5 октября в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отметили День Ингрии. В этом году традиционный день национальной культуры коренных народов нашего региона совпал с двумя юбилеями – 150-летием Колпанской учительской академии и 25-летием общества «Инкерин Лиитто». Торжества проходили в разных районах Ленинградской области, в том числе в Сосновом Бору.
Обучение на своем языке Центральным событием нынешнего Дня Ингрии стали торжества, посвященные юбилею Колпанской учительской семинарии, в Гатчине. Событий было много – фестиваль документальных фильмов, открытие памятного знака в Малых Колпанах, выставки, экскурсии. В праздновании участвовали не только жители села, где находилась легендарная семинария, но и гости из других районов, а также Финляндии, Швеции, Эстонии. Конференция подготовлена обществом финской культуры «Инкерин Лиитто», а вел ее известный историк-краевед Владимир Коко. Об истории семинарии рассказал доктор Тойво Флинк. Учительская семинария в Малых Колпанах появилась летом 1863 года. Основной ее задачей была подготовка учителей для финских школ. Кроме того, здесь учили будущих пасторов и органистов. Кстати, органы тогда были во многих церквах, находившихся на территории нашего региона. Сейчас трудно в это поверить, но орган был даже у нас в Ручьях. Семинарию открыли при Колпанской лютеранской церкви Св. Петра. Значение этого события переоценить невозможно. Школ, где учили бы на финском языке, в те годы практически не было, но тяга к образованию у местного крестьянства была. Именно оно по большей части и финансировало обучение своих детей. Не каждая деревня могла себе позволить открыть стационарную школу. Чаще появлялись школы передвижные. Необходимость же в образовании была острой. Наиболее прогрессивные люди того времени видели, что народ спивается, и воспрепятствовать этому могут только образование и культура. Это и общества трезвости, и школы, и многое другое. Судьбы учителей За годы работы семинария, которая с 1911 года носила имя Александра Второго, выпустила более тысячи учителей. Среди них были достаточно известные люди – например, такие, как композитор и органист Моозес Путро, автор известной песни «Поднимайся, Ингрия», ставшей фактически гимном Ингерманландии и ее народов. Он был родом из прихода Туутари. В конце октября будет его юбилей – 165 лет, а совсем недавно вышла про него книга на русском языке. Написала ее ученица композитора Хелли Суоминен. Впервые работа была опубликована на финском полвека назад. Моозес Путро был человеком многогранным. Например, он сам писал стихи для своих песен. Поэтическим талантом обладал и его брат – прекрасный переводчик. Моозес Путро основал Санкт-Петербургское финское песенное общество, которым и руководил все оставшиеся годы. Общество славилось своим хором. По его инициативе стали проводиться праздники песен – первый прошел в Скворицах. В Колпанах проходил шестой по счету, приуроченный к полувековому юбилею семинарии. Он же стал последним. Помимо этого, Моозес Путро издавал газету «Инкери». В те годы она была единственной газетой на финском языке в нашем регионе. Выходит она и сейчас – правда, за годы существования газеты ее выпуск несколько раз прекращался то по финансовым, то по идеологическим соображениям. После семинарии, которую он закончил в семнадцать лет по двум специальностям – «кантор-органист» и «учитель», — он поступил Санкт-Петербургскую консерваторию. Преподавал сначала в Колпанской семинарии, потом в столице, в финской школе повышенного уровня. Жизнь его закончилась трагически – как, впрочем, и жизни многих его современников. Однажды, уже после революции, он вышел из дома и направился в свою церковь, где должен был собрать в последний путь одного из прихожан. Обряд он исполнил, но обратно домой не вернулся. Исчез бесследно – впрочем, как и многие жители Петербурга, не очень хорошо вписавшиеся в новую реальность. Точно так же бесследно исчез и еще один бывший выпускник семинарии… О судьбах выпускников рассказал в своем докладе Алексей Крюков. На конференции, посвященной юбилею семинарии, говорилось и о судьбах ее выпускников. Некоторые сразу после революции