Знаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути — рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта.

Прославленный органист Лука Гаделия рассказал корреспонденту Sputnik о том, как складывался его творческий путь. Беседовал Бадрак Авидзба.

 В первую очередь примите поздравления с 30-ым днем рождения и 10-летием творческого пути. Расскажите, когда вы пришли к пониманию того, что музыка — это то, чем вы хотите заниматься?

Лука Гаделия.
Лука Гаделия отметит 30 лет со дня рождения и 10 лет творческого пути

— Это одни из первых детских воспоминаний. Желание заниматься музыкой у меня возникло благодаря телевизионной передаче. Я помню, когда мне было года четыре я смотрел по телевизору, как пианист играет на фортепиано, и это произвело на меня очень сильное впечатление. Так меня отдали в музыкальную школу в 1992 году. Затем началась война, после которой я не мог заниматься музыкой, так как у семьи не было возможности для этого. Когда мне исполнилось 13 лет, у меня появилось осознанное желание заниматься музыкой. Естественно, что в 13 лет я не мог думать о какой-то профессиональной музыкальной деятельности, думал учиться для себя. В стенах Пицундской музыкальной школы я начал обучаться игре на фортепиано и с 14 лет стал довольно активно развиваться. У меня появился хороший педагог, так постепенно любовь к музыке переросла в профессию.

— Когда и на какую сцену вы впервые вышли выступать перед зрителями, и какие у вас были ощущения в этот момент?

— Я прекрасно помню этот день. Тогда я учился в Пицундской музыкальной школе, мне было 14 лет, был торжественный праздник, посвященный Дню Победы. Наш школьный завуч сказала мне, что нужно выступить на концерте. Педагог музыкальной школы меня подготовил, и я сыграл прелюдия до-диез минор Сергея Рахманинова. Концерт проходил в зале Дома культуры в Пицунде. Конечно же, сыграть перед публикой впервые было для меня очень ответственно и волнительно, вместе с тем первое ощущение пребывания на сцене незабываемо, и мне после этого выступления уже хотелось побыстрее выучить новые произведения для того, чтобы выйти с ними на сцену.

Пицундский орган
Жители Пицунды хотят сохранить орган в стенах храма

 Где вы продолжили свое музыкальное образование?

— Я учился в Сухумском музыкальном училище. У меня там были потрясающие учителя, которые помогли моему становлению как музыканта. После окончания училища я уехал в Москву, где и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу органа. В Москве я сделал выбор в пользу этого инструмента. Он меня всегда очень привлекал, в годы обучения в Пицундской музыкальной школе я работал как ассистент органиста, но мне всегда было интересно изучить инструмент не только с точки зрения ассистента, но и играть на нем. Когда мне представилась такая возможность, я с удовольствием воспользовался ей. Я пять лет отучился у профессора академии имени Гнесиных Александра Владимировича Фисейского. В Московской консерватории я продолжал совершенствоваться в аспирантуре и в прошлом году окончил ее.

 С какими трудностями вам приходилось сталкиваться во время учебы?

— Если касаться профессиональных моментов, то как бы банально это ни звучало, были проблемы с занятиями. Если, к примеру, пианист может заниматься на фортепиано у себя дома, у органиста нет такой возможности. В годы учебы приходилось вставать в пять часов утра, чтобы к шести приехать в зал для занятий на инструменте на пару часов.

 Творческому наследию каких композиторов вы отдаете предпочтение?

Лука Гаделия и Кристина Эшба
Гаделия и Эшба: год был насыщен событиями

— Неизгладимое впечатление на меня производит органное творчество Баха, потому что написать столько для одного инструмента — это великое дело. Я не знаю, найдется ли в истории мировой музыкальной культуры человек, который конкретно для одного инструмента написал бы такое количество сочинений и настолько художественно. Конечно же, мне нравятся и другие направления, и другие школы, например, французская романтическая музыка, мне нравится также такой жанр, который идет с момента основания органных школ как жанр органной транскрипции, то есть обработка сочинений, которые были изначально написаны для других инструментов, и они перекладываются именно на органное звучание. Эти произведения обретают новую окраску, совершенно новое осмысление в органном звучании, это всегда очень интересно. Я сам этим занимаюсь, делаю авторские транскрипции.

 Как вы оцениваете преемственность поколений в органной музыке в Абхазии, возможно ли в ближайшем будущем появление новых имен?

— Всегда хочется говорить только о плюсах, но что касается этой темы, конечно же, это наш большой минус. Конечно, было бы здорово, если на базе нашего музыкального училища в Сухуме открылся бы класс органа. Я думаю, что нашлись бы ребята, которые с удовольствием занимались бы. Например, я еще не могу взять на себя такую ответственность, потому, что я понимаю, что педагогика — это отдельная стезя, которой нужно посвящать все время. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация поменяется. Для обучения необходимо иметь инструмент, здесь у нас в Пицунде концертный орган, на нем обучать, конечно, нереально, так как здесь постоянно проводятся концерты. Для занятий необходимо иметь небольшой инструмент.

Впервые за долгие года солисты филармонии исполнили фортепьянный дуэт
Впервые за долгие годы солисты филармонии исполнили фортепьянный дуэт

 В каких концертах вы участвуете сейчас?

— Каждое воскресенье в Пицундском Храме я провожу сольные концерты, в которых принимают участие певцы Радион Хагба и Кристина Эшба. К нам приходит публика, не подготовленная профессионально, как в залы консерватории, поэтому мы стараемся разнообразить программу выступлений.

 Как вы планируете провести свой двойной юбилей, 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути?

— Я не очень люблю отмечать всякие юбилеи и дни рождения. Этот день я проведу в кругу семьи и друзей. К сожалению, нет возможности провести этот день на сцене, так как в Пицундском храме все заранее распланировано, каждый день здесь проводятся концерты.

http://sputnik-abkhazia.ru
www.principal.su
 

Comments are closed.