Судьба Органного зала продолжает волновать многих красноярцев, обеспокоенных намерением краевой администрации передать это здание католической общине.

photo_5_1

Сегодня мы решили продолжить эту тему, начатую в статье «Органный зал нужен Красноярску!» («Красноярский рабочий», 06.12.2012 г.), и попросили рассказать об истории создания Органного зала заслуженного архитектора России, Почётного гражданина города Красноярска Эдуарда Панова, который в 1979-1982 годах был главным архитектором проекта реставрации и реконструкции разрушенного здания римско-католического костёла. И вот что поведал нам Эдуард Михайлович.

Костёл был разрушен в 1929-1930 годах. Разрушен при жизни его создателя — замечательного красноярского архитектора Владимира Соколовского (он умер в 1959 году). Представляю, каково было ему — католику (очевидно) и автору — видеть совершаемый на его глазах вандализм. Были обрушены обе башни-звонницы, с вершины щипца скинута фигура Христа, орган с хоров выброшен на улицу.

Мой тесть — И. И. Быстров, заведовавший в ту пору железнодорожным клубом имени Карла Либкнехта, вспоминал, как он нашёл несколько органных труб, валявшихся в снегу, которые использовались самодеятельным театром для производства шумовых эффектов при постановке «пролетарских» спектаклей. Внутреннее пространство костёла было совершенно варварски изуродовано устройством трёх (!) этажей с тесными клетушками кабинетов, для которых в готических фасадах, не считаясь с их архитектурно-тектонической структурой, прорубались новые оконные проёмы. Поначалу в изуродованном здании расположился радиокомитет, позже — кинокомплекс краевого телевидения.

В таком практически руинированном состоянии памятник архитектуры простоял до конца 1979-го — начала 1980 года. Краеведы от случая к случаю в прессе ставили вопрос о его реставрации. В строительном институте (ныне институт архитектуры и дизайна) по инициативе Ю. И. Гринберг студенты иногда выполняли дипломные проекты по восстановлению костёла. К сожалению, эта общественная озабоченность не вызывала интереса в верхах.

Где-то в конце 1978 года, будучи в командировке в Иркутске, я узнал, что там, как и у нас, есть почти такой же по размерам и архитектуре костёл, который тоже поначалу использовался радиокомитетом, затем студией кинохроники; как и у нас, здание сильно пострадало от усердий активного атеизма. Но в середине 1970-х оно было освобождено, профессионально отреставрировано и к 1978 году приспособлено под зал органной музыки с установкой органа из ГДР. Мне даже довелось послушать небольшую пьесу в исполнении немецкого настройщика: не Домский собор, но впечатление было завораживающим.

По возвращении из командировки я тут же направил докладную записку секретарю крайкома КПСС К. М. Чернову, курировавшему культуру: мол, чем красноярцы хуже иркутян? Но обращение оказалось не ко времени: Чернова направили на дипломатическую службу не то в ГДР, не то в Италию, а записка, как водится, не получила ходу.

Ровно через год, уразумев, что «письменные ходатайства граждан» воспринимаются властью как досужие фантазии, я решил этот вопрос облечь в наглядную форму, так сказать, «визуализировать» предложение. Вычертил эскизно, от руки, пером — планы, фасады, разрезы, иллюстрирующие возможные результаты реставрации нашего костёла с приспособлением его под органный зал; сопроводил их краткой пояснительной запиской с соображениями по потребности в материалах и общей стоимости работ. Сброшюровал это в тоненький томик и отнёс прямо в первую приёмную крайкома КПСС с просьбой передать Павлу Стефановичу Федирко, без особой надежды на ответную реакцию. Однако ошибся. Не учёл, что партийное руководство серьёзно относилось к своему почину — «Превратим Сибирь в край высокой культуры» — и все сибирские регионы весьма ревниво соревновались в этом.

Не прошло недели, как П. С. Федирко созвал большое совещание, где были выработаны конкретные поручения и жёсткие сроки их исполнения: кинокомплексу — освободить костёл; «Гражданпроекту» — немедленно приступить к разработке проектно-сметной документации; Ремонтно-строительному тресту горкомхоза — начать разборку хламья и ремонтно-строительные работы; кирпичному заводу N 3, что на правобережье,- наладить производство специального кирпича; ЭВРЗ — подключиться к изготовлению кованых решёток ограды; художественным мастерским Худфонда — выполнить цветные витражи и бронзовые светильники; ДОКу — изготовить кресла для зрительного зала; краевому управлению культуры — обеспечить приобретение органа.

Руководителем штаба стройки был назначен тогдашний глава города В. Л. Глотов. Текущие планёрки вела его заместитель Л. В. Ноткина, которая была, кроме того, председателем Красноярского отделения ВООПИК. Общая координация всех процессов восстановительных работ осуществлялась секретарём горкома КПСС В. П. Капелько.

Проектирование и строительство велось в напряжённом параллельном режиме, с еженедельными планёрками прямо в костёле.

Соавтором проекта реставрации и реконструкции костёла был А. И. Соловьёв, замечательный архитектор, тонко чувствовавший особенности стиля восстанавливаемого архитектурного памятника.

В костёле не было подвалов, за исключением небольшого помещения под апсидой, где размещался тепловой узел. При реконструкции здания был вырыт подвал под всей площадью костёла для обустройства в нём гардеробов, буфета и туалетов для зрителей.

Между костёлом и домом ксёндза, в котором была организована детская музыкальная школа, сооружён подземный переход.

Цветные витражи в окнах исполнены красноярскими художниками В. В. Жекаловым и С. Лапко. Уникальные светильники-бра и торшеры из бронзы созданы дивногорскими художниками Е. Г. Белоусовым и Г. В. Кузаковым из материалов Дивногорского завода низковольтной аппаратуры. Расцветку кожаной обшивки зрительских кресел (красный цвет — в центральном нефе, чёрный — в трансептах), сконструированных А. Соловьёвым, буквально мимоходом, но весьма удачно, подсказал дизайнер В. О. Кастерин.

Орган приобрели в Чехословакии в известной фирме «Ригель-Клосс». Несмотря на то, что фирме была передана вся необходимая архитектурно-строительная документация, тем не менее её специалисты приезжали в Красноярск и тщательнейшим образом обмеряли интерьеры костёла, поскольку органы — инструменты эксклюзивные и делаются строго под конкретные характеристики акустической конфигурации объёмов концертных помещений, и звучать хорошо могут только в них.

Реконструкция костёла закончилась в 1981 году. А в 1982 году известный советский органист Гарри Гродберг выступил с первым концертом в отреставрированном костёле, высоко оценив его акустику и орган.

Эдуард ПАНОВ, главный архитектор проекта реставрации и реконструкции здания костёла.

На снимке: Органный зал — одно из самых примечательных зданий современного Красноярска.

Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.

http://www.krasrab.com

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.