Костёл Успения Богородицы  римско-католический храм. С 1978 года является органным залом Иркутской областной филармонии.

История деревянного костёла

В 1819 г. на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не были так известны, как иезуиты, однако они оставили заметный след в истории Иркутска, так как именно бернардины добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.

Место для церкви куплено было у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Его строительство, начатое весной 1825 г., а также покупка усадьбы под костёл финансировались за счет средств частных пожертвователей. Усадебное место было выбрано неподалеку от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора. 24 марта 1825 г. была совершена купчая крепость на основной участок, принадлежавший прежде статскому советнику Ивану Николаевичу Веригину, а 2 мая того же года куплен примыкающий к первому небольшой участок иркутского мещанина Григория Яковлевича Суворова. Таким образом, с 1825 г. Иркутский римско-католический приход владел довольно крупной усадьбой, располагавшейся между Тихвинской (совр. ул. Сухэ-Батора), Соборной (совр. ул. Польских повстанцев) и Ивановской (совр. ул. Пролетарская) улицами.

Выстроенный к концу 1825 г. костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже был возведен каменный костёл, который можно видеть и сегодня. Церковь с пристроенными к ней с обеих сторон флигелями для  квартир священников имела  квадратную фигуру и занимала 64 кв. саж. Фундамент под церковью и кельями был каменный, а стены деревянные, обитые досками. Портик главного фассада был выдержан в стиле классицизма.

Деревянный костёл сгорел во время печально знаменитого иркутского пожара 22-24 июня 1879 г.

Строительство каменного костёла Успения Богородицы

Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила руководство местной католической общины к принятию решительных мер. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костёла развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.

Вся постройка обошлась в 63 163 руб. 16 коп. и подавляющая часть этих денег — 55 958 руб. 84 коп. — была получена от частных лиц. Эти точные до копейки цифры были названы в рапорте Комитета по постройке при Иркутской католической церкви в марте 1885 г. Как говорилось позже в том же рапорте, денег на строительство еще было не достаточно, но его начали «в расчете на значительные поступления» в дальнейшем.

Проект костёла был разработан гражданским инженером Юзефом (по другим документам Иваном Фомичем) Тамулевичем, который в то время являлся старшим архитектором Строительного отделения Главного управления Восточной Сибири. Он прошел основательное обучение в строительном училище Главного управления путей сообщения и уже имел за плечами солидный опыт работы по специальности в Сибири (с начала 1870-х гг.).

25 июня 1881 г. Могилевский архиепископ и митрополит А. Фиалковский благословил ксендза Швермицкого “приступить к закладке фундамента нового костёла в городе Иркутске”.

Строительное отделение Главного Управления Восточной Сибири (ГУВС) и Иркутский генерал-губернатор Анучин утвердили проект строительства 26 августа 1881 г. К этому времени уже был готов фундамент, и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 г. были выведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для  духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство костёла приостановилось. Произошло это по следующей причине:

«…вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований».

Весь 1882 г. и половину 1883 г. на строительной площадке нового костёла стояла тишина. Попытки получить денежную помощь от Духовной Консистории результатов не принесли. На ходатайство об этом Митрополита римско-католических церквей России Управляющий МВД сенатор Духов ответил  отказом, который он мотивировал тем, что в виду неблагоприятного состояния денежных дел в Духовной Консистории необходима строжайшая экономия в расходовании средств и потому оказать помощь иркутским католиками не представляется возможным. Он посоветовал также строить костёл меньших размеров — в соответствии с имеющимися в распоряжении наличными средствами.

Тем не менее, иркутский Комитет по постройке нового костёла не отказался от первоначального  проекта и, дождавшись новых пожертвований, в 1883 г.  продолжил строительство. Исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий Строительным отделением ГУВС архитектор барон Г. Розен.

К концу 1884 г. строительство, в основном, было завершено. Оставались отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Однако в целом здание костёла было готово, и с 8 декабря 1884 г., когда храм был освещен во имя Успения Матери Божией Марии, в нем началось богослужение. Обустройство храма происходило довольно медленно и, в основном, было завершено только к концу 1890-х гг.

Иркутск с той поры обогатился уникальным как для самого города, так и всего обширного региона запоминающимся сооружением, обладающим художественными достоинствами и представляющим собой яркий образец культовой архитектуры в позднеготическом, или ложноготическом, стиле.

Внутреннее убранство костёла

Заходящий в храм прежде всего обращал внимание на главный алтарь «прекрасной ажурной работы из дерева», выполненный по рисункам Войцеха Коперского в 1888 г. Он состоял из престола, над которым возвышались

«…до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской».

Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892 г.; правый — с изображением Св. Иосифа, левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки — «10 желтых, лакированных, с опором для плечей и 4 скамейки простые». Органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в Иркутском костёле не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, выписанная в 1896 г. из Варшавы, работы американской фирмы «Сторн и Кларк».

