- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Исцеление музыкой
Интервью с концертмейстером, органистом Донецкой областной филармонии Заслуженной артисткой Украины Светланой Ольховиченко.
Как ни странно, при всех сложностях нынешней жизни люди стали чаще ходить на концерты классической музыки. К примеру, на недавнем концерте «Русские классические романсы» в зале Донецкой филармонии яблоку негде было упасть: зрители стояли в проходах, сидели на приставных стульях…
Об этом и многом другом из жизни Донецкой филармонии и ее артистов в эксклюзивном интервью корреспонденту «2000» рассказала концертмейстер, заслуженная артистка Украины Светлана ОЛЬХОВИЧЕНКО.
Небеса послали нам замену
— Светлана Ивановна, давайте начнем, как говорится, с самого начала: как вы пришли в мир классической музыки?
— С мамой проходили мимо музыкальной школы в Горловке, где жила наша семья, и увидели объявление о вступительных экзаменах. Сдала их, поступила с первого раза — мне было тогда 8 лет. У меня была очень хорошая преподаватель, интеллигентная женщина Елена Захорян, выпускница Тбилисской консерватории. Лето она проводила так: приезжала в Питер и шла по музеям. В Москве посещала занятия в классах Московской консерватории. Представляете? Потом приезжала в Горловку преподавать.
Сейчас Елена Христофоровна в Германии. Я вспоминаю ее с любовью и теплотой. Это она направила меня после окончания музыкальной школы в Донецкое музыкальное училище. Потом была консерватория, где также преподавали изумительные учителя — Александр Литовский и Стефан Вайс, объездивший весь мир. Когда он рассуждал об Италии, Боттичелли — это было здорово!
Еще в 1970-м, будучи студенткой, я начала работать в Донецкой филармонии. Она, как и в советские времена, остается одной из лучших на постсоветском пространстве.
— Что изменилось с тех пор?
— У людей пропала привычка ходить на литературные концерты, в то время как до развала СССР выступления московских чтецов собирали полные залы. Была попытка вернуть традицию проведения литературных концертов. Приезжал чтец Рафаэль Клейнер из Московской филармонии с программой потрясающих стихотворений Ахматовой и Мандельштама. Зал нашей филармонии собрал всего человек 20 — это было так стыдно!
— Раньше поэты собирали стадионы…
— Это не то место. Классическое искусство требует скромности. Но однажды (смеется) я аккомпанировала в центре стадиона народной артистке Алине Коробко. Это, по-моему, была инициатива по линии руководства области.
В то же время есть массовое искусство, когда народ хочет видеть знаменитость. Помню, только прошел фильм «Собака на сене» — какое впечатление на зрителей произвело выступление Боярского — в традиционно черном костюме, неизменной шляпе и с гитарой!
— Говорят, прагматичный век не рождает гениев.
— Бывают исключения. В этом сезоне после выступления в Карнеги-холле (США) к нам приезжал виолончелист Нарек Ахназарян. В юном возрасте этот ереванец уже лауреат престижных конкурсов. Так вот, по-моему, в его лице небеса послали нам замену не так давно ушедшему из жизни Мстиславу Ростроповичу. Настолько Нарек чувствует каждую ноту, цепляя внимание слушателя, — мороз идет по спине, и не знаешь почему.
На этом органе играл Чайковский
— Насколько классическая музыка перекликается с другими видами искусства, например живописью?
— Бетховена сравнивают с Микеланджело, Моцарта с Леонардо да Винчи. Классическая музыка и живопись импрессионистов вообще рядом стоят. Импрессионизм — чувственное впечатление. Смотришь вблизи на картину — видишь точки, издали — будто солнце бросило на холст свои лучи, и в эту секунду что-то засияло. Это можно сравнить с фортепианными этюдами Клода Дебюсси, знаменитого французского композитора. «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Холмы Анакапри» — каждая из этих прелюдий — картинка.
Или вот плакатная живопись Тулуз-Лотрека. Смотришь, как дамы танцуют канкан, и будто слышишь эту музыку.
Я помню, как к нам с программами приезжал Андрон Кончаловский. Играл на пианино, а на экране в это время мелькали картины, по его мнению, перекликающиеся со звучащей музыкой.
— Как привлекаете людей в филармонию?
— У нас есть система школьных абонементов. Как правило, так и бывает: сначала ребенка приводят на концерт вроде как не по его воле, вместе с классом. Потом ему становится интересно — понравилась музыка, красивое платье артистки. Да и доброжелательная атмосфера дорогого стоит. Так постепенно зарождается потребность в искусстве.
