской консерватории с открытием органного класса в 1856-м. Первый профессор – Генрих Франц Даниэль Штиль, главный органист упомянутого собора. Его тоже сменяли немцы, и лишь после революции в силу понятных причин ситуация изменилась. В 1923 году класс возглавил Исайя Браудо, и продолжалось это в течение 50 лет.
– Между прочим, одно из трех имен Штиля, как и ваше. Так что преемственность продолжается абсолютно конкретно. Ну а что касается Браудо, то уже во второй раз стартует конкурс, носящий его имя.
– Очень радует, что такой конкурс проходит именно в Петербургской консерватории. Мы постарались создать представительное жюри, большая часть которого из-за рубежа. Что греха таить – есть конкурсы, где и играют, и в жюри сидят «все свои», и результаты заранее известны. У нас такого нет, и я в состав жюри принципиально не вошел! Мы пригласили органистов из Германии, Франции, Австрии и Дании. Будет один представитель Московской консерватории и один нашей. Председатель жюри – ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин. К участию в первом туре допущено 15 человек. Кроме того, был проведен композиторский конкурс, два сочинения победителей которого включены в обязательную программу.
– В органном репертуаре существует дефицит современной музыки?
– Скорее, дефицит хорошей музыки. Композиторы порой пишут, не вникая в специфику и возможности инструмента. Может, это и неплохо задумано, но сыграть практически невозможно.
– К 50 годам вы столько всего успели – есть ли какое-то заветное желание?
– Работать. Искать. Не давать покоя ни себе, ни коллегам, ни ученикам! В этом и заключается творческая жизнь!
Русинский Михаил
http://gazetaigraem.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Евгения ЛИСИЦЫНА: о времени и о себе Если вы покопаетесь на своих антрессолях и попробуете отыскать среди...
- Наталья Гольфарб: «Орган – живой инструмент и требует к себе бережного отношения». Светлана ТЕНЕТКО Органные концерты собирают в Саратове полные залы. Что...
- Одесская Опера продолжает давать концерты с восстановленным органом 23 апреля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета пройдет уже второй...
- Как люди представляют себе профессию — органист www.principal.su...
- Директор Харьковской филармонии, не обеспечивший встречу гастролировавшей японской органистке, отсудил себе моральную компенсацию (+видео) На фото – Хироко Иноуэ, Юрий Янко Фрунзенский районный суд...
Календарь публикаций
Ноябрь 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012