- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Медные трубы Мариинской гимназии
Уникальный орган, переживший революцию и две мировые войны, уцелевший в пожарах, бомбежках и наводнениях, может погибнуть из-за разборок в Царскосельской гимназии искусств им. Ахматовой.
В России осталось десять дореволюционных органов, из них два, созданных Вильгельмом Зауэром, мастером эпохи романтизма. 39 других его творений, привезенных когда-то в нашу страну, сгинули бесследно .
Большая школа
Орган W. SAUER ORGEL OPUS 432, изначально церковный, в прошлом веке работал в консерватории. На нем играл Сергей Прокофьев. Потом инструмент списали. В музыкальную школу в Московском районе, куда его определили на пенсию, он не вместился, и орган перевезли в школу № 10 в Пушкине (ныне Царскосельская гимназия искусств им. А. Ахматовой). Сотрудники гимназии во главе с Юрием Федоренко своими силами три года латали старый инструмент, и в 1988 г. у него началась новая жизнь — на органе учили играть детей и устраивали концерты.
В 2010 г., к 300-летнему юбилею Царского Села, гимназии дали денег на ремонт. Орган разобрали и разложили по ящикам. Но в жизнь инструмента вмешалась политика: у директора Юрия Федоренко, возглавлявшего гимназию 30 лет, испортились отношения с властями района. После торжественного вручения золотого ключа Матвиенко с показательными съемками первого урока директор отказался перевозить туда детей: пока земельный участок за новым корпусом не закреплен, здание не введено в эксплуатацию, нет заключения о безопасности воды и т. д. В результате в декабре у гимназии появился новый директор — 24-летний Михаил Окулов. Талантливый пианист, звезда международных конкурсов, он работал замом Федоренко, был знаком ему с детства, и им же в гимназию приглашен.
Искусственный скандал в Царском Селе
Юному директору предстояла большая нетворческая работа — переоформление участка, получение заключений от коммунальщиков и пожарных, внеплановая инвентаризация. Дошла очередь и до старичка «Зауэра». «Орган был упакован в фанерные ящики, которые хаотично лежали в старом корпусе гимназии, где уже шел ремонт, было отключено отопление. Я пригласил эксперта Росохранкультуры Владимира Кошелева, мы вскрыли ящики, запечатлев все на видео. Состояние инструмента было ужасным, некоторые трубы поломаны», — рассказывает Окулов.
В районной администрации ему пообещали денег на возрождение органа. К этому времени отношения между новым и старым директором стали напряженными. По словам Михаила Окулова, бывший босс писал на него жалобы, а в документах указывал: «директору Окулову от директора Федоренко». После увольнений и судов бывший директор вернулся в гимназию преподавателем.
Конкурс
В июле 2011 г. был объявлен конкурс на реконструкцию «Зауэра», максимальная стоимость контракта — 8,146 млн руб. Против конкурса выступила Ассоциация органистов и органных мастеров (АООМ). Ее представители настаивали: в России нет компаний, умеющих реконструировать органы, и это важное дело можно поручить только зарубежным специалистам.
Жалобы в антимонопольную службу подали две петербургские фирмы: «Торговый дом на Невском» и «Еврофон». Они пытались оспорить пункт, мешающий иностранцам включиться в борьбу: о наличии у участников конкурса лицензии на реставрацию объектов культурного наследия. В жалобах говорилось о малом сроке для ремонта — 3,5 месяца (он должен быть «от 8 до 12 месяцев», написано в документе), высоких штрафных санкциях и долгом гарантийном сроке (10 лет).
Обе фирмы представляют зарубежные компании, а в качестве экспертов у них выступали представители АООМ. Среди них Анатолий Погодин, бывший техник по инструменту гимназии, который демонтировал орган перед ремонтом. Окулов его уволил: орган идет на реставрацию, зачем держать техника, который его обслуживает. И нажил еще одного врага. Погодин утверждает, что причиной увольнения стало его выступление на телевидении, где он сказал, что условия конкурса прописаны под конкретную фирму.
Окулов уверен, что у бывшего техника и других представителей ассоциации был свой корыстный интерес: «В электронной переписке я видел проекты договоров с зарубежной фирмой, в них было прописано, что они выступают консультантами и осуществляют поэтапную приемку реконструкции. То есть ездят в командировки в Германию за казенный счет, получают вознаграждение. Они так ждали этих денег, а я нарушил их планы». Директор готов предоставить переписку суду. Анатолий Погодин отмахивается: «Это ерунда!»
Антимонопольная служба отказала жалобщикам, конкурс признали законным, его выиграл единственный участник, фирма «Сила звука», готовая провести реконструкцию за сумму почти вдвое дешевле стартовой цены — 4,3 млн рублей.
В миноре
15 декабря 2011 г. в гимназии прошла приемка отремонтированного инструмента. Акт подписали Окулов, эксперты Росохранкультуры, Общества камерной музыки, органостроитель Павел Чилин, представитель «Силы звука» и представитель гимназии.
Ровно через три месяца в гимназию пришли сотрудники Управления экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД России по СПб и ЛО во главе с майором Игорем Березиным и опять же эксперты ассоциации. Среди них Анатолий Погодин. Проинспектировав ящики, они выдали заключение: реконструкция проведена не в полном объеме.
