- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Музыка в синагоге: столкновение традиций
В еврейских общинах Германии — от ортодоксальных до либеральных — на сегодняшний день представлена самая разнообразная музыкальная культура.
Давид, сразивший Голиафа, был не только умен, смел, силен, хорош собой, красноречив, но и весьма музыкален. Как повествует о втором царе Израиля Ветхий Завет, Давид хорошо играл на лирах и кинноре. Герой яркий и многогранный, библейский царь был и автором псалмов. Их музыкальное звучание не дошло до нас, но достоверно известно, что некогда в Иерусалиме пение псалмов было частью храмового ритуала и исполнялось под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Орган в синагоге
Эта музыкальная традиция пережила многократные разрушения Иерусалимского Храма, а также период временного изгнания и пленения народа Израиля.
Радикальные перемены произошли после подавления римлянами восстания на оккупированных иудейских землях в 70-м году нашей эры. «После того, как Иерусалимский Храм был разрушен, раввины постановили в знак вечной скорби исключить инструментальную музыку из синагог», — говорит Стивен Лангнас (Steven Langnas), бывший раввин Мюнхена. — Песни разрешалось впредь исполнять а капелла, и так было на протяжении долгого времени». За подавлением восстания последовало масштабное изгнание иудеев.
Взаимное влияние
Культурная специфика стран, где иудеи нашли прибежище, оказала влияние на синагогальную музыку. Но влияние было взаимным, указывает Стивен Лангнерс: «Считается, например, что грегорианские хоралы происходят от храмовой музыки, но доказательств этому нет, потому что не сохранилось письменных свидетельств храмовой музыки». Многие и сегодня еще исполняемые песни уходят, вероятно, корнями в античные времена, но как звучали они в оригинале, трудно сказать после многочисленных переработок, которым подвергали их композиторы, начиная с раннего Средневековья.
Еврейские общины Восточной Европы и Ближнего Востока долгое время строго придерживались запрета на исполнение инструментальной музыки в синагогах. В Западной и Центральной Европе с конца XVIII века, однако, появился интерес к возвращению инструментальной музыки в храмы.
Восток против Запада
Музыкальная стилистика эпохи романтизма, сложившаяся под влиянием идей Просвещения, наложила свой отпечаток на литургию не только в христианских церквях, но и в синагогах.
Австрийский кантор Соломон Зульцер (Salomon Sulzer), живший в XIX веке, получил широкую известность как реформатор синагогального пения. Он написал и составил ряд сборников еврейской духовной музыки. Не чужд он был и светского музицирования. Прославленным композитором был и берлинский кантор Луи Левандовский (Louis Lewandowski), использовавший в своих сочинениях средневековый музыкальный материал.
Оба кантора поддерживали идею использовать в богослужении орган, получившую распространение в либеральных еврейских общинах. Идея эта, впрочем, в консервативных кругах вызывала резкое неприятие и критику. Разногласия вылились в острый конфликт. «Западноевропейская синагогальная музыка не находила понимания в синагогах Восточной Европы, — отмечает Стивен Лангнас. — Там царил совсем другой стиль. Однако для евреев из Западной Европы музыка была со времен романтизма естественным выражением их религиозных чувств».
Орган в синагоге
К началу 30-х годов прошлого века свыше 70-ти синагог в Германии имели в своем распоряжении орган. Большая часть инструментов была уничтожена национал-социалистами.
После Второй мировой войны возрождение синагогальной музыки проходило очень сложно, медленно и лишь отчасти — в духе перемен начала XX века. «Сегодня в некоторых синагогах продолжают сохранять западную музыкальную традицию. Например, в Берлине во время литургии звучит орган», — подчеркивает бывший раввин Мюнхена Стивен Лангнас.
Но большинство современных синагог, по его словам, находятся под влиянием восточноевропейской традиции, ведь большинство членов сегодняшних еврейских общин приехали в Германию из Восточной Европы. В старой синагоге Кельна, например, есть орган, но он не используется.
В Германии есть общины, проявляющие большой интерес к современной духовной песенной культуре, но их не так уж и много. В целом же картина такова, резюмирует Стивен Лангнас: в еврейских общинах Германии, с их широким спектром предпочитаемых традиций (от ортодоксальных до либеральных), на сегодняшний день представлена самая разнообразная музыкальная культура.
http://www.dw.de
www.principal.su
Связанные посты:
- Синагогальная органная музыка Разрушение культурных традиций В наше время оргáнную...
- Возрождение традиций 5 октября в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отметили День Ингрии....
- Инструментальная музыка эпохи Ренессанса. Музыка дла органа Между ранними сведениями о появлении и применении пневматического органа в...
- Органная музыка в исполнении Оливье Айзенмана (Швейцария) Известный органист Оливье Айзенман представит Швейцарию в рамках VIII Международного...
- «Виртуозная музыка для кларнета, блокфлейты и органа» 01.12 в 16.00 XXV Международный музыкальный фестиваль имени И.И....
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012