эмигрировали в Финляндию или Эстонию, и там спокойно дожили свой век, сея разумное, доброе, вечное в души своих учеников. Те, кто остался в Советском Союзе, дожили только до 30-х годов, до того самого «тридцать проклятого года», и прах их остался в основном на Левашовской пустоши, вместе с сорока тысячами других расстрелянных… Колпанская семинария прекратила свое существование в ноябре 1024 года. Впрочем, сказать, что она совсем исчезла, нельзя. Конечно, пасторов там готовить перестали, а вот учителей для финских школ в новом педагогическом училище готовили ровно до того времени, пока сами финские школы не закрыли. Произошло это в 30-е годы – кстати, тогда были закрыты школы и в деревнях, ныне входящих в состав Сосновоборского городского округа. В потоке истории В первые годы советской власти в Колпанах в сельсовете были в основном финны. Финское население преобладало, и советская власть вроде бы давала ему возможность для самореализации. Продолжалось это недолго. Центром сельсовета в те годы была Гатчина, именовавшаяся Красногвардейском. В конце 30-х финский сельсовет был ликвидирован, а сами финны попали в опалу – началась эпоха великих переселений народов, которая Ленинградской области коснулась очень сильно. Не все переселялись в Сибирь и на Север. Были и такие, кому удалось сразу после войны эмигрировать – например, в Швецию, как это произошло с родителями Инкери Петерссон. Швеция в те годы бурно развивала экономику, нужны были рабочие руки, поэтому эмигрировать туда было нетрудно. Правда, бывали случаи, когда эта страна, всеми силами старавшаяся сохранить нейтралитет и собственную независимость, выдавала граждан, бежавших от советской власти – скажем, жителей не так давно образованных прибалтийских республик. Но с финнами этого не случилось. Правда, получить землю негражданам было невозможно, но зато их с радостью брали на заводы. Финны принесли с собой некоторые традиции, неизвестные соседям. Например, в Швеции того времени не признавали волейбол, финны же эту игру очень любили. О том, как жили те из ингерманландских финнов, кто еще после революции уехал в Финляндию, рассказал Вадим Мусаев. Диаспора была довольно многочисленной. Эмигранты (если точнее, то репатрианты – ведь ингерманландские финны переселились в наши края из других районов Финляндии еще во времена шведского владычества) занимались самыми разными видами деятельности, благо языкового барьера у них не было. И, кстати, среди видных деятелей финской культуры того времени немало выходцев из наших мест. Не только разговоры Юбилейные торжества включали в себя не только конференцию, хотя она, безусловно, стала самым значимым событием. Кстати, проходила она в Центральной районной библиотеке Гатчины. Там же была устроена небольшая, но очень интересная выставка, посвященная выпускникам семинарии. Да, а что же случилось с кирхой в Колпанах? Естественно, она была закрыта. Там сначала находилась артель, потом она отошла к заводу, и лишь в начале 90-х здание вернули лютеранской церкви. Одним из эпизодов празднования была установка памятного знака. Был и фестиваль документальных фильмов, посвященных истории и современности финно-угорских народов. История эта во многом трагическая – в свое время власти сильно постарались искоренить даже саму память о том, что в наших краях жили эти народы. Впрочем, полностью искоренить все-таки не удалось, сейчас пошел обратный процесс. Времена, когда люди стыдились своей национальности, все-таки миновали – и, будем надеяться, безвозвратно. Представители разных народов вдруг вспомнили, что у них есть свой язык и своя культура, и культура эта не менее интересна, чем у других народов. И ничего, что за времена сталинских репрессий и последующей ассимиляции количество носителей финно-угорских языков значительно уменьшилось. Такие явления были и в других странах Европы – да хоть в той же Англии, когда некоторые языки считались практически вымершими, а потом возрождались. Есть шанс, что примерно то же произойдет и у нас. Ведь чем больше в стране разных культур – тем она богаче.
Ирина ПОЛЯКОВА

http://www.terastudio.com

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.