Недавно встретила знакомую. Рассказывает о муже: «Купил два билета на программу «Музыка и здоровье», говорит, готовь платье». Спрашиваю собеседницу: «Он медик, да?» — «Нет, милиционер. Просто любит классическую музыку». — «Он занимался в музыкальной школе?» — «Нет». Значит, ребят классом водили в филармонию. Не бывает, чтобы человек на ровном месте вдруг захотел слушать Баха.
Вкус воспитывают годами. Тем более по телевизору с утра до вечера нас пичкают бог знает чем. Часто там классику услышите?
— Как воспитать вкус? С чего начинать?
— С органных концертов. Обычно звучит музыка Баха. Он писал стройно, так, чтобы было всем понятно.
В Донецкой филармонии самый старый концертный орган в Украине. На нем в позапрошлом веке играл Петр Чайковский. И если раньше на репетициях органисты набирали на пульте определенные тембры тысяч труб и записывали их, а начинался концерт — ассистент включал соответствующие клавиши, то после реконструкции инструмента их программируют и репетиционная программа включается автоматически.
— Нужно ли в классику привносить современное звучание?
— Только если это сделано со вкусом и профессионально.
Глубины и страсть
— Светлана Ивановна, вы — концертмейстер. Расскажите об этой профессии.
— Я играю на рояле, органе, клавесине и синтезаторе. Работаю с вокалистами. Нужно играть так, чтобы певцу было комфортно, чтобы он как на крыльях летел. Если концертмейстер чуть-чуть «спрячется», тем самым приподнимет и себя, и певца. Получится ансамбль, вместе созданная музыка.
К примеру, были совместные интересные программы с заслуженной артисткой Украины Еленой Уцкевич «Сердце вновь горит и любит» (романсы 2-й половины XIX века), «Золотые сны Александра Вертинского». Участвую в конкурсах.
Мои любимые композиторы — Бах, Моцарт, Шопен. Бах — в переводе с немецкого — «ручей», и, по-моему, Бетховен очень точно сказал: «Не ручей, а море имя ему!» — такая в этой музыке глубина.
— А казусы на сцене случались?
— Помню, вышел конкурсант и спел: «О, дева чудная моя!» И — тишина. Концертмейстер кивнул. «О, дева чудная моя!» — дальше забыл слова. Концертмейстер подсказывает. Певец еле допел до конца. При этом полный зал, жюри… Увы, такие исполнители за счет напористости и пробиваются в мир классической музыки.
— Рассказывали, что здешние любители музыки побывали в Испании, не выходя из зала Донецкой филармонии?
— В совместной программе с Еленой Уцкевич мы попытались перенести колорит этой страны на сцену. Создавая «Ночи в садах Испании», прочитали массу литературы. Гарсиа Лорку, например. Испанские обряды — это так интересно! А костюмы у них какие! Испанию нельзя петь и играть в чем попало.
Исполнять испанскую музыку артист должен с максимальным эмоциональным накалом. Среди декораций на сцене — украшенный цветами подиум. Из места отдыха он превращается в смертное ложе. Потому что Испания — это любовь и смерть.
Испанцам характерны горячий темперамент, вулканические страсти любви и ревности. Для них жизнь по большому счету ничего не стоит. Герой не будет страдать пять дней из-за неразделенной любви — он схватится за нож. Это и поражает зрителей до глубины души…
— Как нынешний кризис сказался на работе филармонии?
— Мы своими силами рисуем щиты с анонсами концертов. Но сейчас, как ни странно, тяга к классической музыке возросла. Другое дело, не всегда у людей есть 10—30 грн., чтобы прийти на концерт.
Что до обратной стороны финансового кризиса, можно посмотреть биографии композиторов и живописцев. Чем жизнь была тяжелее, тем гениальнее творчество. Рембрандт вообще в нищете закончил…
— О чем мечтаете?
— Хочется побольше проводить времени у органа. Но он требует столько сил и времени! Вообще много музыки еще не сыграно, а хочется попробовать все.
Роман ПОБЕРЕЖНЮК
Данная статья вышла в выпуске №21 (462) 22 — 28 мая 2009 г.
Связанные посты:
- Константина Волостнов: «У органа больше преимуществ перед камерной или фортепианной музыкой» «Шедевры и раритеты органной музыки» собирают аншлаги. Для Константина Волостнова,...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012