Костёл во время господства советской власти

С окончательным установлением советской власти в Иркутске для костёла и римско-католической общины наступили далеко не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, местные власти в 1921 г. национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. Иркутские католики во главе с ксендзом попытались отстоять свои права. Они чувствовали, что в силах это сделать, так как, по сравнению с другими религиозными объединениями, католики находились в особой ситуации. Большинство из них были поляками по происхождению, выходцами из бывшего Царства Польского, которое, получив после Октябрьской революции независимость, входило теперь в состав самостоятельного польского государства. Бывшие подданные Российской империи, теперь они оказались в двойственном положении — живя в Сибири, закрепившись здесь, они в то же время могли претендовать на особое к себе отношение как к представителям другого государства. А после неудачных для России военных действий с Польшей и заключения в сентябре 1921 г. Русско-Польского соглашения поляки-католики имели на руках конкретное положение этого соглашения и ст.7, п.З Русско-Польского мирного договора, которые гласили:

«Религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности, в России имеют право в пределах внутреннего законодательства пользоваться и приобретать движимые и недвижимые имущества, необходимые для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений».

Однако, эта оговорка — «в пределах внутреннего законодательства» — не позволила им добиться успеха. Вопрос долго рассматривался в самых разных инстанциях, от горкоммунотдела до Президиума ВЦИК. В конце концов на требование общины вернуть им в собственность здания костёла и прикостельного дома было отвечено отказом, и католическая община окончательно перешла на положение арендатора своего бывшего имущества. При этом ей вменялось в обязанность его полное содержание, ремонт и страхование.

Одновременно с муниципализацией собственности прихода городские власти пытались закрыть костёл вообще, расторгнув договор с общиной. Для этого они искали всевозможные поводы, которые в основном сводились к плохому содержанию здания костёла. Серьезная угроза закрытия нависла над общиной в 1930 г. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков и предъявили общине обвинения в нарушении договора об аренде. Вероятно, какие-то пункты обвинения и имели под собой почву. Содержание костёла требовало больших затрат, а иркутская католическая община была уже не столь многочисленна и не имела таких состоятельных членов, как раньше. Некоторые пункты акта осмотра были настолько мелочны, что их нельзя назвать иначе, как придирками и натяжками для создания видимости полнейшего беспорядка в делах общины.

Президиум Горсовета 19 октября 1930 г. постановил:

«Ликвидировать Иркутскую Римско-Католическую Общину на основании доклада начальника Городского Административного Отдела ввиду ряда нарушений со стороны общины».

Об этом общине было объявлено 23 ноября 1930 г. В ответ на это иркутские католики стали активно отстаивать свое право на существование, протестуя против решения администрации. Они подали жалобу в Оргбюро ВЦИК Восточно-Сибирского края с полными объяснениями к каждому пункту обвинения. Это дало свои результаты. Расторжение договора было отложено.

Однако закрытие иркутского костёла было отодвинуто на очень короткий срок. В феврале 1938 г. очередная комиссия госсовета, обследовав костёл, признала его содержание неудовлетворительным и опять потребовала расторжения договора об аренде. Это обследование позволяет составить некоторое представление о тогдашнем реальном техническом состоянии сооружения, где, наряду со многими мелкими дефектами, были зафиксированы серьезные конструктивные его повреждения. К ним, в частности, относились многочисленные трещины, идущие от цокольной части и по всему периметру здания, возникновение которых началось, очевидно, уже в первое десятилетие после возведения храма за счет часто происходивших землетрясений. В конце 1930-х гг. община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя, как в 1930 г. 7 апреля 1938 г. Президиум Иркутского Облисполкома принял постановление, где говорилось:

«…учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костёл) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. Президиум Облисполкома постановляет: утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих».

Таким образом, община была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание не подверглось внешним разрушениям (хотя изнутри было перестроено до неузнаваемости) и тем более не было «отдано под склад».

Восстановление религиозного сооружения

В 1974-1978 гг. по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.

В 1978-1990 гг. в воссозданном здании католического храма был открыт филармонический зал с последующей его интенсивной концертной и гастрольной практикой. В объеме апсиды прежнего костёла был устанавливлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) «Александр Шуке».

С 1991 г. происходит возрождение в Иркутске, третьем по счету из российских городов, римско-католического прихода Успения Богородицы. Приход был учрежден в сентябре 1991 г. декретом тогдашнего главы Апостольской администрации для католиков латинского обряда азиатской части России епископа Иосифа Верта. Его возглавил прибывший несколько ранее в Иркутск из Польши ксендз-настоятель отец Игнаций Павлюс. С того времени на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костёла размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

С весны 1998 г. в Иркутске была создана резиденция вспомогательного епископа для католиков Апостольской администрации азиатской части России. Уже вскоре она преобразуется в центр отдельной римско-католической Апостольской администрации Восточной Сибири во главе с епископом Ежи Мазуром. При решении вопроса о передаче здания костёла в единоличную собственность католического прихода представители столкнулись со следующими проблемами: трудность совмещения некоторых повседневных функций музыкально-концертного учреждения и храма, так же, как и несоответствие некоторых аспектов статуса здания храма, отнесенного к категории исторических памятников, довольно малая вместимость здания иркутского костёла в сравнении с современными потребностями и задачами местной католической среды. В связи с этим с обоюдного согласия городских властей Иркутска и римско-католической администрации было принято решение о сооружении большого кафедрального римско-католического собора Непорочного Сердца Божией Матери (Богородицы) в Глазковском районе на ул. Грибоедова.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
Тел: 8 (3952) 33-63-65
E-mail:  prihoduspenie@mail.ru
 
 
 
www.principal.su
 

Comments are closed.