Органный, но совсем не музыкальный, скандал в Пушкине. Из Царскосельской гимназии имени Ахматовой отправляют на реставрацию старинный инструмент. Органные мастера уверены, что ремонт возможен только в Европе. Администрация города и дирекция гимназии рассчитывает на реставрацию в пределах страны.

Условия конкурса, который объявили на работы, настолько возмутили органное сообщество, что специалисты обратились в Федеральную антимонопольную службу. Екатерина Денисенко разбиралась в ситуации.

Он ждет своей участи в коробках, с того момента, как старый корпус Царскосельской гимназии закрыли на ремонт. ОН пережил революцию, две мировые войны и сотни гимназистов, практиковавших на нем первые аккорды. А грядущую реставрацию, опасаются органисты Петербурга, может и не вынести.

Анатолий Погодин, органный мастер:

«Этот конкурс – он немного странный. Начиная с того, что за основу берется не опыт реставраторов, ни количество выполненных работ, ни квалификация, а стоимость, кто дешевле даст».

Сначала была эйфория – в администрации Пушкина дали деньги на реставрацию. Потом недоумение – условия конкурса не позволяют взяться за ремонт немецкой фирме, в которой и сделали орган. Специалисты уверяют – в России подходящих мастерских нет, и инструмент загубят. В дирекции гимназии успокаивают.

Михаил Окулов, директор Царскосельской гимназии искусств им. Ахматовой:

«Мы, конечно, волнуемся, но можно предположить, что люди неквалифицированные за это дело не возьмутся. Это просто нереально осуществить реставрацию органа».

А повод для опасения, пожалуй, есть. Петербург в последнее время не блистал деликатным отношением к инструменту. До революции органов было больше 80. Из них осталось 5. Один из этой счастливой пятерки – в бывшей церкви на Английской набережной.

И тишина. Этот орган не зазвучит и у профессионала. Мехи не работают, клавиши западают. Только педали еще действуют. Последний раз его слышали лет 60 назад. С тех пор он вроде бы как спит. Вот только сон его не сладок.

В советское время орган лишился почти половины внутренностей. Результат злополучного слуха, о том, что его трубы сделаны из серебра. В поисках драгоценного металла трубы ломали и выдирали с корнем.

Павел Кравчун, вице-президент Ассоциации органных мастеров:

«Вот как тюбик мятый из-под зубной пасты. Вот хорошо сохранившаяся труба. Не знаю, звучит ли она? Звучит!»

И все же, реставрация возможна. Теоретически. В реальности, город и владелец здания, Консерватория, даже на ремонт самой церкви не решились. К слову, в ящиках на полу – еще один инструмент. Чешский орган из Малого консерваторского зала. От такого хранения под собственным весом деформировались трубы. Лежать в коробках вредно и царскосельскому инструменту. Спор из-за его реставрации уже дошел до антимонопольной службы.

Анатолий Погодин, органный мастер:

«Выставлены условия, которые фактически отметают всех остальных конкурентов. Очень короткий срок исполнения заказа. Второе – штрафы за сутки 8 процентов от стоимости заказа. Фактически, мы говорим о том, что, наверно, все решено».

Михаил Окулов, директор Царскосельской гимназии искусств им. Ахматовой:

«В декабре мы закрываем бюджет и должны перечислить оплату. По данному техническому заданию это все реально».

Татьяна Мерцалова, органист:

«Не всегда хорошо работает падаль, клавиши не все отвечают. Подвисает».

Для органа в храме Ковенского переулка каждое сыгранное произведение – как лекарство. Здесь строго исполняют предписание мастера – играть. Иначе умрет окончательно. Из 20 регистров работают только 9.

Сергей Левицкий, ризничий храма Лурдской Божьей матери:

«Причем консервация – достаточно дорогое удовольствие. Как и его реставрация. По оценкам специалистов, это около 250 тысяч евро. Естественно, это только силами общины не собрать».

Так что пока 100-летний инструмент все больше молчит. Во время мессы в храме Лурдской Божьей матери его уже давно заменяет электронный собрат.

25.07.2011

http://www.tv100.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.