Органы органа
«Мы открыли ящики и увидели, что большая часть работ не выполнена, детали в грязи. Они не приглашали интонировщиков — в России их просто нет! Чилин — хороший мастер, но здесь работа такой сложности, что она под силу только зарубежным компаниям», — повторяет Погодин.
Павел Чилин — единственный органостроитель в России, был одним из мастеров, которых «Сила звука» привлекала к ремонту «Зауэра». После окончания реконструкции он был принят на работу в гимназию на место Анатолия Погодина.
«Я могу поручиться, что работы были выполнены на сто процентов. Ну, может, на 99, всегда есть к чему прицепиться. Органу не требовалась глобальная реконструкция — инструмент был по-немецки крепкий. Я не считаю, что только иностранные специалисты могли осилить реконструкцию. Я 25 лет строю органы и вполне могу провести такой ремонт», — отвечает Чилин. На вопрос, приходилось ли ему выполнять работу такой сложности, отвечает: реставрировал часы с органом в Эрмитаже, орган в Тарту, реанимировал орган в костеле в Ковенском переулке, в приходе св. Михаила на Васильевском острове, строил инструменты в хоровом училище им. Глинки, академии им. Гнесиных.
Осенью 2012 г. гимназия заказала независимую экспертизу Центру экспертизы культурных ценностей по Северо-Западу. Он дал заключение: работы выполнены в полном объеме. «Среди экспертов были те, кто принимал участие в реконструкции», — говорит Анатолий Погодин, считая себя независимым экспертом.
В ящик
Дважды в 2012 г. гимназия объявляла конкурс на монтаж органа. Дважды конкурсы отменял Комитет финансового контроля из-за отсутствия согласования с Комитетом по охране памятников (КГИОП). «Почему никого не волновало, что без разрешения КГИОП был в 2009 г. проведен демонтаж органа? И никого не смутило, что подрядчик был выбран без всякого конкурса», — возмущается нынешний руководитель. «Демонтировали по заданию администрации, деньги там были грошовые», — парирует бывший мастер. Грошовые деньги — 500 тысяч рублей: 300 — на ящики, остальное — на демонтаж.
Дело
10 декабря 2012 г. было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По мнению следствия, из-за недовыполненных работ по реконструкции органа государству причинен ущерб в 2,67 млн рублей. У директора гимназии, главы районного отдела культуры Сергея Никитина, и замглавы Пушкинской администрации Татьяны Боголюбовой (она подписывала документы по органу) прошли обыски. Органный зал опечатали. «Инструмент должен храниться при определенной температуре и влажности, — говорит Павел Чилин. — Там жара стоит страшная. Орган в разобранном состоянии! Трубы под собственным весом превращаются в тюбик, стекают, дерево и лак рассыхаются».
В марте было наконец получено разрешение на монтаж от КГИОП, а Царскосельская янтарная мастерская согласилась собрать орган бесплатно — в бюджете нет на это денег. Чилин дважды обращался к следователю Анатолию Манафу, но тот не позволил приступить к монтажу.
22 мая депутат ЗакСа Максим Резник направил руководителю ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Андрею Лавренко письмо с просьбой взять под личный контроль расследование уголовного дела и предпринять все возможное, чтобы следствие разрешило монтаж органа: «Существует реальная угроза не только значительного ухудшения сохранности органа, что потребует проведения повторной дорогостоящей реставрации, но и полной утраты объекта культурно-исторического наследия, балансовая стоимость которого составляет 69 283 320 рублей».
Но следователь Манаф непреклонен: «Орган — вещественное доказательство, я не могу дать разрешение на сборку до тех пор, пока не будет проведена экспертиза его состояния». Постановление об экспертизе вышло еще 4 февраля — полгода назад, но следователь объяснил, что торопить экспертов не может. И отказался назвать учреждение, занимающееся обследованием, сославшись на тайну следствия.
В гимназии говорят, что видели у разобранного инструмента представителя фирмы «Зауэр» и Анатолия Погодина. Последний считает, что жизнь в ящике органу не повредит. «Ничего с ним не случится. Он десять лет в 80-е лежал, — говорит бывший техник и неожиданно уверенно добавляет: — Осенью будет новый директор, он примет решение, что с инструментом делать дальше».
В том, что скандал с органом устроили для того, чтобы избавиться от директора, Окулов не сомневается: «В деле нет ни подозреваемых, ни обвиняемых. Но я мешаю. В тот же день, как мой адвокат подал жалобу в суд — мы просили передать орган для проведения монтажа, — у меня прошел повторный обыск. Изъяли документы по подчиненным, уборщице и настройщику. «Следователь мне сказал: «Согласно трудовому договору уборщица должна находиться на работе 8 часов, а по факту находится 2 часа, это значит, что она меньше работает, чем надо, а зарплату получает в полном объеме?»
Следствие посчитало, что Окулов обогащался за счет уборщицы, и возбудило против него дело по статье «За превышение должностных полномочий». Директора отстранили от работы. По словам Анатолия Манафа, ведущего оба дела, они идут к завершению: ожидается, что результаты экспертизы подготовят к осени.
Ольга Гнездилова
http://tsarselo.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Органный скандал в Пушкине 25.07.2011 Органный, но совсем не музыкальный, скандал в Пушкине. Из...
- Органный скандал в Пушкине Органный, но совсем не музыкальный, скандал в Пушкине. Из Царскосельской...
- Органные трубы Кунгурской ледяной пещеры в России Россия. Одной из наиболее известных и популярных среди туристов достопримечательностей...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012