- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Инструмент-оркестр
В конце февраля исполняется 8 лет самарскому органу.
Его «хозяйка», органистка Людмила Камелина, отмечающая в этом же месяце свой юбилей, и хранитель, Юрий Савельев, сравнили инструмент с живым существом и рассказали о его здоровье, душевном и физическом.
«Он и солист, и партнёр»
К концерту по случаю дня рождения своего и органа Людмила Камелина шьёт новое платье.
— Я очень уважительно отношусь к «королю инструментов», — объясняет тщательную подготовку к юбилею заслуженная артистка РФ. — Мы нашли друг друга, как музыканты однажды находят «свой» инструмент, умея играть на нескольких. Возможности самарского органа позволяют мне делать всё, что я считаю интересным. Очень люблю современную музыку для органа, ведь этот инструмент для современной музыки — кладезь возможностей, он заменяет целый оркестр. Но люблю играть и старые вещи. В старинной музыке каждый раз находишь что-то новое. Это как старое украшение с новой блузкой — оно «играет» по-новому, появляется новое тепло. Мои друзья, не музыканты, после концерта, где я играла только Баха, сказали, что им не было скучно слушать произведения одного и того же композитора. Я и для себя открыла — с другими композиторами прошедших веков так не получается. Великий Бах — один из немногих композиторов, которого можно слушать весь концерт — так невероятно широк диапазон чувств его музыки, философская глубина. Благо, у нашего органа хороши и тембр, и звук. И он действительно как живое существо — может быть на сцене и солистом, и «партнёром» — голоса, оркестра или ансамбля.
Красоту и мощь звука самарского органа уже оценили многие великие музыканты мира. Один из последних концертов на сцене самарской филармонии дал органист собора Нотр Дам де Пари Оливье Латри, выступивший в цикле «Органные столицы мира». А создатель этой программы, ставшей визитной карточкой культурной Самары, — Людмила Камелина. В прошлом музыкальном сезоне она стала победителем конкурса «Культурный герой года» в номинации «Художественное явление». Почти двадцать лет Людмила Камелина, ставшая нашей землячкой пять лет назад, играет на органе, освоила и «попробовала» множество инструментов европейских залов и церквей, но, по её словам, каждый раз с трепетом приближается к инструменту.
Своё благоговение перед «королём инструментов» некоторые музыканты мира выражают, снимая перед ним обувь и босиком играя на ножной клавиатуре. У Людмилы — особая обувь. Она из такой тонкой кожи, что пальцами ног органистка чувствует нижнюю клавиатуру так же, как пальцами рук верхнюю. А изменения в «настроении» инструмента замечает, едва прикоснувшись к клавишам. Впрочем, хандрит орган или нет — посетители филармонии не услышат. Звук, «бродящий» по залу, будет в зависимости от температуры в помещении лишь чуть ниже или чуть выше обычного.
Послушать сердце, посчитать «рёбрышки»
Чтобы орган не заболел какой-нибудь серьёзной болезнью, Юрий Савельев, органных дел мастер, часто проводит профосмотр.
— Несмотря на свою монументальность орган очень хрупкий инструмент, — уверяет он. — 3500 его труб и трубочек диаметром от нескольких миллиметров до полуметра звучат благодаря особой «смятости» их верхушек. Трубы сами по себе очень мягкие, сделаны из сплава нескольких металлов. В каких пропорциях — секрет фирмы «Рудольф фон Беккерат», мастера которой возвели по всему миру более трёхсот инструментов, пять из которых звучат в России — в Самаре, Краснодаре, Кондопоге, Сочи, Санкт-Петербурге. Самые большие — басовые трубы длиной до шести метров — видны зрителям. (Кстати, замечали, что фасад органа выполнен в стиле самого здания филармонии?) Остальные — за сценой, стоят на высоте до десяти метров. У органа 52 регистра — это значит, что одна нота звучит одновременно в 52 октавах.
Много это или мало? Скорее, «золотая середина». В США есть орган, имеющий 30 тысяч труб и 790 регистров. Для маленького помещения самарской лютеранской кирхи хватает и трёх регистров. «Сердце» любого органа — тихо работающий электромотор, он — прямо за сценой. «Лёгкие» инструмента — меха, нагнетающие воздух в трубы. Его «рёбра» — сами трубы. «Кровеносная система» — кабель, соединяющий пульт, за которым сидит органист, с мотором. Как-то один из маленьких хористов, наступив на кабель, вывел из строя орган на несколько месяцев, пока немецкие специалисты не выяснили причину остановки инструмента — в самом маленьком проводке переломилась позолоченная шпилька, которую и в лупу с трудом можно было разглядеть. Большая неприятность для органа — излишняя сухость или излишняя влажность. Почти катастрофа случилась несколько лет назад, когда прорвало пожарный водопровод. Благо, особая пропитка ели, дуба и ясеня, лак, которым покрыт орган, воду не пропустили. Есть ещё одна напасть — мыши. Именно эти враги съели в сочинском органе тканевые прокладки. Нехорошая болезнь — пыль, оседающая на трубах и забивающаяся внутрь. В западных органных залах и храмах держат постоянную температуру для того, чтобы орган не портился. Но 18 градусов в зале — и наши зрители разбегутся от холода. Поэтому температуру внутри органа поддерживает кондиционер. И наш орган звучит великолепно.
Инструмент на века
Говорят, что лев, сидящий наверху самого знаменитого в мире органа голландского города Хаарлема, подмигивает, когда его «повелитель» доволен исполнителем. Этому инструменту более двухсот лет, и на нём играл великий Моцарт. Самарский орган не настолько знаменит. Но наш инструмент занимает среди «новоделов» одно из достойных мест в Европе и прослужит века. Его голос, обращённый в вечность, пробудит в земляках высокие чувства, принесёт в их сердца умиротворение и покой. А рождение легенд, связанных с «королём инструментов», — всего лишь вопрос времени.
АиФ Самара
www.principal.su
Связанные посты:
- Самый большой музыкальный инструмент в мире Самый большой в мире орган, насчитывающий 33 тысячи труб, был...
- Больше, чем просто инструмент Ещё совсем недавно, в конце 20-го столетия слово орган...
Календарь публикаций
Апрель 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012